На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никто их не оберегает и не лелеит, на них тупо зарабатывают, а вот почему они такие залы собирают, это вопрос к нашим...Лаврентию Павлови...
  • валерии темников
    Мой пассаж  словами Лермонтова в отношении ....."БОГАТЫРИ!  Не вы!  именно и относится к нашим олигархам и либерастне...Лаврентию Павлови...
  • Галина Дудкевич
    Очень люблю патриотические песни в исполнении ансамбля им. Александрова. Класс!!!Краснознаменный а...

Журналы боевых действий открывают ужасающие зверства

Журналы боевых действий открывают ужасающие зверства: сражавшийся в рядах Финляндии батальон ингерманландцев безжалостно расстреливал гражданское население

В истории братства по оружию между Финляндией и Германией во Второй Мировой войне есть и история ингерманландского батальона, о боевом пути которого не было нормального исследования.Молодые ингерманландцы сначала служили в немецкой армии, затем их перевели в финскую армию. SA-KUVA

Когда Германия захватила Ингерманландию в 1941 году, то она создала батальон из молодых ингерманландцев. В конце 1943 года этот батальон вошел в состав Армии Финляндии, в то же самое время, когда из Ингерманландии в Финляндию было перемещено свыше 60 000 родственных финнам ингерманландцев.

Боевые действия батальона ингерманландцев, «Ост-батальона 664» в составе немецкой армии мало известны. Даже немцы считали действия батальона жестокими и чрезмерными.

Вот история про батальон, который после перевода в Финляндию получил обозначение «6-й отдельный батальон».

Дневник пастора

Весной 1943 года из Финляндии в немецкую армию прибыли три лютеранских пастора: Юхани Яяснкеляйнен, Рейно Юлёнен и Юсси Тенкку. Их задачей было проводить «духовное окормление» солдат-ингерманландцев.

26-летний капеллан, лейтенант Юсси Тенкку вместе со своей женой Лиисой вёл дневник о депортации ингерманландцев в Финляндию в 1943-44 годах.

Зимой 1941-42 годов на оккупированных немцами территориях проживало чуть меньше 80 000 ингерманландцев. В марте 1943 года их начали перемещать с оккупированных территорий в Финляндию.

Из ингерманландских финнов немцы уже в феврале 1942 года создали часть под названием «Finnische Sicherheitsgruppe 187» (Финская группа безопасности 187); позднее её название изменили на Ost-Bataillon 664 (Восточный батальон 664).

Финский батальон, созданный в Ингерманландии, служил на оккупированной Группой армий Север территории Эстонии и Ленинградской области. Задачей финского батальона было обеспечивать безопасность железных дорог от партизан.

В своем дневнике Тенкку пишет, что в штабе батальона и в ротах командный состав был почти полностью немецкий. Из финнов ответственную должность занимал только родившийся в Германии переводчик батальона Ханс Метцгер, который получил финское гражданство.Отряд ингерманландцев изначально действовал в немецкой армии под обозначением Finnische Sicherheitsgruppe 187.BORIS SALOMON

”Дрожали от ужаса”

Капеллан Тенкку описывает в своем дневнике, что у немцев был невообразимый страх перед лесами и партизанами. Это делало их предельно осторожными – и давало партизанам преимущество в нанесении внезапных ударов. Русские партизаны и гражданское население, в свою очередь, боялись ингерманландцев, с гордостью записал пастор в своем дневнике.

– Когда они (ингерманландские финны) впервые появились в этом районе и начали посещать местных, то те всегда дрожали от ужаса.

В своем дневнике Тенкку называет ингерманландских финнов просто финнами. Он описывает, как в бою «финны» по сравнению с немцами проявляли особую решительность и храбрость.

Когда летом 1942 года оккупанты уничтожили лагерь партизан на Оредеже, то "«финская 2-я рота… храбро бросилась в атаку на лагерь и решила исход боя» - писал Тенкку.

После уничтожения лагеря командовавший операцией немецкий капитан сказал: ”Финны – это финны”.

После изучения военных документов это на первый взгляд восхищённое замечание немецкого капитана можно толковать по разному. По архивным документам, немецкие офицеры часто жаловались, что в нетрезвом виде ингерманландских финнов было невозможно заставить подчиняться требованиям военной дисциплины. Непоправимые последствия не остались вне поля зрения Тенкку и его коллег-пасторов.Журналы боевых действий ингерманландской части находятся в Национальном архиве. BORIS SALOMON

Стычка в конторе

Военный пастор Юхани Яяскеляйнен так описывает свой визит в батальон ингерманландцев:

– Немцы рассказали, что финский младший сержант Нуйя (Nuija) пришел в контору роты в пьяном виде с винтовкой и ручными гранатами, чтобы отомстить немецким фельдфебелям, но те его застрелили в конторе.

17-летний стрелок батальона Вяйнё Пюлсю и второй солдат восточного батальона были осуждены военным трибуналом на 5 лет тюрьмы за убийство в состоянии алкогольного опьянения.

У газеты Илталехти имеются архивные материалы о десятках подобных случаев.

”Избежание одичания”

Хотя немецкие солдаты сами жестоко обходились с русским населением, они не могли толерантно относиться к беспредельной мести некоторых солдат ингерманландского батальона.

Поддержание дисциплины в батальоне «во избежание одичания» было важно. Вот несколько примеров приговоров, вынесенных солдатам-ингерманландцам из Восточного батальона 664:

– Стрелок Восточного батальона 664 Йоханн Кирьянен приговорен к смертной казни 29.9.1943 и расстрелян на месте. Он застрелил старосту одной из деревень рядом с Любанью.

– Солдат Матти Суйкканен из «Sicherungsgruppe 187» приговорен к смертной казни за крупное хищение и расстрелян 8.4.1943.

– Стрелок Матти Коломайнен и заместитель командира взвода Виктор Вянянен из «Sicherungsgruppe 187» расстреляны за крупное хищение.

Глубокая ненависть к русским

Большинство солдат в батальоне ингерманландцев было очень молодым, чуть ли не моложе 20 лет. Старшеклассников было почти 10 процентов. У многих из них уже был шокирующий опыт жизни в Советской России.

Их страдания от коммунистического режима привели к слепому насилию и ненависти, которая выплёскивалась и на русское гражданское население. Они не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей.

Сильная ненависть ингерманландцев к русским не ускользнула от взгляда капеллана Юхани Яяскеляйнена.

– Национальное чувство сильно, а ненависть к русским – глубока. Немецкий фельдфебель жаловался, что эти финны не понимают, что немцам нужно дружелюбно вести себя по отношению к русским в связи с нынешней ситуацией, — пишет он в своем докладе.

Ненависть ингерманландцев к русским даже с точки зрения немцев зачастую заходила слишком далеко. Примером этого служит обоснование СД – службой безопасности СС – увольнения ингерманландского финна Микко Федотова из рядов немецких вооруженных сил.

– Федотов говорит, что сильно ненавидит русских и моментально выходит из себя. Поскольку Федотов считает, что каждый русский – коммунист и неоднократно угрожал своим товарищам оружием, он непригоден к службе в армии – написано в заключении СД.Представители финской армии и немецкие эсэсовцы прекрасно проводят время в ходе перемещения ингерманландцев в Финляндию. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ФИНЛЯНДИИ

”Приятная и товарищеская атмосфера”

Капеллан Юсси Тенкку, член Академического Карельского общества (AKS) и его супруга Лииса были ярыми сторонниками Великой Финляндии и «общего дела» финно-угорских племён.

Переселение ингерманландского населения в Финляндию при помощи нацистской Германии так обрадовало Тенкку, что он закрыл глаза на нарушения прав человека, которые немецкие оккупанты позволяли себе в отношении русского гражданского населения.

В разговорах с немецкими офицерами СС Тенкку похвалялся ролью Финляндии в битве с большевизмом.

Одним из его собеседников был оберштурмбанфюрер СС Эрих Иссельхорст, который после войны был казнён в Страсбурге за военные преступления.

– Ужинаем у безопасников в «Sicherheit», туда только что прибыл командир, оберштурмбанфюрер доктор Эрих Иссельхорст. Высокий, красивый мужчина спортивного телосложения… В разговоре кто-то говорит, что общая борьба против большевизма нас объединяет, вспоминал Тенкку.

Общение с эсэсовцами с точки зрения Тенкку было во всех отношениях приятным.

– Сходили в гости к Оберштурмфюреру Фишеру из СД в Красном Селе. Там была приятная товарищеская атмосфера.

Неполная картина

Записи Тенкку о визите в ингерманландский батальон дают неполную картину о боях батальона на железной дороге. По его описанию, задачей батальона было охранять железную дорогу от атак партизан.

Однако Тенкку не может не отметить, что солдаты батальона не просто охраняли железную дорогу от партизан.

– Как-то раз финские парни переоделись в партизан и пришли в русскую деревню, и местное население радостно вышло их встречать, спрашивало новости и предложило угощение, - пишет Тенкку.

Что случилось в деревне после этого трюка, дневник Тенкку умалчивает.

В то же время Тенкку пишет, что «в первую очередь 2-я рота финского батальона принимала участие в уничтожении лагеря партизан на Оредеже». Но в каких других операциях Ягд-команд принимали участие финны – об этом дневник Тенкку умалчивает.

Дневник командующего тылом 18-й армии «Kommandant des rückwärtigen Armeegebietes», о боях на Северо-западе России за период 1.4.1942–31.12.1943 помогает восполнить этот пробел.

Записи дневника однозначно показывают, что финско-ингерманландские части (Sicherungsgruppe 187/Восточный батальон 664) совместно с частями специального назначения Германии (команды СС, тайной полиции, полицейскими батальонами_ активно участвовали в противопартизанских акциях.

Право убивать гражданских

Командующий 18-й армией генерал-полковник Георг Линдеманн отдал 30.10.1942 приказ, который является отражением участия Вермахта в идеологической войне на уничтожение.

Приказ давал всем офицерам право убивать попавших в плен красноармейцев и гражданских без каких-либо формальностей. Партизаны и подозрительные личности должны были расстреливаться на месте.

В борьбе с партизанами иностранные добровольцы в рядах немецкой армии особо «прославились» своими зверствами.

Один из примеров связан со зверским массовым убийством цыганского населения в деревне Филипповщино на Северо-Западе России. Оно было осуществлено в тыловом районе Группы Армий Север (Rückwärtiges Heeresgebiet Nord) в конце февраля 1942 года.

Карательный отряд состоял из немцев, ингерманладнцев и эстонцев. Они вошли в деревню и выгнали население полуодетыми на улицу. Мороз стоял в 30 градусов.

Их выстроили на мосту, ведущем в деревню. Цыганские семьи заставили танцевать, чтобы «потешить своими отвратительными плясками» остальных жителей деревни. После этого цыган расстреляли перекрестным огнём из трех пулемётов.

После расстрела русское население деревни заставили похоронить тела. Это массовое убийство описано, помимо всего остального, в книге Мартина Холлера The National Socialist Genocide of the Roma in the German-occupied Soviet Union (Нацистский геноцид цыганского населения на оккупированных немцами территориях СССР) (Heidelberg 2009).В документах немецкой армии есть данные о приговорах военно-полевого суда ингерманландским финнам. BORIS SALOMON

Жалости не знали

Анализ документов тыла Группы армий Север (Kriegstagebuch 583, командующий Korück) показывает, что большая часть жертв среди русского гражданского населения погибла от рук летучих карательных отрядов. В эти отряды входили ягд-команды 2-й и 3-й рот батальона ингерманландцев.

Выдержки из журнала боевых действий подтверждают, что по отношению к партизанам немцы и ингерманландские финны жалости не знали.

Выжившие в бою и попавшие к плен к немцам расстреливались, иногда их вешали на видных местах. В дополнение к этому сжигали целые деревни. Вот несколько примеров:

27.4.1943

16 гражданских расстреляно по подозрению в шпионаже.

16.6.1943

На расстрел передали в период по 19.5.1943 включительно 19 мужчин за бандитизм, шпионаж и саботаж, 2 женщин за саботаж на работе, одну женщину за кражу полевой почты.

17.-30.6.1943

За кражи, шпионаж и саботаж расстреляли 3 мужчин и 2 женщин.

Коллективное наказание русских как карательная мера за смерть немецких солдат было каждодневной частью войны против партизан. Сюда входили именно расстрелы подозреваемых и сожжение деревень.

Выше приказа генерала Линдеманна был приказ Адольфа Гитлера от декабря 1942 года. Гитлер приказал принимать любые безжалостные меры и к женщинам и к детям, если эти меры приводили к желаемым результатам.

Среди пленных, передаваемых ингерманландцами немцам на расстрел, были женщины и дети. По записям в журналах боевых действий их подозревали в сотрудничестве с партизанами.

16.–31.7.1943

За активную помощь бандитам расстреляли 3 мужчин и одну девочку.

Следующие выдержки из журнала боевых действий тыла Группы армий Север показывают, насколько безжалостно батальон ингерманландских финнов сражался против партизан и их предполагаемых сторонников.

5.7.1942

На станции Нащи задержали и расстреляли 4 партизан. В Кромах взяли в плен 4 красноармейцев и расстреляли по пути. Финская группа принимала участие в ликвидации партизанского лагеря в в Волчево.

11.7.1942

Патруль в Люболядах задержал и расстрелял 4 партизан.

17.8.1942

Патруль задержал трех партизан и расстрелял их.

7.10.1942

В лесу западнее Грязько замечено 150 бандитов, в огневом бою с ними застрелено 15 бандитов.

11.7.1942

В Люболядах патруль задержал и расстрелял 4 партизан.

15.7.1942

Задержали трех гражданских, подозреваемых в том, что они партизаны, среди них одна женщина.

Приближается перевод

Война оккупантов против СССР была жестокой, и психическая усталость от боев с партизанами среди молодых ингерманландцев была большой. Тяжелую жизнь пытались залить водкой.

– К сожалению, молодые парни начали слишком сильно пить. Мало кто из них успел закончить даже церковно-приходскую школу, - записал капеллан Тенкку в своем военном дневнике.

Когда в конце лета 1943 года пастор уехал из батальона обратно в Гатчину, в батальоне ходили слухи, что его переведут в Финляндию.

Тенкку был рад этому, но подчеркнул, что духовной заботе о батальоне необходимо придавать особое значение. У пастора были причины быть обеспокоенным.В журналах боевых действий в Национальном архиве есть записи о переводе ингерманландских финнов в Финляндию и дебоше в Таллине. BORIS SALOMON

Кошмар в Таллине

В начале декабря 1943 года ингерманландский батальон готовился к переводу в Финляндию. Он стал 6-м отдельным батальоном финской армии.

Первая партия, всего около 750 солдат, прибыли в Таллин в период 2.–5.12.1943. По записям в журнале боевых действий 6-го отдельного батальона (23.11.1943–25.4.1944) финские офицеры были в шоке, так как часть прибывших солдат была сильно пьяна.

Командир 1-го и 2-го маршевого этапа немецкий лейтенант Шюц выразил свою обеспокоенность отсутствием дисциплины в части. По его словам, в часть отобран худший и непокорный материал, который «устроил бардак уже в пункте сбора и при проведении марша».

Десятки солдат батальона устроили дебош в Таллине, наводя ужас на жителей города. Распоясавшаяся солдатня требовала еще крепких напитков.

Глава полевой жандармерии Таллина, немецкий лейтенант Хофман отчитался перед представителями финской армии, что пьянчуги успели натворить в городе: драки, поножовщина, шесть солдат задержаны «в состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения».

По прибытию в Таллин эта часть ингерманландцев была настолько пьяна и опасна, что их пришлось запереть в школе «Луиза» и поставить у дверей двойной караул. Разбирательство в полиции перенесли на следующий день.

В декабре 1943 года ингерманландские финны были переведены в финскую армию и им было выдано финское обмундирование. SA-KUVA

Суровая судьба

18 декабря ингерманландский батальон прибыл в Ханко и полностью перешёл под финское командование. Подполковник Каарло Брейтхольц стал командиром батальона.

Из солдат батальона был создан 6-й отдельный батальон, который воевал в рядах финской армии во время крупномасштабного советского наступления в июне-июле 1944 года. Батальон был распущен 10 октября 1944 года.

По условиям мирного договора ингерманландцы, то есть граждане СССР, депортированные в Финляндию, должны были быть возвращены обратно.

Русские представители Контрольной комиссии союзников строго следили за поисками ингерманландских солдат. Полиция их искала, задерживала в Финляндии, а последнего ингерманландского солдата передала в СССР в январе 1955 года. Многие сумели бежать за рубеж, в том числе в Швецию.

Солдаты ингерманландского батальона, которые были задержаны, получили в СССР большие лагерные сроки – от 10 до 25 лет.

Оригинал статьи на финском языке https://www.iltalehti.fi/kotimaa/a/cca34667-57c8-4d54-b7f5-bc8c4cf4291b

Картина дня

наверх