На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Сейчас тоже героев не мало, жалко их маловато среди нашей самопровозглашённой элитки(((Лаврентию Павлови...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Пожалуйста, тоже так считаю, поэтому стараюсь не забыватьЛаврентию Павлови...
  • Евгений Рудаков
    Слава Лаврентию Павловичу и Вечная ему память в народных сердцах и нашей истории. Настоящий патриот Советской Родины....Лаврентию Павлови...

Снова о Сахалине 6. Столица ч.1

Предыдущие материалы: наше путешествие по Сахалину, Снова о Сахалине 2, Снова о Сахалине 3, Снова о Сахалине 4, Снова о Сахалине 5.

Остров Сахалин. Южно-Сахалинск. История.

У тебя на сопках растет бамбук,
Снова увидать его хочется.
Ничего, что ровно тринадцать букв
Твоего имени-отчества.

Александр Алшутов



Это будет исторический пост о Южно-Сахалинске или просто Южном, как его зовут местные жители.

Официальной датой основания первого поселения на месте города считается 1882 г. когда первые ссыльнокаторжные прибыли в этот дикий край для «домообзоводства». То есть правительство устраивало поселение для отбывших свой срок узников каторги на тракте от поста Корсаковского до Набуйчи (главной дороги Сахалина тогда).
Поселение расположилось в очень удачном для острова месте - в долине защищенной от ветров - и получила имя Владимировка (иногда добавляли «на Черной речке»). Обыкновенная деревня и тогда никто не мог предсказать завидной столичной судьбы для нее.

Все выглядело примерно так -


Жители занимались достаточно нетипичным для этих мест сельскохозяйственным трудом. Повторюсь - на Сахалине не так много мест где можно что-то выращивать на земле и держать скотину. Это и сейчас так.

Да, больше стало дач и огородов но полей и ферм почти нет. Климат тут такой. Со мной согласен и Антон Павлович Чехов:

«Еще через пять верст - селение Владимировка, основанное в 1881 году и названное так в честь одного майора, по имени Владимира, заведовавшего каторжными работами. Поселенцы зовут его также Черною Речкой. Жителей 91: 55 м. и 36 ж. Хозяев 46, из них 19 живут бобылями и сами доят коров. Из 27 семей только 6 законные. Как сельскохозяйственная колония это селение стоит обоих северных  округов, взятых вместе, а между тем из массы женщин, приходящих на Сахалин за мужьями, свободных и  не  испорченных  тюрьмой, то есть наиболее ценных для колонии, здесь поселена только одна, да и та недавно заключена в тюрьму по подозрению в убийстве мужа.» (1890)

С женщинами при каторге тут и правда было не очень. Правонарушения они совершали в 10 раз реже мужчин а по собственной воле ехали разве что за мужем-каторжником. Поэтому женщин распределяло(!) начальство.

Но постепенно поселение росло. 1885 г.- 57 человек, 1895 г. - уже 130.

С соседями (японцами) отношения были вполне добрососедскими (существовало консульство) и ничто не предвещало войны. А она тем не менее случилась.

Военные команды постов и ополченцы мало что могли противопоставить японской императорской регулярной армии. Весь Сахалин был занят японскими войсками.

На фото японские военнослужащие во Владимировке.

23 августа (5 сентября) 1905 года состоялось подписание Портсмутского договора по условиям которого Россия теряла половину Сахалина (и все Курилы). В том числе и этот небольшой поселок (по перепись населения 1897 г. - около 150 зданий, церковь, школа, почта, больница, мельница, лавки).

Почти все «некомбатанты» т.е. мирные жители либо бежали с оккупированных территорий либо выехали позднее. Русских подданых тут осталось совсем немного.

Вот подлинный пограничный столб того времени. Установлен в 1906 г. на 50 параллели.

С стороны Японии.

Со стороны России.

Так болезненное поражение нашей страны было закреплено и на местности.

С 1905 по 1907 г. жизнь  налаживалась но пока под присмотром чисто военной администрации. Японцы в первую очередь занялись переименованием всего что можно. Весь Южный Сахалин стал префектурой Карафуто ну а Владимировка приобрела новое имя - Харуки (тоже в честь майора но уже японской императорской армии). Они же решили, что административная столица префектуры на море (Корсаков-Оодомари) плоха а климат лучше и здоровее в глубине острова.

Поэтому в 1907 г. рядом с бывшей Владимировкой по регулярному плану был заложен новый город - Тойохара (вариант - Тоёхара, яп. - «Долина плодородия» или «Богатая долина»). Город и сейчас сохранил эту четкую планировку а Владимировка-Харуки стала столичным предместьем (столица была переведена сюда в августе 1908 г.).

По данным русского японоведа Д.П. Позднеева, В июле 1907 года население города составляло уже 4800 человек.

«К Владимировке с южной стороны примыкает правильно распланированный японский город Тоёхара . Широкие улицы; конечно - всюду новые дома; красиво отстроенные присутственные места (управление островом, дом губернатора, почта); на всех углах улиц - колодцы, с тесовыми шатрами над ними; несколько в стороне - дымящиеся трубы завода; казармы местного гарнизона... Масса магазинов... Словом, настоящий город! Правда, пока есть лишь до 300 домов; правда, не все улицы мощеные; конечно, - масса еще пустырей... Но, видимо, администрация верит в возможное развитие города, ибо распланированные улицы тянутся далеко к югу...» - писал епископ Сергий, посещавший Южный Сахалин для отправления религиозных нужд. И при этом же:

«Для поддержания плана не останавливались не перед чем! Так, на месте задуманного и разбиваемого города оказалось оставленное русскими кладбище: все гробы вырыли и с костями и трупами их сожгли. И теперь - от бывшего кладбища и следа нет!» 

Такова горькая участь побежденных.

Вот эта улица и площадь на фото сохранилась и сейчас. Привокзальная площадь и Коммунистический проспект. Тогда они конечно назывались не так :). Да и дома сейчас совсем другие, осталась только планировка.

Статус города получен в 1915 году.

До 30-х годов здесь продолжался настоящий экономический бум и город значительно вырос.

Всего население составляло 31,7 тыс. человек. Основное количество жителей были этническими японцами а национальные меньшинства были представлены 208 корейцами, 36 китайцами, 28 русскими и 4 поляками. В городе работало 25 врачей, 6 стоматологов, 3 ветеринара. По данным городской статистики числилось 109 гейш, а число безработных составляло 584 человека (из книги «Южно-Сахалинск - три цвета времени»).

След того бума - здание местного филиала банка «Хоккайдо Такусёку» (ныне Сахалинский областной художественный музей), построенное в 1932 году.

Тогда...

и сейчас.

И еще одно здание тех времен - Краеведческий музей (открытие 1 августа 1937 г.). Оно и закладывалось как музей и служит им до сих пор.

Выполнено в модном в те времена в Японии неонациональном стиле и является его ярчайшим представителем. У нас лет за двадцать до этого был моден неорусский стиль, а тут вариант неояпонского. Очень яркое здание и визитная карточка города.

Но! И это очень важно! Кроме вышеперечисленных, плюс здание гарнизонного военного суда (1908; ул. Невельского, 44а), а также моста через реку Сусуя на Сахалинской улице, больше зданий сохранившихся с японских времен нет вообще.

Так же как и с русских впрочем. До 1968 г. просуществовали так называемый «Дом Осипова» и «Русская мельница» но: «В связи с тем, что дом «первопоселенца Осипова» и «русская мельница» сгнили, реставрации не подлежат и не представляют исторической ценности исключить их из числа памятников». (Решение Южно-Сахалинского горисполкома 11 июня 1968 года).

Но мы забегаем вперед. Вторая мировая война докатилась сюда только в августе 1945 г. 24 августа передовые части Красной Армии вступили в город не встречая особого сопротивления. Тойохара стала советской.

Японские власти успели вывезти на Хоккайдо достаточно большую часть жителей (ушло 76 пароходов и 612 катеров). Оставшиеся тоже старались город покинуть, двинувшись к побережью в надежде на эвакуацию. Советские военные комендатуры занялись налаживанием жизни и обустройством  большого количества мирных (со 2 сентября 1945 г.) жителей. Началось издание газеты на японском языке «Новая жизнь» и даже существовало параллельное хождение йены и рубля. Временное хождение.

1 мая в 1946 г. в Тойохаре. Очень хорошая фотография :)

4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Тоёхара (был выбран именно такой вариант названия) переименован в Южно-Сахалинск. Причем по поводу вариантов нового имени явно была дискуссия и существовал например вариант переименования областного центра в Чехов.

18 апреля 1947 года сюда из Александровска-Сахалинского была перенесена административная столица всего Сахалина. До этого в 1946-47 году существовали две раздельные Южно-Сахалинская и Северо-Сахалинская области - советская часть и бывшая японская.

Это демонстрация 7 ноября 1946 года уже в Южно-Сахалинске. Появились первые переселенцы.

Город заселяли переселенцами из внутренних областей СССР а японцев репатриировали. К середине 1947 г. их осталось всего лишь треть от былого, предвоенного количества. Но надо сказать что и сами японцы не очень-то горели желанием оставаться на положении побежденных непонятно в каком качестве.

Меньшие сомнения испытывали корейцы, которых завезли на остров в качестве недорогой рабочей силы. У них и выбора не было - в Японии они не нужны да и в нищей, разоренной войной родной Корее тоже. Впоследствии из этой этнической группы образовался любопытный феномен - «Сахалинские и Курильские корейцы». Абсолютно оторванные от родины но тем не менее сохранившие бытовые и кулинарные привычки. Капуста Кимчи (или кимчА, как ее здесь зовут), специи, маринованный папоротник на столах сахалинцев - это все их влияние.

До какого-то момента они не имели всех прав советских граждан и даже не очень-то могли уехать с острова.

Сейчас это абсолютно интегрированная часть российского общества. Любопытно видеть как скуласто-раскосый молодой человек в компании сверстников произносит нечто вроде - «А я ему говорю что это не по-пацански» или «Совсем малой берегов не видит».

После войны потекла в общем обычная жизнь обычного далекого города СССР. Хотя местные жители до сих пор не могут забыть визита к ним Никиты Хрущева (в компании Булганина и Микояна) в октябре 1954 г.

Найдя город «в плачевном состоянии» Никита Сергеевич тем не менее срезал жителям региона многие северные льготы и надбавки.

«До Южно-Сахалинска руки не доходили... Мне Южно-Сахалинск показался чем-то похожим на Украину: яркое солнце, щедрая земля, богатая дикая растительность. Тут только приложить руки, завезти людей и заинтересовать их в деле, а потом станет там житье не хуже, чем во многих районах Советского Союза».

Причина такого оптимизма заключалась видимо в том, что Никита Сергеевич попал сюда золотой осенью - в самое лучшее и благодатное время. Мне вот не показались эти края такими уж ласковыми.

Старые дома 50-х годов еще сохранились кое-где в центре.

Вообще тут существовала/существует такая поговорка - «город застраивается по мере выгорания». Эти еще не выгорели.

Согласно этой поговорке явно действуют власти и в других российских городах. Но пока есть и такие дворики.

Не могу сказать, что город они украшают. Дома 60-х уже кирпичные но все равно достаточно безрадостные хоть и с наглядной агитацией - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».

Более поздние пятиэтажки.

Высотных домов практически не встречается - сейсмоопасность.

Приветы из прошлого попадаются часто.

Автомобили в своем большинстве конечно японско-корейские. Но точно «выгрыз» себе нишу УАЗ со своими «буханками», «Патриотами» и «Хантерами». Встречаются «газели». Да и старые ВАЗы бывают как впрочем иv«Москвичи». Вообще тут есть целый «ВАЗ-центр» (интересно, много ли они их продают?). Общая пропорция - примерно один отечественный к ста иностранным.

Социальная реклама с гербами города и области.

Южно-Сахалинск еще очень молод. 125 лет - ну какой же это возраст для города? У него все впереди.

Следующий пост будет о внутригородском горнолыжном курорте «Горный Воздух». Место, которое невозможно не посетить будучи в Ю.-С.

Южно-Сахалинск. «Горный Воздух».

Горнолыжный Курорт с очень кондовым, но и не менее верным названием «Горный Воздух»" расположен непосредственно в городе и настолько легко достижим, что зимой горнолыжникам можно докатываться до дома просто в силу инерции.

Поскольку город лежит в долине, то его естественно окружают возвышенности (можно сказать и горы, почему нет, высоты до километра). Вот на ближайшей из этих гор («Русской») и расположился комплекс.

Возник он не в путинские двухтысячные а наоборот даже в хрущевские шестидесятые годы и имел два трамплина, оборудованные склоны, и все прочее, необходимое для подготовки «зимних» спортсменов. Олимпийская сборная СССР, например, готовилась тут к Олимпиаде в Саппоро 1972 г.

Например, историческое фото.

Я не знал, что от проспекта Победы есть канатная дорога, и поэтому просто попер в гору напролом. Ну не напролом - по автомобильной дороге.

Лиственницы да. Наблюдал часто встречающуюся оптическую иллюзию - ручей текущий в гору. Из-за сложного рельефа кажется, что вода вопреки законам физики затекает вверх по видимому подъему. Иллюзия. Вода не ошибается.

Меж тем состав растительности меняется.
Высоковольтная линия. Внизу видна дорожка городского парка (того, где детская железная дорога).

Не могу рекомендовать всем подниматься пешком, так как это делал я. Здоровье само собой, но там и подготовка нужна.

Наконец-то я вышел к промежуточной станции канатки.

Раньше здесь была турбаза и спортцентр, потом какое-то время все было заброшено, а в данный момент горнолыжный курорт. Но сейчас, летом, о нем напоминают только причудливые механизмы - ратраки (трактора-снегоукатчики).

Стоит, зимы ждет. На таком тракторе и не вспашешь и не покосишь :).

Скульптура при входе на бывшую турбазу.

Наш энергичный народ отбил у оленя рог и набросал внизу мусора. Вы его не видите, но я вам говорю.

Та-а-а-ак, а вот и схема. Ничего так размах.

Ну а я остаток пути решил прокатиться на чуде техники.

Но 150 рублей за подъем в выходные все же крутовато. Но люди ездят. Наверно из-за очень красивых видов.

Это проспект Победы, одна из центральных улиц.

А это Аэропорт Хомутово. Он совсем рядом и самолеты, заходя на посадку, проходят ниже тебя, стоящего на горе.

Ну вот я наконец и наверху.

Совсем наверху несколько домиков обслуживания, стеклянная станция и кафешка в надувном куполе. И все. Только скамеечки и люди.

Появляется горный кедровый стланник, ведь высота тут уже около 600 метров.

И ветер. Без куртки совсем никак.

А вот то, ради чего я и карабкался - виды на город. Улица Пограничная.

Улица Поповича (космонавта и почетного гражданина города). Коммунистический проспект виден чуть-чуть справа.

А вот это самый центр. Вокзал, Сахинцентр и всякие другие крупные объекты просто как на ладони.

Объекты покрупнее. Южно-Сахалинская ТЭЦ. В низкоэтажном городе ее трубы видны издалека как маяки.

Квартал обыкновенных пятиэтажных домов. Очень цельный ансамбль.

Канатка тут тоже была с незапамятных времен и очень красиво вписана в пейзаж.

Горы вообще красивы.

Снег сошел еще совсем не везде. Это вид как бы за гору, назад. Вот там, в 25 километрах, океанское побережье. А чуть в стороне приемный радиоцентр системы «Орбита» - «Весточка». Хорошее название - и правильное, и не казенное.

Вниз идти легче, поэтому обратно я спускался уже своими ногами. И не пожалел.

Настоящий махаон. Говорят, что размах крыльев у дальневосточных подвидов может достигать 10 см. Но мне попался наверно совсем юный. Крупнее обычной бабочки-крапивницы, но не в 8 раз, а всего лишь в 4.

Очень удобно было его снимать потому что при порывах ветра он просто не может оторваться от земли. Так и сидит пережидает.

Брошу последний взгляд на вершину...

...и пойду-ка я в гостиницу. Благо, она прямо под горой, в самом конце Коммунистического Проспекта.

Бронировал я ее из Москвы, и она была недешевой, но превзошла все мои ожидания. В номере чего только ни было, но в путешествии к грязевым вулканам у деревни Ключи пригодилась мне совершенно неожиданная вещь. Фонарик (на фото прикреплен к столу сбоку). Зачем в номере фонарик?

Там пришлось идти по заброшенным тоннелям, а я к этому заранее был готов. Ведь интернет всему научит и ко всему подготовит :). Но об этом будет отдельный рассказ, а пока - Южно-Сахалинск парадный, тот, который и видят туристы. Ждите следующего поста :).

Сахалин Железнодорожный.

Пригородный дизель-поезд Д2 готовится к отправлению до станции Новодеревенская. Пост состоит из двух частей - о музее СахЖД и про общую железнодорожную жизнь тут.
Основной вокзал острова - станция Южно-Сахалинск.

Исторически первые железнодорожные пути появились тут после русско-японской войны в южной (японской тогда) части острова. В первую очередь связь с портом Корсаков (Оодомари) а потом постепенно и дальше на юг, к границе, к 50-й параллели - Южно-Сахалинск (Тоёхара) - Стародубское (Сакаэхама), потом дорога по западной части острова Невельск (Хонто) - Ильинский (Куссюнай). К тридцатым годам сеть была уже достаточно густа и принадлежала не только государству. Были и частные участки. На русской части (менее освоенной) существовали только узкоколейки для вывоза угля и леса.

Здание управления японскими железными дорогами на Сахалине.

После войны даже были попытки связать материковую железнодорожную сеть с сетью острова с помощью тоннеля "Мыс Погиби - Лазарев". После смерти И.В. Сталина эти попытки были свернуты, хотя и средств и сил было потрачено немало.

Влияние японцев сохранилось на железнодорожную жизнь тут вплоть до настоящего времени. Подвижной состав уже практически весь российский, но поверьте - все выглядит совсем-совсем не так как материке. Поэтому профильный музей СахЖД - это место, которое надо посетить обязательно.

Паровоз серии D51 1948 г.

Интересно как он попал сюда, ведь явно не трофейный же? Значит где-то куплен специально для Сахалина?

За ним, в тенечке, место сбора разнообразных бичеватых граждан кстати.

С 1998 г. ведется перешивка всех дорог острова на наш стандарт, а это подразумевает не только переукладку полотна, но и новый габарит, например для тоннелей и пристанционных сооружений. Не знаю, закончено ли это мероприятие, в самом разгаре ли или еще вообще рельсы не трогали.

Вот своеобразная инсталляция о прошлом.

Разновидности использовавшихся вагонов.



В углу снимка можно наблюдать грузовой самолет Ан-12, заходящий на Хомутово. Я же говорю - все происходит над центром.

Локомотив ТУ7 советской постройки, используется на узкоколейках и у нас, на материке.

Семафор с системой тросов.

Локомотив-снегоочиститель на базе тепловоза ТГ-16.

Роторно-шнековый с вот такой пастью.

Но он здесь не единственный. Снегоочиститель ДВГД-51 (К-600) - аппарат буквально для прогрызания пути в снегу.

А вот сильно исторический снегоочиститель "Вадзима".

Кому-то может показаться, что очень уж много тут подобной снегоуборочной техники. Что ж, значит этот человек плохо представляет себе зиму на Сахалине.Вот из свеженького:

Утром 31 декабря на перегоне станций Заозерная - Пугачево Сахалинской железной дороги (219 км) снежной лавиной был сбит с пути тепловоз и снегоочиститель (СДПМ)."
http://www.skr.su/?div=skr&id=60566.

Это его откапывают.

А это пропускают скорый поезд Ноглики - Южно-Сахалинск.

Продолжим.

25-тонная цистерна 1954 г. Странно только то, что информацию на бочке как будто бы закрасили и нанесли снова. Может железнодорожники и привирают.

Пригородный дизель-поезд "КиХа-02", когда-то купленный в Японии для здешних условий.

Сейчас его заменил пригородный японский же Д-2. Он посовременнее, конечно, но тоже уже вполне годится в музей. А на настоящий момент он выполняет четыре пары рейсов в день - две в Быков и две до Новодеревенской.

А вообще расписание очень скромное -

Пригород - Новодеревенская и Быков (по два рейса, один в Быков засылается пустым и в расписании не фигурирует). Вагоны с тетками ходят в Томари и Корсаков (почему в Корсаков не гоняют Д-2 я не знаю). А дальнее следование совсем крохотное - дневной девятисотый поезд до Тымовска и два ночных до Ногликов (Экспресс №1 :) и народный 601).

Расписание составлено и действует по местному времени (+7 часов МСК) но в билетах дальнего следования указывается все равно московское. Система «Экспресс», видимо, иначе не умеет.

Прибывает поезд №602 Ноглики - Южно-Сахалинск.

Таких локомотивов ТГ-16 Людиновского завода у нас тоже не встретишь. Причем других тут и нет - ни привычных нам тяговых пассажирских, ни тяговых грузовых. Столь странный выбор обусловлен сложными природными условиями, для которых лучше всего подходят почему-то людиновские тепловозы.

А вот вагоны - самые обыкновенные.

099 сверху в цифровом шифре это как раз и есть принадлежность к СахЖД (когда-то она была отделением ДВЖД, но с 15 апреля 1992 г. автономна и независима).

Посмотрим на карту железных дорог острова.

Основной пассажирской артерией является транссахалинская трасса Южно-Сахалинск - Ноглики, а остальные ответвления по сути являются подъездными путями к портам, терминалам и местам горнодобычи. Пассажиров там ждут не очень.

Плюс карта еще и врет, дорога Ю.-С. - Николайчук - Холмск разобрана.

Купив билет на завтра до станции Тымовск на севере острова, я запланировал сегодня посетить брошенные тоннели на дороге Южно-Сахалинск -Николайчук - Холмск и грязевые вулканчики у деревни Ключи, а на следующий день уехать на север острова и посетить город Александровск-Сахалинский, бывшую столицу острова (и каторги), потом русской части острова. Сейчас это обыкновенный райцентр, а когда-то (с изрядной долей иронии) Александровск называли «Сахалинским Парижем».

Про цветы.

У нас праздничные недели. Один за одним идут День освобождения Сахалина и Курил, 130-летие Южно-Сахалинска, 65-летие образования Сахалинской области.
Сегодня покажу несколько фотографий с конкурса цветочного оформления городской клумбы.
1. Сами клумбы располагались напротив района "Трех братьев" по проспекту Победы.

2. Сам проспект приводят в порядок. Он заметно преобразился за последний год и работы продолжаются.

3. Вот вид в сторону площади Победы.

4. Местная телевышка высотой 182 метра.

5. Переходим к работам. Композиция "Любимый город" МБУ "Зеленый город". Имхо, немного незавершенная композиция.

6. Композиция "Остров счастья" ООО "Компания Сахалинзеленстрой". Эта композиция заняла 3-е место.

7. Композиция "С днем рождения, любимый город" от ИП Жупанова А.А.

8. Композиция "Время расцвета" от ООО"Ландшафтный дизайн" заняла 2-е место.

9. Барабанная дробь....и победитель конкурса композиция "Цветочная симфония" от ООО "Терра Лайн".
От себя. Ну коли победили, то почему бы не украсить такими клумбами хотя бы центральную часть города, а не конкретно взятое место. Горожанам и приезжим было бы приятно посмотреть.

10. А теперь просто прогуляемся по окрестностям. Я спустился по проспекту Победы от Комсомольской до Мира. Это католический приход святого Иакова. Справа бывшее здание банка "Сахалин ВЕСТ", теперь там располагается Далькомбанк, какие-то магазины и компании.

11. Небольшое и причудливое 3-х этажное здание суши-бар "Нихон Митай". Рекомендую для посещения. Кормят очень вкусно. Заказывайте либо второй этаж, либо места у окна. Единственный минус, который я заметил это шум.

12. Перекресток проспекта Победы и улицы Физкультурной.

13. Проспект Победы в сторону площади Победы.

14. И снова проспект Победы от проспекта Мира.

С цветочками все, но не все с праздничными репортажами. В следующий раз покажу небольшую выставку вооружения на площади Победы.

Покажу свежие (за 2016 год) ночные фотографии Южно-Сахалинска сверху.
1. Освежим, так сказать, более современными фотографиями.

2. Южная часть города. Видны огни аэропорта и ВПП.

3. Темное пятно в центре кадра это район областной больницы.

4. То же самое только с другой точки и чуть поближе. На переднем плане янтарная полоска улицы Горького. Сейчас по ней от Коммунистического проспекта до Есенина можно проехать практически без остановок. Я обычно по ней езжу, когда есть необходимость работать ночью. А что? Так классно - едешь, можно сказать, один по улице и никто не мешает.

5. Горького-Емельянова. Темные высотки это будущий комплекс Грин Палас Мира-Пуркаева. Четыре голых стены 66 кв. метров по 6 млн. рублей минимум и 146 кв. метров по 19 млн. рублей максимум. Это бизнес, детка!

6. Чуть севернее Емельянова. Вдали видны огни Троицкого.

7. Общий вид.

8. Тоже общий вид южнее проспекта Победы.

9. Здесь уже прихватил и центральную часть города.

10. Чуть севернее проспекта Победы....жилые муравейники.

11. Вид на центр города.

12. В центре высотки еще одного, но уже готового Грин Паласа. Левее коробка Чехов-центра, правее здание Сахинцентра, ныне здание Правительства Сахалинской области.

13. Западный склон. Не смотря на мороз народ катался.

14. Место для селфи и красивых фото.

15. Средняя площадка подъемника.....надо бы добраться до верха.

16. Это уже на спуске с Горного Воздуха. Внизу Санта Резот Отель и лыжероллерная трасса. Очень хорошее место для прогулок в любое время года.

Совсем немножко про визитную карточку нашего города. Практически открыточный вид- Сахалинский областной краеведческий музей.

Музей был построен в 1937 году в стиле "нихон шуми" (императорская корона) по проекту японского архитектора Ешио Кайзука. Ходили слухи, что это здание, в котором в японские времена восседал местный императорский наместник, типа губернатор. Однако, местный карафутский губернатор сидел наверное в фанерном домике, а это здание изначально создавалось как музей губернаторства.

У входа в музей стоят две скульптуры, которых часто называют львами. У одно животного пасть открыта, у другого закрыта. Животных ставили у входов в храмы и считали их посланниками богов. Чаще всего это были не львы, а помесь льва и собаки.

Территория музея обустраивается, есть фонтан, лавочки, мостики, миниводопад, масса зелени, летом, а особенно осенью там особо красиво. Также на территории музея имеется историческая военная техника. Например, это японское полевое орудие 20-х годов прошлого века.

Это русская 11-дюймовая пушка образца 1867 года, которая участвовала в обороне Порт-Артура во время русско-японской войны 1905 года. Кстати, Сахалин косвенно поучаствовал в этой войне, например подвиг крейсера Новик, который вырвался из Порт-Артура и доплыл до Сахалина не через Цусимский пролив, а обогнув Японию с востока (по сути под носом у японцев).

Пушечный ствол калибра 210 мм, длина ствола 656 см. Изготовлен в Санкт-Петербурге. Участвовал в обороне Порт-Артура. На стволе высечены японские иероглифы. Я думаю, что просто после русско-японской войны этот ствол "послужил" у японцев.

Совсем свежий экспонат, японский легкий танк серии 95 "Ха-Го". Его установили в музее осенью прошлого года, в день 65-летия со дня окончания Второй мировой войны. На табличке у танка было написано, что это командирский танк 11-го танкового полка, дислоцированного на острове Шумшу. Был подбит 18 августа 1945 года. Всего было выпущено почти 2400 таких танков.
Областной краеведческий музей это одна из главнейших достопримечательностей Сахалинской области. Всем приезжим советую его посетить, чтобы не только узнать про наши края, но и посмотреть на само здание музея.
1. Внешний вид музея впечатляет даже меня.

2. Музей, лето, фонтан, теплая погода, ну если достопримечательность, то свадебные фотки на память снимаются здесь. Порой даже создаются очереди. А еще на территории много мамаш и бабушек с колясками и влюбленных парочек.

3. Также, полюбоваться красотами музея заходят праздно гуляющие. Даже собачка вот облизывается от удовольствия.

4. Давайте немного заглянем в сам музей.

5. Не буду описывать каждый зал и все экспонаты, просто покажу некоторые фотографии, чтобы вы представляли что там и как. На Сахалине и Курилах обитает огромное количество диковинных бабочек. В общем-то, бабочки у нас действительно большие и красивые, а не капустницы какие-то там.

6. Зверья лесного и морского у нас тоже хватает. Вот посмотрите на сову. Даже у нее офигевший взгляд от такого разнообразия.

7. А царь сахалинских зверей лев медведь, так вообще в восторге и одобрительно машет своими огромными лапами. Дети помните, медведь ни фига не мими, порой он нападает на людей. Практически каждый год бывают трагические случаи.

8. Мы-сахалинцы, этот славный остров заселили еще с незапамятных времен. Зал с этими временами очень модный, я бы даже сказал инновационный, т.к. помимо экспонатов имеются мультимедийные экранчики, которые показывают нелегкий быт древних сахалинцев.

9. За Homo Sakhalinus на острове появились местные коренные народы, коих у нас в области огромное количество и такое же количество названий населенных пунктов и объектов связано именно с ними. Это можно понять из моих рассказов про населенные пункты Сахалинской области.

10. Кто открыл Сахалин и Курилы? Оставим этот вопрос историкам и географам. Может Поярков, может Москвитин, может голландец Фриз. Точно помню, что когда я учился в школе, то нам говорили, что И.Ф. Крузенштерн доказал, что Сахалин остров. Однако, уже в нынешнее время оказалось, что это не так. Два японских чиновника организовали экспедицию. Один из них Мацуда Дензюро поплыл по правому побережью, а Мамия Риндзо по левому и он нашел пролив, который отделял остров от материка. Вот карта, которую составили после экспедиции этих двух японцев.

11. Ну а затем уже начали свои открытия российские и не только мореплаватели. Практически все географические названия на Сахалине и Курилах связаны с открытиями наших краев.

12. В середине 19 века интересы Японии и России так стали пересекаться, что дело дошло до договоров. Видно вредить друг другу обеим странам порядком надоело. По Симодскому договору 1855 года Сахалин остается общей территорией, а на Курилах граница проходит между островами Итуруп и Уруп.

13. Затем, видимо с ростом влияния России, в Санкт-Петербурге подписали новый договор по которому Сахалин становится российской территорией, а все Курилы отдают Японцам.

14. Вот карта деления территории тех времен. Ну теперь самое интересное и смешное. Все, что окрашено оранжевым цветом это все Манчжурия. Практически до середины 19 века территория где сейчас находятся Хабаровск и Владивосток все это было монголо-китайско-манчжурским. До сих пор удивляюсь почему китайцы не требуют взад Сахалин. А ведь основания есть. Хотя бы потому что название Сахалин манчжурское. Не помню писал я или нет у себя в жж, но название Сахалин случайное. Реку Амур в те времена называли по-монгольски "Сахалян улла" (Черная река). На одной из карт, изданных в Европе, на месте где было нарисовано устье Амура написали "Сахалян анга хата", что перевели с монгольского как "Скалы у черной реки". Справа от названия торчал кусочек Сахалина (тогда еще считали его полуостровом). Ну люди стали считать, что этот кусочек суши называется Сахалин.

Кстати, напомню, название Карафуто не японское. "Камуй-кара-путо-я-мосир" в переводе с айнского значит "Земля бога устья". Тут еще в сети нашел, что японцы называли остров Кабафуто, что переводили как "березовый остров".

15. В общем, дальше история известна. Сахалин до 1905 года был российской территорией. Появилась крупнейшая в России каторга.

16. с 1905 по 1945 юг Сахалина стал японским.

17. Затем север Сахалина стал советским. Там боролись с империализмом, с японскими захватчиками, с буржуазией.

18. Экспонаты связанные с освобождением Сахалина я не выкладываю, т.к. там сильные блики. Перехожу сразу к современной истории области. Ну а тут и лес, и море-океан, рыба, пароходы.

19. Угол, нефть и газ.

20. 25 лет назад я об этом даже не мог и подумать-пионерские атрибуты станут историей и будут демонстрироваться в музее. Я ведь когда-то был пионером, и главный был в отряде и в дружине, ездил в Орленок, был знаменосцем.

21. Выбираемся наружу. На территории музея стоят вот такие японские артифакты.

22. Даже не знаю что это такое, но он есть. То ли природное чудо, то ли плод чьего-то воображения, реализованный в корягах.

23. Многие ли видели музей с тыльной стороны? Вот, смотрите. Там, кстати, не менее красиво.

24. Когда я был в музее, то вокруг цвело все, что только может цвести.

25. Прям красота.

26. Все благоухало.

27. Грех не воспользоваться случаем, чтобы не понаделать фоточек для Одноклассников и ВКонтакте.

Надеюсь вам понравилось. Но еще чуть-чуть во второй части.

Использованы материалы из книг - «Южно-Сахалинск - Три цвета времени», А.Чехов «Остров Сахалин», В. Дорошевич «Каторга» и с сайта sakh.com.

http://yapet.livejournal.com/118182.html

http://yapet.livejournal.com/118446.html

http://yapet.livejournal.com/119422.html

http://ufedor.livejournal.com/102568.html

http://ufedor.livejournal.com/162442.html

http://ufedor.livejournal.com/71324.html

Картина дня

наверх