На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 940 подписчиков

Свежие комментарии

  • Betahon
    Это и проблема ПАСЕ...ПАСЕ хочет уничто...
  • Хакимжон Ходжамов
    Насмешили ! С Россией надо играть или честно , или вообще не надо играть ! Если будете честно играть , пожалуйста ! Е...ПАСЕ хочет уничто...
  • Сергей Легков
    Пожалуйста.Как меня пыталась...

Владимиру Ильичу ЛЕНИНУ - 145 !!!

22 апреля 1870 в городе Симбирске родился величайший политик, государственный деятель и философ 20 века Владимир Ильич Ленин. Выдающийся Советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина, даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории. Журнал Time включил Ленина в сотню выдающихся людей 20-го века в категории «Лидеры и революционеры». В. Лавров утверждает, что произведения В. И. Ленина занимают первое место в мире среди переводной литературы.

Сегодня, когда ведется разнузданная кампания против всего Советского, когда "забываются" все великие достижения Советского периода - периода, начало которому положил именно В.И.Ленин, самое время вспомнить мнение о нем великих современников - мнение, которое кардинально отличается от продажного "мнения" многих сегодняшних "мыльных пузырей".

В цитатах известных политиков, военных, писателей и философов, которым посчастливилось застать те эпохальные изменения, которые осуществил Ленин, хорошо виден тот всемирно-исторический характер деятельности Ленина, который покорил сотни миллионов людей по всему миру.

"Не может быть никаких сомнений, что за идеалом большевизма - благородное самопожертвование мужчин и женщин, которые отдали все ради него. Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример их самоотверженности будет прославлен в веках и будет делать этот идеал все более чистым и прекрасным."

Мохандес Карамчанд Махатма Ганди.

"Я уважаю в Ленине человека, который всю свою силу с полным самопожертвованием своей личности использовал для осуществления социальной справедливости. Его метод кажется мне нецелесообразным. Но одно несомненно: люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества."

Альберт Эйнштейн.

"Ленин - локомотив истории. Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, неподдающийся настроениям, твердый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума."

Джон Рид, американский писатель.

"Ленин служил не только своей стране, но и оказал большое влияние на международный социальный прогресс. Ленин знаменует собой XX век."

Рене Кассэн, лауреат Нобелевской премии.

"На страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи."

Великий князь Александр Михайлович Романов.

"Народы многих называют славными героями, но, в сущности, только малое количество людей заслуживает этого названия. Таким был Ленин, пользовавшийся всеобщей любовью, - яркая звезда человечества. И может быть он сравнен с Шакья-Муни и с Христом. Небеса безжалостны; он ушел из нашего мира, но идеи его будут жить вечно."

Н.К. Рерих.

"Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души."

Патриарх Московский Тихон.

"Ленин сделан из одного куска, он монолитен... Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство... Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают."

Н.А. Бердяев, русский философ.

"Я не сторонник теории об исключительной роли «великих людей» в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком."

Герберт Уэллс.

"Ленин был величайшим среди крупнейших ученых своего времени по интеллектуальной силе своего мышления, по широте своего кругозора. Если бы Ленин не был одним из величайших мировых политических вождей, то его интеллектуальные дарования были бы признаны благодаря его вкладу в политическую экономию и философию... Как теоретик и как творец нового общества, Ленин занимает исключительное место в человеческой истории."

Джон Бернал, английский физик.

  В.И. Ленин с одним из участников парада войск Всевобуча. 25 мая 1919 г.

"Портретов Ленина не видно..."

Сам Ленин вряд ли одобрил бы Лениниану. Ему, марксисту, воспитанному на Чернышевском и Тютчеве, не по душе были славословия. Но над течением истории не властны даже гении. И в искусстве советской цивилизации, и в ее идеологических столпостенах образ Ленина был основополагающим - от "Я себя под Лениным чищу" до "На все вопросы отвечает Ленин".

Фотографией на белой стене

В обывательский уют Ленин не вписывается. Но именно этим он привлек творцов - тех, кто создавал Лениниану.

Это поэты Есенин и Маяковский, кинематографисты Эйзенштейн и Бондарчук, актеры Щукин и Смоктуновский, скульпторы Меркуров и Томский, архитекторы Щусев и Павлов, художники Петров-Водкин и Герасимов, композиторы Прокофьев и Новиков... Ставим многоточие, а продолжать этот список можно долго, не снижая уровня авторов. Они посвящали Ленину поэмы, симфонии, эпопеи, гимны и парфеноны. Нам скажут: просто талантливые люди, профессионалы, приспосабливались к конъюнктуре, писали, чтобы выжить. Но конъюнктуры в истории хватает во все времена, а взлеты творческой мысли, подобные советскому, - на вес золота. Эти голоса заглушить невозможно, изменить реальность ХХ века не удастся даже самым способным и денежным ниспровергателям. А ведь идеологи антиленинского проекта пытаются лишить нас наследия эпохи, во многом - наследия ленинского. Но достаточно противопоставить самым едким сочинениям Мельгунова, Солженицына или Солоухина хотя бы одну песню "Ленин всегда живой" - и беспристрастное художественное чутье покажет, кто есть кто. А уж в тени Маяковского - как и у пьедестала щусевского Мавзолея - фигуры страстных разоблачителей мифа о вожде почти неразличимы.

Первым приметили Ленина на исторической сцене художественные титаны. Они умели опережать время, вглядывались в будущее. Маяковский писал о Ленине еще при жизни вождя, но истинным стартом Ленинианы стала поэма "Владимир Ильич Ленин", а потом "Разговор с товарищем Лениным" - патетическая и в то же время нервная поэтическая проповедь.

Грудой дел, суматохой явлений

день отошел, постепенно стемнев.

Двое в комнате: я и Ленин -

Фотографией на белой стене.

С таких мощных строк и начиналась большая литературная традиция. Вклад Маяковского в создание ленинского образа, пожалуй, был решающим. Многие строки поэта оказались на плакатах - их в Советской стране знали все, читать учились по "Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить".

Есенинская Лениниана не бьет в глаза лозунгами, тут главное в другом. Есенин видел, "что эра новая не фунт изюма вам", - и в стихах о Ленине превращался в аналитика тютчевского склада. Мы видим проницательные оценки политической реальности, ясное объяснение причин революции. Есенин принимал Ленина как народного вождя, поднявшего руку на гнет "аристократов, промышленников и банкиров". Ему по душе обыкновенность Ленина: вождь не был былинным богатырем, не восседал на тронах, избегал величавых движений:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Шуми и вей,

Крути свирепей, непогода,

Смывай с несчастного народа

Позор острогов и церквей.

В другом стихотворении он назовет Ильича "Капитаном Земли". Но, может быть, дороже всего мимолетный разговор из "Анны Снегиной":

"Скажи,

Кто такое Ленин?"

Я тихо ответил:

"Он - вы".

Это художественное доказательство народности Октября! Этот образ любили кинематографисты: ты ждешь монументального вождя, громовержца, а он маленький и вроде бы совсем непритязательный. И назвать его хочется по-свойски: Ильич. Но он причастен к необоримой силе. Его интеллект и воля стали орудием истории. Ленин, в понимании поэтов, был духом революции, духом народа. В этом смысле он - не человек, а стихия строительства нового мира. Сам Владимир Ильич заливисто посмеялся бы над таким обожествлением, но людям нужно, чтобы огромный Медный всадник поднимал над площадью коня, и нужен "рукой облака рассекающий Ленин". Вроде бы - сверхчеловек, а свойский, бесспорно, существовавший, ходивший по нашим улицам, стоявший в очереди к парикмахеру, чтобы побриться. "Лысый, ростом невелик" - как определил Твардовский в своей простой и загадочной истории о печнике. История, кстати, архитепическая: неузнанный царь (герой, бог) общается с простым человеком, невольно преподает ему урок. На острове Бали немало похожих историй про Шиву. А в XIX веке, в России, например, стихотворение Аполлона Майкова "Кто он?" про Петра Великого.

Многим запомнились ленинские полотна работы художников Александра Герасимова и Исаака Бродского. Ленин у них неотделим от народной массы, от страны, которую он преобразил, заложив основы развития на десятилетия вперед. Это - всем известная классика.

Но самые масштабные, массовые портреты Ленина создал самобытный, ни на кого не похожий художник Александр Дмитриевич Тихомиров (1916 - 1995). Искусствоведы говорят, что ленинская тема, как это ни парадоксально, помогла Тихомирову сохранить творческую свободу. Он писал портреты Ленина для оформления зданий и площадей столицы. На высотном здании МИД, на изящных фасадах библиотеки имени Ленина, на улице Горького и на Кутузовском проспекте нас осеняли изображения Ленина.

Апофеоз этого искусства пришелся на 1970-й - год ленинского столетия. На Старой площади, в бывшем здании гостиницы "Боярский двор", располагался неприметный кабинет, хозяин которого был одним из самых влиятельных политиков мира. Кстати, в те времена комплекс партийных зданий не окружали неприступной стеной, как это повелось с 1990-х, когда вместо органов ЦК на Старой площади обосновалась администрация президента... Именно в этот кабинет и пригласили Тихомирова, чтобы доверить дело государственной важности. Оказывается, в Китае появился уличный портрет необычайной величины - конечно, это был лик великого кормчего Мао. Художник сразу понял: нужно отвечать на вызов. И он, как водится, в краткие сроки создает погрудный портрет Ильича непревзойденных размеров - 42 метра на 22. Треть футбольного поля! Кстати, и работал он на стадионе "Динамо" - больше нигде не было условий для столь грандиозной работы. Там, поднимаясь на мачту, смотрел свысока на портрет, подмечая недоработки.

А потом из лаборатории Тихомирова выходит еще более впечатляющий портрет в полный рост - 62 метра на 42. Искусствоведы говорят, что ленинская тема была для Тихомирова лишь вынужденной рутиной, а душа художника выплеснулась в полотнах о странниках и шутах, о пророках и пороках. Эти картины не выставлялись до 1987 года, они не вписывались в эстетику соцреализма, зато создали художнику репутацию гения в узких кругах. Думаю, что и официальные ленинские работы ни в коем случае нельзя отделять от тихомировского художественного мира. Это - органическая часть его. И особенно важно, что тихомировского Ленина каждый день видели тысячи людей. Это истинно массовое искусство.

На экране Разошлась по стране ленинская цитата: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Сначала в роли Ленина выступил рабочий.

И случилось это в фильме Эйзенштейна "Октябрь", который мы воспринимаем не только как метафору, но и как документ... Ну а потом чуть ли не каждая пятилетка давала в кино своего Ленина.

Фильм "Октябрь" вышел на экраны к десятилетию революции. Да, в роли Ленина Эйзенштейн снял здесь рабочего Василия Никандрова. Великий режиссер боялся актерских штампов, его устраивало, что вождя изображал "простой человек". Внешнее сходство Никандрова с Лениным поражало публику - даже друзей вождя. Постановку Эйзенштейна мы принимаем чуть ли не за хронику: ему удалось переплести искусство с реальностью, динамику с документализмом.

В тридцатые годы былобъявлен конкурс киносценариев о революции. Ленин считал кино важнейшим из искусств за массовость. Сталин осознавал, что "хороший фильм стоит дивизии". Пропагандистская ценность хорошей революционной картины неоспорима. А можно ли показать Октябрьскую революцию без ее вождей? Появились и первые пьесы с Лениным и Сталиным в качестве героев.

Важными строителями ленинской темы были два "Щу" - архитектор Алексей Щусев и актер Борис Щукин. Первый построил Мавзолей, второй приобщил образ Ленина к "лицедейству". Ленин Бориса Щукина - боец революции с повадками смешливого, энергичного профессора. На сцене Вахтанговского театра он играл Егора Булычова в пьесе Горького - и писатель разглядел в нем Ленина. К Горькому в таких вопросах прислушивались. В содружестве с режиссером Михаилом Роммом актер создавал первый, а значит, эталонный образ вождя. Работали боязливо и тщательно. Советовались с друзьями Ленина. Сохранилось воспоминание режиссера Ромма о встрече с одним из них: "Мануильский сказал, что у Ленина было множество самого разнообразного смеха: смех язвительный, смех добродушный, смех детский, когда он просто заливался, как ребенок, до слез хохотал... Но Щукин требовал, чтобы Мануильский показал. Мануильский попробовал показать. Но, вы знаете, прошло много времени, и не так легко смеяться за другого человека. Не получилось, это Мануильский почувствовал и сказал: нет, я не могу. Тогда Щукин сказал: хорошо, я попробую. Он отошел в угол комнаты, стал спиной к нам, постоял минуту; вдруг повернулся резко, решительно. И вы знаете, я увидел совершенно другого человека. В нем изменилось все. И как будто бы плечи стали шире, шея как будто бы стала несколько короче. Изменилось лицо, изменились губы, глаза, а главным образом, весь дух этого человека. Это было совершенно неожиданно. Я увидел другого Щукина. Он подошел к Мануильскому и сказал:

- Не можете, а я могу.

И засмеялся. И Мануильский сказал:

- Мне вас нечему учить".

Образ вождя не должен был быть помпезным! Героическое всегда переплетено с комическим - так было у Гомера, у Гоголя, у Шолохова. Это нисколько не унижает гения. Смеховое начало - ключ к образу! Недаром вдова Ленина вспоминала: "Улыбался очень часто. Улыбка хорошая, ехидной и "вежливой" она не была. Ух, как умел хохотать! До слез. Отбрасывался назад при хохоте. Ни так называемой вежливой улыбки или смеха, натянутости. Они были всегда очень естественны". Да, Щукин немного добавил театральности, но в главном следовал воспоминаниям - еще не выцветшим. Ведь Ленин умер всего-то 13 лет назад.

Фильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" часто показывали по телевидению в советские годы, к ним относились как к революционной святыне. Но нам демонстрировали их не в первоначальном виде. Старики, смотревшие эти картины до войны в кинотеатрах, удивлялись: "А куда подевался Сталин? А где Бухарин?" А просто фильм дважды обкорнали - после ХХ и ХХII съездов КПСС. Михаил Ромм с азартом создавал политический детектив с ультраактуальными мотивами. Тайный организатор убийства Ленина - Николай Бухарин. Самый верный ученик, надежда и опора Ильича - товарищ Сталин. При Хрущеве этот миф принялись разрушать, "за счет Сталина" возросло значение Свердлова и Дзержинского.

Фильм Сергея Юткевича "Человек с ружьем", на мой взгляд, кино более изысканное, чем дилогия Ромма. Динамичные ракурсы, интересный главный герой "из народа" - солдат Иван Шадрин. Ленин в исполнении Максима Штрауха, пожалуй, вышел более добродушным и чуть менее импульсивным, чем у Щукина. Иногда приходится слышать, что в те годы актерам, работавшим "в области вождя", не рекомендовалось играть отрицательных героев. Неверный стереотип. Достаточно вспомнить, что в 1950-м в фильме Михаила Калатозова "Заговор обреченных" Штраух предстал в роли кровавого американского воротилы Мак-Хилла. Более отрицательного героя и вообразить невозможно, но это не помешало Штрауху и после "Заговора обреченных" сыграть Ленина еще несколько раз - например, в замечательном фильме "Рассказы о Ленине".

Неминуем вопрос: насколько популярны были фильмы о Ленине? В год выхода на экраны кинолента "Ленин в Октябре" стала чемпионом проката. Ощущался отклик публики. Такого героя не хватало - свойского интеллигента, вождя, овеянного ореолом октябрьской победы. Вроде бы мягкого, но мужественного. Некоторые высказывания"киношного" Ленина пошли в народ, а это главный признак успеха. И вот - Смоктуновский. Для 1960-х годов - эталон актерского прорыва. Вслед за Мышкиным в "Идиоте", Гамлетом он сыграл Ленина в двух фильмах - "На одной планете" и "Первый посетитель". К сожалению, эта тонкая работа Смоктуновского ныне забыта. Ленин у него получился изысканнонервный, ироничный, всегда готовый вступить в спор. Идеал русского интеллигента - гуманист, Дон Кихот и в то же время - победитель. Вот он пытается починить единственные ботики Надежды Константиновны. Вот очаровывает элегантного американского полковника. Вот заливисто хохочет над дипломатическими ходами матроса Маркина: "Матрос - это хорошо, это пахнет революцией!" Актер размышлял: "Мне представлялся человек, у которого восторг победы сменился тревогой, озабоченностью. Настроение у него было более суровое, чем обычно изображают. Никаких идиллий!.. Ленин мучился тем, что и сегодня заботит нас".

Рекордсменом по ленинским ролям был и останется (теперь, наверное, уже навсегда) артист Юрий Каюров. Он выглядел худощавее и моложавее предшественников, но ему сразу же стали доверять все вехи ленинской биографии. Начал он с молодого Владимира Ульянова, но уже в 1968-м сыграл главную роль в фильме "Шестое июля", который стал новым словом в Лениниане. Там мы увидели подтянутого, пружинистого, сосредоточенного Ленина, который может и воздействовать на аудиторию как оратор, и с револьвером в руках защищать власть. Да-да, в этом фильме мы впервые увидели Ленина с оружием (у Ромма вождь демонстративно отказывался вооружаться!). Киноповествование умело стилизовали под хронику. Никакой театральности - сухая политика, столкновение точек зрения, тайных замыслов и авантюрных действий. Наконец, никакого юмора! Все крайне серьезно: большевики против левых эсеров - ключевой конфликт 1918 года. У Ленина достойная соперница - Мария Спиридонова. Власть повисла на волоске. Убийство Мирбаха, арест Дзержинского - все достоверный политический конфликт.

После Ленина-интеллигента потребовался Ленин - жесткий управленец, умеющий рискнуть. Почти диктатор, но диктатор гениальный. В спокойные семидесятыемногие тосковали по "сильной руке". Такого Ленина воспринимали, может быть, как укор мягкотелому Брежневу. И Михаил Ульянов изображал Ильича вспыльчивым, резким. От ульяновского маршала Жукова он отличался только внешностью. Ленин-Ульянов (вот ведь совпадение фамилий!) даже смеялся с угрозой - как ершистый директор завода. В драматургии Шатрова прочитывался укор современным "замшелым" нравам: посмотрите, как Ленин не боится открытой дискуссии! Посмотрите, важнейшие вопросы решались голосованием, и их результат не был расписан заранее! И речи "толкал" Ильич не по бумажке. А при условии, что Ленин в кино оставался непогрешимым и не знал поражений, сравнение выходило не в пользу Брежнева с Сусловым.

У фильма Сергея Бондарчука "Красные колокола" (1982 г.) не сложилась счастливая судьба. Премьера прошла помпезно, музыка Свиридова звучала во время празднования 65-летия Октября. Но критика похваливала фильм с натугой. Бондарчук первым показал бритого, безбородого Ленина: мы даже видим, как он, намыленный, уничтожает знаменитую бородку. Таким он и впрямь был в Октябрьские дни. Георгий Свиридов написал мало с чем сравнимую музыку, которая точно и тревожно передает поступь истории осенью 1917-го. По существу, эта музыка - самостоятельная страница Ленинианы. Не агитационной, не сахарной, без однозначных оценок. В ней - эпический масштаб, голос истории, ее побед и соблазнов. И даже промозглый петроградский ветер пронзает нас под свиридовские аккорды. В массовых революционных сценах у Бондарчука приняло участие, пожалуй, даже больше народу, чем в реальных сценах Октября 1917-го. С исторической дистанции взятие Зимнего выглядело событием грандиозным - и это оправдывает гиперболу. А командовать массовыми съемками лучше Бондарчука не умел никто. Тогда мало кто догадывался, что этот фильм, как и песни Пахмутовой 1980-х годов, фактически завершает великую эпоху.

Николай Погодин - забытый классик

Ленинскую трилогию для театра создал Николай Погодин: "Человек с ружьем", "Кремлевские куранты", "Третья патетическая". Работал основательно, почти двадцать лет. Конечно, приходилось переписывать уже ставшие каноническими пьесы после развенчания "сталинского культа". Реплики второго вождя унаследовал Дзержинский. Но не в этом дело. В Погодине мы приобрели и потеряли мудрого и остроумного комментатора революции, ее скрытой сути. Потеряли, потому что сегодня этот выдающийся писатель, увы, забыт. Почему бы не издать ленинскую трилогию Погодина в "Литпамятниках", с серьезным аппаратом, с вариантами? Но этого ждать пока, наверное, не приходится: Погодина как будто записали в архив устаревшей пропаганды. Вряд ли им занимаются в ИМЛИ, да и о новых театральных постановках его пьес не слышно.

А ведь это не только учебник действительно эффективной пропаганды, не только театральная легенда, но и литературное чудо. Вспомним "Кремлевские куранты". Мы видим героя, благородного инженера Забелина, который задыхается в революционной суматохе, ненавидит новую власть. Он видит в революции уничтожение порядка, безумие - и только.

"Дикари захватили цивилизованное судно, перебили всех белых людей, команду выбросили за борт, сожрали все запасы... Дальше что? Кораблем надо уметь управлять, а они не умеют. Социализм пообещали, а с какого конца его начинать - никто не знает", - говорит Забелин. Знакомая линия нападения? Сюжет с "пломбированным вагоном" и шпионажем в пользу Германии тоже не скрывали в СССР от народа. Но, в отличие от нынешней моды, не скрывали и ответной аргументации!

Забелин обаятелен в патриотическом гневе: даже главные часы державы сломались! Остановились Кремлевские куранты! И артист Борис Ливанов не разоблачает своего героя в его антисоветских заблуждениях. Мы в него влюбляемся с первого появления на сцене. Он, профессионал, в смутное время оказался отброшенным на свалку, как старый башмак. Из протеста продает на Воскресенской площади "довоенные серные безопасные спички фабрики Лапшина", рядом с другими мешочниками.

И вот его вызывают к Ленину. Самая трудная и малозаметная политическая победа - в переубеждении противников. Сегодня мы отбросили это искусство: в ходу - поиск врагов, поспешное клеймение, крики в прямом эфире, мусорные баки... А Погодин показывает, что революции совершаются не для революционеров, а для более рациональной организации жизни. И тут самое время не кичиться победами над Врангелем, а привлекать к работе таких специалистов, как Забелин. Нужно разъяснить, что открывает перед ними революция, несмотря на одичание Гражданской войны. Забелин не превращается в яростного большевика: Погодин не занимался изготовлением фальшивок. Но инженер Забелин, сохраняя привычную повадку, готов стать советским человеком. Господин Забелин становится товарищем! И Кремлевские куранты, как известно, снова пошли - да так, что их мелодию по всему свету выучили.

Тем, кто отшатнулся от прискорбных картин Гражданской войны, Погодин показывает: наша революция связана с идеалами Просвещения. Россия станет страной инженеров, страной красноармейцев, читающих Блока. Вера в человека (как не хватает ее сегодня!), в могущество науки и труда объединяет Ленина и таких "антисоветчиков", как Забелин. В тонкой, остроумной пьесе Погодина все это преподнесено без агитационного угара.

Частенько цитировали в советские годы поэта Николая Полетаева:

Портретов Ленина не видно:

Похожих не было и нет.

Века уж дорисуют, видно,

Недорисованный портрет.

Эти строки воспринимались так: глубокая мысль в форме парадокса.

Ведь изображения Ленина красовались повсюду, только ни одно из них не могло исчерпать образ революционера. Сказано крепко, но можно и поспорить. Образ Ленина, пожалуй, поважнее любого реального деятеля, каким бы гением он ни был. Первый предсовнаркома Владимир Ульянов-Ленин умер в 1924 году и не участвовал в Великой Отечественной. А образ... 7 ноября 1941-го с трибуны Мавзолея было сказано: "Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!" И красноармейцы с парада пошли в бой. Война дорисовала портрет. Дорисовал его и архитектор Леонид Павлов - создатель ленинского музея в Горках. Он называл его своим Парфеноном. Неподалеку от усадьбы, в которой умер Ленин.

Как и у греков, постройка выполняла роль святилища. Одиннадцать кубов и один цилиндр. Белый мрамор и красный туф - торжественные, трагические аккорды. Если архитектура - музыка, застывшая в камне, то у Павлова получился реквием. Проект создавался в середине семидесятых, а строительство завершилось в 1987-м. Оказалось, что это реквием по Лениниане. Но, быть может, не окончательный. Кто сегодня боится Ленина?

Прежде всего те, кому выгодно не просто несправедливое, а бандитское распределение "коврижек" в современной России. Мы движемся от дикого капитализма к безумному феодализму. Нынешние "хозяева жизни" хотели бы перечеркнуть фигуру борца за власть трудового народа, за равенство и прогресс, за просвещение и человечность.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.

http://maxpark.com/community/129/content/3425400

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=599633&pagenum

http://kprf.ru/pravda/issues/2015/41/article-51073/

Картина дня

наверх