На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • demyr150648
    Видите, нет персональной оценки эффективности госслужащих, а есть бездарная и преступная система образования в целом:...А школа у нас опу...
  • Elena Guseva
    У этого "министра" на физиономии написано: козёл, подонок, сволочь.А школа у нас опу...
  • Галина Дудкевич
    И в частных школах тоже бардак." Мы же вам платим , вот и воспитывайте наших бездельников." Родители ( за редким искл...А школа у нас опу...

Иосиф Сталин в кино. 12 воплощений

Когда он появлялся на киноэкране, залы нередко начинали аплодировать. Даже после ХХII съезда. На сцене в роли вождя актёры по десять минут держали паузу, а зал заворожённо глядел, как Сталин задумчиво курит или рассчитывает по картам направление главного удара… В «перестройку» в позднесоветском кино он стал эдаким дежурным демоном. А интерес к фигуре Сталина не иссякает до сих пор…1. СЕМЁН ГОЛЬДШТАБВпервые Сталин появился на киноэкране «во всей красе» в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937). Гольдштаб играл вождя собранным, пружинистым. Эдаким боевым командиром. На его счету четыре фильма и несколько сталинских спектаклей. Правда, Сталину версия Гольдштаба не слишком приглянулась, и во втором фильме дилогии («Ленин в 1918 году») ответственную роль поручили Михаилу Геловани… А в 1942-м Гольдштаб снова появился в роли молодого бодрого Сталина в фильме «Александр Пархоменко». В хрущёвские годы Сталина из фильмов Ромма, да и из «Пархоменко» вырезали подчистую, и Гольдштаба совсем позабыли. Хотя всё-таки сохранилась и первоначальная версия классического революционного фильма…

«Ленин в Октябре» (1937)

«Александр Пархоменко» (1942)

2. МИХАИЛ ГЕЛОВАНИЭтому лечхумскому князю сходство с парадным образом вождя принесло четыре Сталинские премии, звание народного артиста СССР и преждевременную смерть после ХХ съезда… Сначала он сыграл Сталина на сцене, потом блеснул в фильме Михаила Чиаурели «Великое зарево» (1938). И — стал «штатным» Сталиным. На другие роли его уже не приглашали. Впрочем, работы «в области вождя» хватало. В знаменитом «Падении Берлина» (1949) Чиаурели он, быть может, выглядел слишком напомаженно, кукольно. Сталин получился памятником самому себе. Известен полулегендарный отзыв Сталина на эту роль: «Неужели я такой красивый и такой глупый?». Более живым Сталин вышел у Геловани в фильме братьев Васильевых «Оборона Царицына» («Поход Ворошилова», 1942). Там и юмор посверкивает, и темперамент. После смерти Сталина Геловани потерял себя, а после ХХ съезда крепко закручинился. Умер в том же 1956-м в день рождения своего главного героя…

«Великое зарево» (1938)

«Поход Ворошилова» (1942)

«Падении Берлина» (1949) 1 серия

«Падении Берлина» (1949) 2 серия

3. АЛЕКСЕЙ ДИКИЙПосле войны Сталин всё чаще видел себя не только вождём мирового коммунистического движения, но и идеальным русским самодержцем. Разумеется, с поправкой на завоевания Советской власти. И неудивительно, что в 1947 году в фильме «Александр Матросов» трубку вождя принял артист, прославившийся по ролям Михаила Кутузова и Павла Нахимова… Дикий играл Сталина без грузинского акцента. Он наделил Иосифа Виссарионовича эдаким обаятельным московским говорком. Вроде бы очевидное несоответствие исторической правде. Подлинные интонации Сталина вовсю звучали из радиоточек, а тут — классическая русская речь. В военных эпопеях «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) Дикий представил основательного стратега, уверенного в себе, мягкого, интеллигентного «отца народов». Сохранились воспоминания о встрече актёра со Сталиным. «Я играл не вас, а впечатление людей о Сталине» — эти слова Дикого пришлись по душе генералиссимусу.

«Рядовой Александр Матросов» (1947)

«Третий удар» (1948)

«Сталинградская битва» (1949) 1 серия

«Сталинградская битва» (1949) 2 серия

4. АНДРО КОБАЛАДЗЕАндро Кобаладзе играл Сталина десятки раз, начиная с фильма «Яков Свердлов» (1940) и заканчивая телесериалом «Государственная граница» (1982). Ему довелось разрабатывать образ Иосифа Сталина «после культа». Особенно интересен фильм «На одной планете» (1965), в котором Сталин — Кобаладзе с горской горячностью призывал Ленина — Смоктуновского к более жёсткой политике. Именно Кобаладзе сыграл Сталина и в «Семнадцати мгновениях весны». Помните? «Что касается моих информаторов, то, уверяю вас, они очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и многократно проверены на деле…»

«Яков Свердлов» (1940)

«На одной планете» (1965)

5. БУХУТИ ЗАКАРИАДЗЕМладший брат народного артиста СССР Серго Закариадзе исполнил роль вождя в киноэпопее режиссёра Юрия Озерова «Освобождение». Там впервые после ХХ съезда Сталина представили с явным пиететом, как выдающегося политика и крупную личность. При этом Закариадзе играл в документальной манере, без нажима. В такого Сталина поверили. А фраза «Я солдата на фельдмаршалов не меняю» стала крылатой именно после этого фильма.

6. РАМАЗ ЧХИКВАДЗЕНародный артист СССР Рамаз Чхиквадзе сыграл Сталина в фильме Евгения Матвеева «Победа» (1984). В начале 1980-х возникла тенденция «реабилитации» Сталина, которая захлебнулась в 1986-м, когда Михаил Горбачёв сделал противоположный идеологический выбор. Фильм Матвеева стал наиболее «просталинским» после 1953 года. Сталин с болью глядит на сожжённые города, думает о восстановлении страны, блистательно побеждает Уинстона Черчилля и Гарри Трумэна в дипломатических ристалищах, хладнокровно принимает известие об испытании атомной бомбы в США… Если бы не талант Чхиквадзе, верно, получилась бы фальшивка. Но актёр умело очеловечил своего Сталина.

«Победа» (1984) 1 серия

«Победа» (1984) 2 серия

7. СЕРГЕЙ ШАКУРОВФильм Леонида Марягина «Враг народа Бухарин» снят на пике разоблачений сталинизма, в 1990 году. Тайны «советского двора» эпохи большой чистки в те годы интересовали многих. Получился напряжённый политический детектив, выдержанный в элегантных чёрно-белых тонах. Для Сталина сценаристы не пожалели чёрной краски: коварный восточный деспот, предельно лицемерный властолюбец. Шакуров витает по Москве 1930-х как демоническая тень вождя. Фильм, между прочим, советско-американский. Правда, за океаном о нём мало кто слыхал. Хотя работа получилась конъюнктурная, но профессиональная.

8. АРЧИЛ ГОМИАШВИЛИВсеми любимый советский Остап Бендер нашёл свою интонацию в образе Сталина в конце 1980-х. Имя Сталина в те годы звучало из каждого утюга, совсем как в годы «большого культа». Только вместо подобострастных интонаций зазвучали разоблачительные. Гомиашвили выдал наиболее реалистичного Сталина «перестроечных» времён. Он сыграл вождя в батальной эпопее «Сталинград» (1989) и в многосерийном фильме по роману Ивана Стаднюка «Война на западном направлении» (1990). Сталин в исполнении Гомиашвили — сосредоточенный, волевой, нервный. Иногда переходит на крик и в такие моменты похож на разъярённого хищника. Но это не карикатура. Актёр пытается оправдать каждое психологическое состояние героя.

9. АЛЕКСЕЙ ПЕТРЕНКОНесмотря на богатырскую стать, этот яркий актёр несколько раз сыграл Сталина. В годы «перестройки» режиссёры несколько раз пытались представить «непривычного Сталина», не обращая внимания на типажное сходство. В «Пирах Валтасара» (1989) Сталина представили в гротескном эстрадном духе. Потом Петренко ещё в пяти фильмах разного калибра надевал сталинский френч, но работой своей удовлетворён не был: «Я считаю, что за шесть раз я не сыграл Сталина как следует». Искал, но не нашёл.

10. МАЙКЛ КЕЙНЗнаменитый британский актёр сыграл товарища Сталина не без симпатии к диковатому, но мужественному диктатору. В британском, американском, западногерманском кино Сталина если и показывали, то, как правило, шаржированным маньяком. Но режиссёр Джозеф Сарджент в 1994 году снял телевизионный фильм по мотивам переписки лидеров Большой тройки и мемуаров Уинстона Черчилля — «Вторая мировая война: Когда рычали львы». Тут и Тегеранская конференция, и споры, и подковёрная борьба. В кабинетах президента, генерального секретаря и премьер-министра ощущается напряжение битв. Кейн — Сталин — сильная личность. Суровый, резкий, он напоминает древних полководцев. Хотя по его иронической усмешке можно судить, что и в человеческих страстях ХХ века он разбирается отменно.

11. ДАВИД ГИОРГОБИАНИВ фильме «Покаяние» (1984) он сыграл молодого художника, который для многих стал олицетворением «жертвы сталинизма». Прошло 23 года, и Гиоргобиани появился в гриме Сталина в главной роли в телесериале «Сталин. Live». Рефлексии последних дней жизни вождя показаны в этих сериях почти любовно. «У Сталина было ярко выраженное патриархальное начало. И он стремился не допустить, чтобы в огромном государстве, начиная с периода Ленина, когда убили царя, продолжались беспредельные убийства и разврат. Он постарался взять общественные процессы в железные руки» — так рассуждает актёр о своём герое. И это характерный для XXI века взгляд на Сталина. Всяк ищет в нём себя.

12. МАКСИМ СУХАНОВСталин у Суханова получился постмодернистский. Сонный хитрый старик, с трудом подбирающий русские слова. Таким его увидели в сериале «Дети Арбата». Многим показалось, что образ не соответствует замыслу писателя Анатолия Рыбакова… Потом была фронтовая дилогия Никиты Михалкова. И снова эдакий утробный меланхолик. Спорная трактовка. Но сыграно ажурно, с подробностями. И, возможно, через несколько лет мы попривыкнем к сухановскому Сталину.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

https://историк.рф/special_posts/сталин-в-кино/

Картина дня

наверх