Дело было так. Ограниченный в финансах, Левитан за вдохновением никуда, дальше Подмосковья не выезжал. И так оно ему обрыдло, что при первой же возможности, в возрасте 27 лет, он отправился на Волгу, о чем давно и безответно грезил. А было это в 1887 году...
И случился грандиозный облом: лето выдалось холодное, дождливое, мрачное. Будучи болезненным и меланхоличным по натуре, Левитан впал в полную депрессию и зарекся от поездок на Волгу.
На следующий год в компании с художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым Левитан отправился уже на Оку, под Нижний Новгород. И опять неудача: селянам, где они остановились, крайне не понравилось, что какие-то пришлые срисовывают их дома, поля, а то и их самих. Запахло физической расправой, посему художники, во избежание насилия, бежали в Нижний.
Удрученная таким казусом компания решила возвращаться в Москву от Нижнего Новгорода на пароходе вверх по Волге с надеждой всё же найти место, где можно было бы душевно и с пользой провести лето.
Плывут, значит, они неспешно такие грустные мимо унылых, поросших лесом пологих берегов, скучно им, а Левитан так и вообще в меланхолии погряз. И вдруг, правый берег реки всхолмился, меж холмов домики аккуратненькие, солнцем освещенные стоят. А над городком, но горе, старинный деревянный храм.
- Где мы!?
- Заштатный город Плёс. Стоянка 3 часа-с - объявил капитан.
Трех часов художникам хватило не только понять, что они таки нашли именно то, но и выгрузиться с парохода, и снять жилье в доме лавочника Солодовникова. В этом доме на набережной сейчас музей Левитана.Современники считали, что после трех летних сезонов, проведенных в Плёсе, появился настоящий Левитан— создатель русского национального пейзажа, а одну из самых известных его работ, «Над вечным покоем» считают «самой русской картиной».Над вечным покоем. И. Левитан
Вот эта Петропавловская церковь на другой картине Левитана «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца». Храм построен в XVI веке, а может и ранее.И вот как это выглядит сейчас.Справедливости ради нужно отметить, что вдохновлявшая Левитана церковь сгорела в 1902 году. После открытия в Плёсе в 1972 году музея художника, было решено восстановить и облик Петропавловской горы (сейчас – гора Левитана). Поэтому в Плёс был перевезен похожий на Петропавловскую деревянную церковь Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году.Вообще, забавно получилось, когда рассматривая потом репродукции картин Левитана, то ракурс знакомый, то узнаваемые купола храма увидишь.
Вот, например, картина «Тихая обитель», совершившая фурор на выставке Передвижников в в 1891-м году.Тихая обитель. И. Левитан
Вот он, Успенский храм на Соборной горе в Плёсе. А Казанский, изображенный на картине, разобрали на стройматериалы в 30-е годы.А теперь давайте просто прогуляемся по Плёсу и попробуем представить, каким его видел Левитан.
Если вы прибыли в Плес сухопутным путем, то мимо Соборной горы Вам не пройти.Когда-то здесь стояла крепость. Первую сожгли татары в 1238 году. Она входила в линию обороны Владимиро-Суздальского княжества. Вторую, поставленную князем Василием I в 1410 году для защиты волжских торговых путей от лихих ватаг речных разбойников, в 1609 году разрушили поляки. Больше крепость не восстанавливали за ненадобностью.Утратив военно-стратегическое значение, город развивался как купеческий. В городе были полотняное производство, пивоварни, кузни, соляной склад и, главное, порт, который обеспечивал городу процветание.
Конечно, центром средоточения купеческого города была Торговая площадь.Эти явно осознают себя здесь главными.Центральный променад - набережная Плёса.Красиво смотрится сверху!
Прогресс и развитие объехали Плёс по железной дороге, которая в 1872 году соединила Иваново и Кинешму. Городская легенда говорит, что плёсские купцы дали немалую взятку, чтобы чугунка не появилась в городе. В результате Плёс не только не сохранил свой патриархальный уклад, но постепенно утратил всё. Сейчас здесь нет ни одного производства, горд известен только как экскурсионный объект.
Вот и мы продолжим экскурсию. Покинем центральную, Советскую улицу, и теряем связь со временем. Городок действительно точно замер позапрошлом столетии. Даже водостоки сохранились XIX века!Впечатление еще больше усилится, если убрать цвет с фотографий.Рационалисты открыли секрет привлекательности Плеса для художников, да и для фотографов тоже. Всё дело в свете. Дело в том, что город расположен так, что ориентирован на север. Это нетипично для городов северного полушария, но зато благодаря этому в солнечный день весь город как бы светится изнутри, а во время закатов играет теплыми пастельными оттенками.Белое здание - музей ЛевитанаУзнаете?
Ну что же, спасибо Левитану и за творчество, и за то, что открыл для всех нас Плёс.
Свежие комментарии