Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Кто из правителей России действительно велик?

развернуть

О критериях и оценках величия руководителей России ХХ века и до наших дней

Ряд правителей так или иначе собирали воедино распавшуюся страну и восстанавливали её из руин - в случае Путина руин реформаторских

Ряд правителей так или иначе собирали воедино распавшуюся страну и восстанавливали её из руин - в случае Путина руин реформаторских

В последние недели в России вновь резко возрос общественный интерес к оценке роли лидеров, руководивших страной в разные годы. Внешне это связано как с недавними юбилейными датами: 85-летие Ельцина и Горбачёва, 60-лети ХХ съезда, на котором Хрущёв произнёс свой доклад о культе личности Сталина, – так и с юбилеями приближающимися – 100-летием Февральской и Октябрьской революций. А тут уже актуальны имена Николая II, Керенского и Ленина. Но подспудно, конечно же, общественная мысль и общественное сознание России пытаются, наконец, окончательно определиться в оценке всех этих главных политических фигур ХХ века, а равно и тех, кто возглавляет Россию сегодня. Действия последних, естественно, рассматриваются на фоне их предшественников.

Вожделенного плюрализма мнений сейчас хоть отбавляй. А вот с объективностью проблемы – плюрализм стремительно перетекает в волюнтаризм и отсебятину: что ни эксперт, то своя позиция и система аргументации. Но это ещё полбеды. Ныне принято, что о политиках публично судят не только и даже не столько историки, политические аналитики и народ, который, по-моему, вообще должен быть главным арбитром в этих дискуссиях. Нет, с телевизионных трибун – самых мощных и самых влиятельных по воздействию на массы – вердикты выносят театральные критики и киноартисты, эстрадные певцы, литераторы средней руки и мелкого калибра, «лидеры» микроскопических партий, весь политический и электоральный капитал которых состоит из регистрации в министерстве юстиции. Ну и главные держатели контрольного пакета по влиянию на массовое общественное мнение – поп-звёзды и шоумены с отпочковавшимися от них камедивуменами.

Правители, показавшие максимальный положительный результат правления: Ленин, Сталин...

Правители, показавшие максимальный положительный результат правления: Ленин, Сталин...

Ничего не поделаешь: массовое общество через массовое образование производит массовое невежество, а через средства массовой информации и пропаганды воспроизводит его. Как этому противостоять – вопрос отдельный. Но, может быть, можно (можно попытаться) предложить обществу максимально объективные критерии для оценки величия или ничтожества наших государственных лидеров?

У меня есть собственная формула определения «величия» российских (как, впрочем, и любых других) правителей. Вот она:

Плохой правитель оставляет страну в худшем состоянии, чем получил её. Ничтожный правитель за два-три года уничтожает величие страны, длившееся десятилетия или даже столетия. Хороший правитель оставляет после себя страну в состоянии не худшем, чем получил. Великий правитель оставляет страну в таком величии, что два последующих правителя, если они плохи, не могут это величие порушить. Гениальный правитель за годы восстанавливает величие разрушенной до него страны и определяет сохранение этого величия на десятилетия вперёд.

Отталкиваясь от этой, по-моему, безупречной, формулы, я и решил на основании по возможности объективных, хорошо верифицируемых и одновременно максимально ясных критериев определить величие государственных лидеров, возглавлявших Россию (под разными названиями) в ХХ веке и до наших дней включительно. Взял десять ключевых фигур. Хронологически: Николай II, Керенский, Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв, Ельцин, Медведев, Путин(Медведев в этом списке стоит раньше Путина потому, что президентство Путина продолжается и сейчас).

Николай II с женой, императрицей Александрой Федоровной

Николай II с женой, императрицей Александрой Федоровной

Критерии успешности правления

Теперь о критериях. Их тоже десять. И я перечислю эти критерии с кратчайшими (для данного текста) комментариями.

1) В лучшем, примерно в том же или в худшем состоянии оставил страну данный лидер по отношению к тому, какой он её получил. По сути это самый важный критерий, но для такой сложной страны, как Россия, да и ещё с учётом того, что история — это ещё и история войн (и многого другого), ограничиться только им было бы неправильно. Обозначу этот критерий буквой «И» (итог).

2) Второй критерий (Т) более чем конкретен и легко проверяется – увеличил за время своего правление данный лидер территорию страны или она уменьшилась.

3) Таков же и следующий критерий: численность населения в начале и в конце правления (Н).

4) То же можно сказать и о следующем критерии – уровне жизни населения (У).

5) И этот критерий легко проверяется цифрами – общая мощь экономики России в начале и в конце правления (Э).

6) Общий итог военных побед или поражений (включая Гражданскую войну, а также «необъявленные войны»). Критерий, обозначенный буквой «П».

Пример катастрофически неудачного для страны правителя - Керенский

Пример катастрофически неудачного для страны правителя - Керенский

7) Уровень международной суверенности и реальной внутренней независимости страны при начале и в конце правления (С).

8) Уровень глобального влияния России, включая идейное влияние (Г).

9) Как правитель ушёл из власти: свергнут; вынужден был уйти под угрозой свержения; бежал; ушёл по устоявшейся (законной) процедуре или в результате смерти и пр. (власть – критерий «В»). Это очень важный критерий и он, я уверен, гораздо важнее того, как правитель власть получил. Прийти к власти можно любым путём, в том числе и путём государственного или дворцового переворота, бунта, революции, то есть, строго говоря, нелегитимно. Например, для монархической системы любой республиканский правитель, взявший власть в стране, не только не правомочен, но и вообще государственный преступник. Но низвержение из власти (любым путём) – это бесспорный проигрыш политика, в том числе и в глазах общества и с точки зрения истории.

10) Негативный, нейтральный или позитивный образ правителя в памяти народа, в массовом общественном сознании (О). Я уже сказал (и чем больше живу, тем больше в этом убеждаюсь), что в конечном итоге именно народ выносит главный, самый точный и самый справедливый вердикт качеству правления и качествам правителя.

Оценки

В следующей ниже таблице я расставил правлению упомянутых государственных лидеров очень простые и всем понятные оценки по всем десяти критериям: «+» -- в конце правления ситуация была лучше, чем при получении власти; «-» -- хуже; «=» -- осталась примерно такой же.

Оценки правителей по десяти критериям

Оценки правителей по десяти критериям

  Итог Территория Население Уровень Экономика Победы Суверинитет Глобальность Власть Образ

Николай II

- = + + + + - - - -

Керенский

- - = - - - - - - -

Ленин

+ + + + + + + + + +

Сталин

+ + + + + + + + + +

Хрущёв

= = + + + = = - - -

Брежнев

+ = + + + + + + + +

Горбачёв

- - + - - - - - - -

Ельцин

= = - - - - - - - -

Медведев

= = - - = + = = + =

Путин

+ + + + + + + + + +

Мне нужно дать несколько (далеко не все из возможных) комментариев к выставленным оценкам. Сделаю это совсем кратко и бегло, через конкретные примеры – просто чтобы продемонстрировать логику выставления этих оценок.

Критерий Т. Плюс у Ленина стоит потому, что, взяв власть практически в одной России, он к концу своего правления собрал в виде СССР почти всю, за некоторыми исключениями, территорию бывшей Российской империи. Ельцину я поставил щадящую оценку «=», хотя, строго говоря, ему можно поставить в вину, что многие и делают, участие в разрушении СССР (то есть Большой России). Тогда у него стоял бы в этой графе безоговорочный и справедливый минус.

Взяв власть практически в одной России, Ленин к концу своего правления собрал в виде СССР почти всю территорию бывшей Российской империи

Взяв власть практически в одной России, Ленин к концу своего правления собрал в виде СССР почти всю территорию бывшей Российской империи

По критерию глобального влияния (Г) Хрущёв получил минус из-за ссоры с китайским руководством и, соответственно, потери влияния на крупнейшую по населению страну мира.

Иерархия величия правителей

Теперь мне остаётся лишь суммировать выставленные в таблице оценки и проранжировать список данных государственных лидеров согласно этим оценкам.

Ленин 10+

Сталин: 10+

Путин: 10+

Брежнев: 9+,1=

Медведев: 4+, 6=

Хрущёв: 3+, 4=, 3-

Николай II: 4+, 1=, 5-

Ельцин: 2=, 8-

Горбачёв: 1+, 9-

Керенский: 9-, 1=

Итак, вот реальная иерархия успешности правления тех, кто возглавлял Россию (под разными названиями) от начала ХХ века и до сего дня.

Совершенно очевидно, что она делится на четыре уровня.

Верх иерархии. Бесспорно успешные правители, показавшие максимальный положительный результат правления: Ленин, Сталин, Путин и Брежнев. Первые поставлены мною выше Путина не столько в хронологическом порядке, сколько потому, что на годы их правления пришлись Гражданская и Великая Отечественная войны, что, разумеется, чрезвычайно усложняло стоявшие перед ними задачи.

При Сталине были победы и достижения

При Сталине были победы и достижения

Самый низ иерархии. Бесспорно провальные правления и, соответственно, катастрофически неудачные для страны правители (абсолютно отрицательные результаты правления): Керенский, Горбачёв и Ельцин. Строго говоря, Горбачёва, который лишь по одному критерию (прирост населения) обошёл Керенского, нужно поставить ниже премьер-министра Временного правительства, так как Керенский возглавлял страну лишь несколько месяцев, да ещё во время мировой войны и в условиях фактического двоевластия, а Горбачёв – шесть с лишним лет, в мирное время и обладая в начале своего правления почти абсолютной властью.

Чуть выше провальных правителей, но по сути немногим отличаясь от них, находится отрицательная фигура (минусов больше, чем плюсов) Николая II. Он получил Россию, причём без всяких усилий со своей стороны, в отличном состоянии. Но, довольно успешно правив ею на протяжении пятнадцати лет (отсюда и четыре плюса), затем стремительно довёл её до краха и распада.

Выступление Хрущева на заседании ХХ съезда КПСС, 1956 год. Фото Василия Егорова (Фотохроника ТАСС)

Выступление Хрущева на заседании ХХ съезда КПСС, 1956 год. Фото Василия Егорова (Фотохроника ТАСС)

Наконец, промежуточные фигуры, у которых примерный баланс положительных и отрицательных результатов правления (Хрущёв) или отсутствуют очевидные удачи, но и нет большого числа неудач (Медведев).

Тут ещё стоит заметить, что 7 из 10 перечисленных руководителей государства уже ушли из жизни, а Горбачёв не имеет шансов вернуться к руководству страной. И только у Путина и Медведева показатели могут измениться, ибо первый продолжает оставаться в Кремле, а для второго такая возможность не исключена. При этом для Путина такое изменение означало бы только снижение, ибо он уже находится на самом верху, а вот Медведев может как подняться выше, так и опуститься ниже своего нынешнего (промежуточного) уровня.

По критерию глобального влияния Хрущёв получил минус из-за ссоры с китайским руководством

По критерию глобального влияния Хрущёв получил минус из-за ссоры с китайским руководством

Достаточны ли критерии?

У многих может возникнуть резонный вопрос: а почему автор проигнорировал столь очевидную и болезненную проблему репрессий и жертв, а также вопрос о демократичности правления того или иного лидера и его реформатство либо отсутствие оного? Отвечаю, начиная с последнего.

Реформаторство имеет смысл брать в расчёт только в случае успеха реформ и уж точно тогда, когда они не привели к прямой катастрофе, в первую очередь – к распаду страны.

Был ли Горбачёв реформатором? Очевидно, да. Но результат плачевный (в том числе и для него самого). Так что тогда – добавлять Горбачёву лишний плюс как реформатору? Абсурд. То же, кстати, относится и к Ельцину.

Брежнев никаким реформатором не был и даже, что бесспорно, ввёл страну в застой

Брежнев никаким реформатором не был и даже, что бесспорно, ввёл страну в застой

Брежнев вот никаким реформатором не был и даже, что бесспорно, ввёл страну в застой (в стагнацию). Но тем не менее, он передал её преемникам одной из двух мировых сверхдержав, причем сверхдержавой абсолютно по всем параметрам. Не реформатор, но всё сохранил, даже нарастил и явно со спокойной душой и чистой совестью ушёл в могилу и в историю.

Правда, можно утверждать, что лидеры-реформаторы работают не на настоящее, а на будущее. То есть сознательно проводят страну через кризис (реформы), часто сами ослабляя или даже теряя свою власть, но зато обеспечивают стране лучшее будущее. Я бы согласился с этим, да проблема в том, что, строго говоря, всех упомянутых правителей, за исключением разве что Брежнева, можно так или иначе отнести к реформаторам (контрреформы ведь тоже реформы), только одни были реформаторами успешными, а другие – провалившимися. Посему данный критерий абсолютно никак не повлияет на расстановку правителей в нашей иерархии. Следовательно, этот критерий избыточен. Проще говоря – лишний.

Горбачев и президент США Рейган в ноябре 1985 года в Женеве

Горбачев и президент США Рейган в ноябре 1985 года в Женеве

Вопрос жертв («исторической цены») крайне важен. Но, если быть кратким, он поглощается двумя моими критериями: итоговыми показателями роста или падения численности населения при том или ином правлении (и Сталин здесь оказывается с плюсом, а Ельцин – с минусом), а также историческими обстоятельствами. Могли ли не быть репрессии в ходе вооружённого захвата власти и Гражданской войны (Ленин), послереволюционного термидора (Ленин, Сталин)? Конечно, нет. И не только в России.

С другой стороны, а зачем было Хрущёву не в начале железного ХХ века, а уже во вполне гуманные и почти пацифистские 60-е годы, да ещё понаездившись по «демократическому Западу», расстреливать митингующих в Новочеркасске? Об участии Никиты Сергеевича в репрессиях времён Сталина я уже не говорю. Ну и, конечно, сразу же встаёт вопрос о расстреле Белого дома (законно избранного демократического парламента) «демократом и реформатором» Ельциным аж в 1993 году! Борис Николаевич за собственную власть сражался не менее яростно (но в условиях конца ХХ века), чем Сталин в первой его половине.

Второй критерий, по сути вбирающий в себя проблему репрессий, это «народное признание» (критерий О), а точнее – историческое прощение, полученное от большинства народа за жертвы, принесённые на алтарь достижений и побед, если таковые имелись. И похоже, что большинство народа Сталину, хотя живы ещё многие из пострадавших от этих репрессий, а тем более – их дети, эти жертвы уже простило, а вот Ельцину и Горбачёву – до сих пор нет. Главная причина такого всепрощения очевидна: при Сталине были победы и достижения, у Горбачёва и Ельцина – нет.

Словом, и от критерия «репрессивности правления» я отказался вполне сознательно. Но хотел добавить такой критерий, как «уровень демократичности правления». Но и от него пришлось отказаться. По двум причинам.

Во время конфронтации с Ельциным, Михаил Горбачев как-то заявлял: «…потенциал его как политического деятеля все же невелик» Фото: Центр Ельцина.

Во время конфронтации с Ельциным, Михаил Горбачев как-то заявлял: «…потенциал его как политического деятеля все же невелик» Фото: Центр Ельцина.

Во-первых, я решил проверить эффективность и полезность этого критерия, отталкиваясь от прямо либеральных оценок демократичности наших правителей. Я отбросил весьма спорное понятие «тоталитаризм» и вполне бесспорные, но тавтологичные тому, чем я воспользовался, понятия «тирания», «диктатура» или «деспотия». Сталин, конечно, был тираном и деспотом. Но мне нужны были предельно ясные и одновременно концентрированные определения. А выбрал такие: авторитарный правитель и демократический правитель. И, отталкиваясь как раз от оценок наших либералов (самых, как известно, беспощадных), отнёс к числу авторитарных правителей Ленина, Сталина, Брежнева и Путина, а к числу правителей-демократов Николая II (несмотря на то, что был самодержцем и императором), Керенского (несмотря на то, что в октябре 1917 года он фактически стал диктатором), Хрущёва (хотя утверждать, что Хрущёв правил демократически могут только изощрённые остроумцы-парадоксалисты), Горбачёва, Ельцина (хотя лично для меня утверждение «Ельцин – демократический правитель» является абсолютным оксюмороном) и Медведева. А потом приложил эти оценки к тем, что уже были собраны в таблице.

И что получилось? А то, что все четыре авторитарных правителя так или иначе собирали воедино распавшуюся страну (лишь Брежневу не пришлось этим заниматься) и восстанавливали её из послевоенных (Ленин, Сталин) или реформаторских (Путин) руин. И, кстати, в конечном итоге наращивали численность населения страны и её размер.

А при большинстве правителей-демократов (Николай, Керенский, Горбачёв, Ельцин) страна распадалась, уровень жизни населения резко падал, международное влияние резко уменьшалось (Керенский, Хрущёв, Горбачёв, Ельцин), а внешний суверенитет и внутренняя независимость истончались (Керенский, Горбачёв, Ельцин). Демократизм такой ценой (это, в частности, к вопросу об «исторической цене»)? Это, по-моему, уже не демократизм, а какой-то мазохизм. По отношению к населению – ещё и садизм. Так что я не за демократию и не за авторитаризм, а за то, что приносит благо стране и большинству её населения. А это, чаще всего, специфическое для данной конкретной страны, сочетание демократических и авторитарных (спокойнее: командных) методов не только управления, но и правления.

Что же касается собственно демократических реформ, то я бы сказал так: не умеешь их проводить без тяжких последствий для страны и населения – не берись! Лучше останься в истории и в памяти народа Брежневым, чем Горбачёвым…

Ельцин в 1996 году на татарском празднике в Казани - перед тем как с завязанными глазами разбить палкой горшок. Фото: EAST NEWS

Ельцин в 1996 году на татарском празднике в Казани - перед тем как с завязанными глазами разбить палкой горшок. Фото: EAST NEWS

Можно, конечно, взять в расчёт в качестве критерия ещё и совершённые тем или иным лидером государственные перевороты. Но и тут картина весьма парадоксальная для блюстителей демократических ценностей. Государственные перевороты наши отечественные лидеры, считающиеся демократами, осуществляли ничуть не реже, чем авторитарные правители. Это и Керенский (октябрь 1917 г.), а до него и те, кто принудил Николая II к отказу от трона, и Ельцин (осень 1991 и осень 1993 годов). Некоторые считают, что и Хрущёв, и Горбачёв, ослабивший власть государствообразующей и конституционной КПСС. Среди же авторитарных правителей в этом можно обвинить только Ленина и Сталина.

Наконец, выставление плюсов и минусов по данному критерию (демократизм—авторитаризм) нисколько бы не изменило итоговую иерархию – каждый бы остался на своём, уже определённом ему плодами его деятельности, месте.

Получается, что выделенные мною 10 критериев и необходимы, и достаточны. А предлагать новые можно до бесконечности. Я и сам могу предложить, например, критерий интеллектуальности. Ну и что он даст? То, что Ленин и Сталин поднимутся ещё выше (а куда, собственно, выше?), Хрущёв опустится ещё ниже. Ну и Брежнев получит лишний минус по сравнению, например, с Николаем II. Однако при Брежневе страна сохранилась, а в результате правления интеллектуала (?) Николая распалась. Интеллектуальнее ли Горбачёв Хрущёва? Конечно. Но Никиту Сергеевича только свергли, а Михаил Сергеевич сначала привёл страну к краху и распаду (не желая этого), а уже затем был свергнут.

Медведев в рейтинге правителей может как подняться выше, так и опуститься ниже своего нынешнего уровня

Медведев в рейтинге правителей может как подняться выше, так и опуститься ниже своего нынешнего уровня

В политике результат засчитывается не по интеллекту правителя, а по плодам правления.

Так что те, кто не желает согласиться с моей логикой и отобранными на её основе критериями, вольны в своих мнениях. Переубеждать я их не собираюсь. А вот если они предложат иной набор критериев и оценок, тогда я и выскажу своё отношение к их «калькуляции». И уж точно, найду поводы эту калькуляцию раскритиковать, а эти оценки аргументированно поставить под сомнение.

Виталий ТРЕТЬЯКОВ

Источник


Опубликовано 14.03.2016 в 00:21

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Ивашина 14 марта 16, в 21:24 Виктор. Я не могу говорить от имени правительства или высшего руководства. Я такой же простой человек, как и Вы. Поддержка русских в Донбассе есть. И Вы это прекрасно знаете. Поддержка и продовольствием, и оружием, и деньгами, и людьми. Ошибка или нет, что не ввели войска...думаю поймем и оценим это со временем. Мало у нас на сегодня исходных данных. Очень многое скрыто от наших глаз. Там такая многоходовка идет, что мы не в силах это сейчас оценить, как мне кажется. Текст скрыт развернуть
0
Виктор Ивашина
Виктор Ивашина Светлана Митленко 14 марта 16, в 21:39 С Вами можно согласиться, но Президент на то и Президент и если он не может принять продуманное решение вперёд, то результат будет как у Николая-2, Горбатого, Эльцина и т.п., тогда пора уходить и дать власть тому, кто это может сделать. А Россия сейчас в тяжёлом положении и нужен решительный и волевой человек, способный вытащить страну из ямы, куда её загнали либералы-демократы, такие как Пётр-1, Ленин, Сталин в своё время. Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Ивашина 14 марта 16, в 21:53 Я все-таки верю, что у нас все будет хорошо. И стоит именно волевой и решительный человек. Иначе Крым болтался бы там где он болтался. И в Сирию не вошли бы. Именно то, что происходит в Сирии и высвечивает, что Америка весьма ослаблена в позициях, хотя и пытается строить из себя мирового гегемона. Текст скрыт развернуть
1
Виктор Ивашина
Виктор Ивашина Светлана Митленко 14 марта 16, в 21:57 Я Вам советую спать спокойно, от наших с Вами слов в руководстве страны ничего не изменится. Будьте здоровы. Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Ивашина 14 марта 16, в 21:58 А я и сплю спокойно. Это Вы правы, что от наших с Вами слов ничего не измениться. И Вам желаю крепкого здоровья и удачи. Текст скрыт развернуть
0
Василий Кириллов
Василий Кириллов 14 марта 16, в 19:48 Брежнев Л.И. - это вершина развития и никакого застоя!!! Текст скрыт развернуть
2
Нина Панфилова
Нина Панфилова Василий Кириллов 14 марта 16, в 20:40 Считаю, что именно Брежневское правление привело к необходимости всех последующих преобразований. Другое дело, что перестраивать то, что уже заваливается и разваливается, не каждому по силам. Считаю, что положительная оценка Брежнева несправедлива. Текст скрыт развернуть
0
Виктор Ивашина
Виктор Ивашина Василий Кириллов 14 марта 16, в 21:21 Поддерживаю! Текст скрыт развернуть
1
Виктор Ивашина
Виктор Ивашина Василий Кириллов 15 марта 16, в 14:15 Полностью согласен! Так говорили мои родители, когда были живы. которые застали до военное время, пережили войну, после военную разруху, хрущёвское время и были счастливы пожить в Брежневский "застой", охаевомый демократами и умерли, чуть захватив Горбачёвскую перестройку. Текст скрыт развернуть
2
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Ивашина 15 марта 16, в 20:37 Виктор. Тогда объясните откуда же появились именно в брежневские времена колбасные электрички? От "не застойной" и прогрессивной жизни? Текст скрыт развернуть
0
Виктор Ивашина
Виктор Ивашина Светлана Митленко 15 марта 16, в 21:14 Они появились для тех, кто не хотел работать и делать домашнюю колбасу из своего выращенного скота, а хотел есть колбасу из мяса за 2 руб. 20 коп., хотя такая колбаса стоила реально 5 руб. Сейчас такая колбаса стоит 500 руб., зато за 200 руб. из сои, муки и т. п. ешьте не хочу и никаких колбасных электричек. Будьте счастливы п Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Виктор Ивашина 15 марта 16, в 21:40 Понятно. Вся страна лентяи)))))
Но не все же жили в селах. Ездили то как раз из других городов.
Вам тоже всего хорошего!
Текст скрыт развернуть
1
Владимир Тимощенков
Владимир Тимощенков 14 марта 16, в 20:32 Спасибо. Хороший материал с доступным изложением Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Владимир Тимощенков 15 марта 16, в 20:37 Пожалуйста. Текст скрыт развернуть
0
Димитрий Адрианов
Димитрий Адрианов 14 марта 16, в 22:52 В оценке одна неточность , при царе Николае II была потеряна территория - часть Сахалина , в результате русско-японской войны! Текст скрыт развернуть
2
valerius
valerius 15 марта 16, в 12:39 Единственным Великим правителем был только Сталин. За Ленина и Путина работает ИСТОРИЯ, они плывут по течению, что тот, что другой. Путина вообще к великим причислять не корректно, скажите на милость, что хорошего он сделал за более 20-ти лет правления. Медведев ведь признался, что они ничего не делают и ждут когда само рассосётся. И не надо вменять Путину Сирию. Благодарить надо того, кто принудил его вступиться за неё. Сам он, будучи простым питерским фарцовщиком, вряд ли додумаля до такого. Текст скрыт развернуть
-3
Светлана Митленко
Светлана Митленко valerius 15 марта 16, в 20:39 Да вы тролль, милейший! Текст скрыт развернуть
0
Владимир Тимощенков
Владимир Тимощенков valerius 15 марта 16, в 20:57 Ленин - величайший человек планеты. Сталин - великий человек СССР, России... Текст скрыт развернуть
1
Дмитрий Будруев
Дмитрий Будруев 20 марта 16, в 16:45 Вполне разумно Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гончаров
Сергей Гончаров 20 марта 16, в 19:28 Нельзя всё валить в одну кучу! Каждый правитель жил в определённый исторический период и при разных социально-экономических формациях. Путина можно сравнивать только с Ельциным,Медведевым и Керенским,там всё ясно. Сталина можно сравнивать с Лениным,Хрущёвым,Брежневым и Горбачёвым,здесь так же всё ясно.Но сравнивать Путина и Сталина,это уже полный идиотизм или незнание истории!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 105

Последние комментарии

Жанна Чёшева (Баранова)
Александр Липенко
Светлана Митленко
Леонид Авхимович
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Александр Липенко
Светлана Митленко
Вера Гагарина Koryanova
Как хорошо и правильно написано!!!
Вера Гагарина Koryanova ВАЛЕРИЙ КОРОВИН. СТАЛИН — ЭТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО БЫЛО У НАС В ХХ ВЕКЕ
Светлана ....
*
Светлана .... Кургинян и Жириновский уничтожают ЧУБАЙСА!!!
Виталий Кирпиченко
Василий Козачек
stanislav matveev
Александр, если ты не в состоянии понять элементарного, то это следствие того, что ты плохо в школе…
stanislav matveev Res publica
Александр Иванов
Вот я и пишу кончай пургу нести, одна трепотня без смысла и ума!
Александр Иванов Res publica
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Туды её в качель.
Евгений Титаев Предвыборная речь Ксении Собчак
владимир есипов
Эльвира Лукина
sanicha volf
Мужика, которы тащит эту блядь-вместо айфона
sanicha volf Предвыборная речь Ксении Собчак
Александр Беляев
платила за подпись. что тут ещё
Александр Беляев Предвыборная речь Ксении Собчак
Александр Беляев
два в одной этой
Александр Беляев Предвыборная речь Ксении Собчак
Юрий Пак
Леонид Авхимович
stanislav matveev
Евреи правят только ТУПЫМИ ПРИДУРКАМИ...
НОРМАЛЬНЫЕ ВСЕГДА САМОУПРАВЛЯЕМЫ!!!
ПУТИН - ГОСУДАРСТВЕННИ…
stanislav matveev Res publica
stanislav matveev
НЕПОДГОТОВЛЕНЫЫМ НЕ ПОНЯТЬ...
stanislav matveev Res publica
Елена Скрыльникова
Василий Отмахов
Ну добавить вобщем-то нечего. Разве что вот такое фот:
Василий Отмахов Предвыборная речь Ксении Собчак
сергей отказ от доллара и срочно
Виталий Кирпиченко
Василий Кириллов
Александр Липенко
Зоя Плех
Нина Белых
Михаил Григорьевич
Ксюшадь в зоопарк ...
Михаил Григорьевич Предвыборная речь Ксении Собчак
Светлана Митленко
yurii
Светлана Митленко
yurii
Светлана Митленко
Valentina *
Так и будет... Не знаю кто эту "красоту" выбирать будет...
Valentina * Предвыборная речь Ксении Собчак
yurii
Светлана Митленко
Аркадий Володин
yurii
chlor
О чем вообще речь, балабольство одно без смысла и цели!!
chlor Res publica
Борис Виленский
Абигайль Стивенс (комина)
Борис Виленский
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Спасибо.
Светлана Митленко Линкор «Новороссийск» - тайна гибели