На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • валерии темников
    Мой пассаж  словами Лермонтова в отношении ....."БОГАТЫРИ!  Не вы!  именно и относится к нашим олигархам и либерастне...Лаврентию Павлови...
  • Галина Дудкевич
    Очень люблю патриотические песни в исполнении ансамбля им. Александрова. Класс!!!Краснознаменный а...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Сейчас тоже героев не мало, жалко их маловато среди нашей самопровозглашённой элитки(((Лаврентию Павлови...

Блокаду прорвала "неистребимая саранча"

Танки Т-60 первыми 12 января 1943 года по льду форсировали Неву и ударили по нацистам.великая отечественная война, блокада ленинграда, танк, т 60Танки Т-60 на марше. Фото 1940-х годов

Недавно в архиве бывшего московского танкостроительного предприятия, которому уже 101 год, найдена неопубликованная рукопись конструктора бронетехники, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Николая Астрова, который за две недели в августе 1941 года на столичном танковом заводе № 37 создал в металле первый отечественный орудийный малый танк Т-60. В рукописи конструктор отметил: «С осени 1941 года по март 1942 года было сдано Красной армии более 6 тыс. танков Т-60». Это второй по количеству танк после Т-34, выпущенный в Великую Отечественную войну. «Малютка» и ее конструктор незаслуженно обойдены вниманием в отечественной военной истории, а некоторые специалисты даже критикуют Т-60, прозванный солдатами вермахта «неистребимой саранчой» за якобы низкие боевые качества.

В рукописи Николай Астров пишет, что Т-60 выпускали танковые заводы в Москве, Горьком, Свердловске, Сарепте, Кирове. В Красной армии танк назвали «малюткой». Однако, несмотря на размеры, боевая машина оказалась «зубастой» и эффективной. Он первым из легких и плавающих танков был вооружен автоматической авиационной пушкой ШВАК или ТНШ калибра 20 мм и пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, защищен от пуль и осколков катанной, высокой твердости броней. Уже в сентябре 1941 года танк приняли на вооружение и стали серийно выпускать на заводе № 37 (ныне НИИДАР) в Москве. 7 ноября 40 танков Т-60 участвовали в параде на Красной площади. Он хорошо себя зарекомендовал в битве за Москву как танк поддержки пехоты, разведчик. Военный совет Западного фронта объявил благодарность заводу № 37.

Так получилось, что разработанный и запущенный в серийное производство в первые дни Великой Отечественной войны легкий танк Т-60 сразу же попал в ее горнило. К моменту его появления на фронтах командиры и личный состав танковых подразделений уже определились со стратегией использования малых и легких танков, что уберегло машины этого типа от катастрофических потерь.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Подбитый советский легкий танк Т-60, Московское направление, осень 1941 года

Экипаж легкого танка Т-60 состоял из двух человек. В составе экипажа находились механик-водитель и командир танка. Место механика-водителя находилось в передней практически центральной части корпуса, командир же танка находился в левой средней части корпуса и башне, которая монтировалась на корпус на подбашенную коробку со смещением от продольной оси влево. В бою командир танка осуществлял руководство действиями механика-водителя, наблюдение за местностью через оптические приборы, а так же вел огонь из автоматической пушки и спаренного с ней пулемета.

Для посадки в танк и высадки из него командир и механик-водитель пользовались своими люками, которые размещались соответственно в крыше башни и поднятой рубке корпуса. Для экстренной эвакуации из танка командира в днище корпуса был устроен нижний люк.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Колонна советских легких танков Т-60 на марш под Москвой, зима 1941 года

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

Танки Т-60 с успехом применялись на всех фронтах в качестве разведывательных и командирских, тягачей, транспортных средств, а так же неплохо поддерживали пехоту в наступлении, особенно в тех местах, где применить тяжелую бронетехнику не позволяли природные условия. Особенно успешным было боевое использование танков этого типа на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах в условиях заболоченной и лесистой местности. Довольно известным является бой советского легкого танка Т-60 против двух немецких танков «Тигр» под Ленинградом 16 января 1943 года. В этом бою танк лейтенанта Осатюка Д.И. (механик-водитель Макаренков И.М.) поддерживая атаку пехоты на немецкие позиции, столкнулся с двумя немецкими тяжелыми танками «Тигр». Удачно маневрируя на местности и отстреливаясь из автоматической пушки, экипаж танка Т-60 заманил немецкие танки под фланговый огонь своей замаскированной противотанковой батареи, в результате чего оба немецкие танка были уничтожены.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Легкий танк Т-60, приданный саперам, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Несколько десятков танков Т-60 были захвачены немецкими и финскими войсками в период конца 1941 – конца 1942 годов, а потом определенное время ими использовались. Но информации об их успешном применении в источниках нет.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Итальянские солдаты осматривают брошенный советский легкий танк Т-60, Сталинградское направление, лето 1942 года

В составе фронтов РККА, приняв участие практически во всех значимых сражениях ВОВ, легкие танки Т-60 дошли до Вены, Берлина и Харбина, а потом еще долгое время находились на вооружении после войны, пока в 1951 году не были сняты с вооружения.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

В блокадном Ленинграде командование фронтом создало 61-ю танковую бригаду полковника В. Хрустицкого. В районе Новосаратовской колонии под Шлиссельбургом, где противник не просматривал нашу оборону, в начале января 1943 года под руководством маршала Климента Ворошилова прошли учения по преодолению по льду широкой Невы. Под лед провалился средний Т-34. Для тяжелого КВ-1 учения отменили. Два Т-60 быстро преодолели водную преграду и без труда вышли на высокий, обледенелый противоположный берег реки. Командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Леонид Говоров приказал 61-й бригаде форсировать Неву, преодолеть специально облитый водой немецкими саперами, покрытый льдом высокий берег и прорвать долговременную оборону вражеских войск.

В ночь на 12 января 1943 года наши войска сосредоточились в районе от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Первыми в атаку на ряде участков прорыва по льду пошли 140 легких Т-60. Немцы не ожидали, что главный удар советские войска нанесут напротив 1-го, 2-го городков, Марьино, под Шлиссельбургом, где их оборона проходила по крутым, облитым водой и замерзшим берегам Невы. Перед батальонами Т-60 немцы поставили заградительный артиллерийско-минометный огонь. Однако «малютки» прорвались через реку и вышли на крутой берег, ведя огонь по вражеским позициям из авиационных пушек и пулеметов. Танкисты 61-й бригады понесли большие потери, но достигли главного: на какое-то время отвлекли силы противника от главной группировки войск, которая под шквальным огнем с большим трудом, но вышла на берег Невы и 12 января захватила два изолированных друг от друга небольших плацдарма. Один на участке 2-й Городок, Марьино по фронту 5 км и в глубину 3 км. Другой – в районе Московской Дубровки по фронту 2,5 км и в глубину 1,5 км. Захват этих плацдармов позволил инженерным войскам 67-й армии с вечера 12 января приступить к созданию ледяной переправы для средних и тяжелых танков. В это время 45-я гвардейская стрелковая дивизия с остатками 118-го отдельного танкового батальона Т-60 стремилась расширить плацдарм напротив Невской Дубровки. На поддержку 941-го стрелкового полка 268-й стрелковой дивизии был направлен 86-й танковый батальон Т-60. К пяти часам вечера 12 января части этой дивизии вместе с танкистами 61-й бригады овладели пунктами Дачи, Гараж и продолжали наступление. Имела успех 136-я стрелковая дивизия, которой был придан 548-й танковый батальон Т-60.

18 января части 86-й стрелковой дивизии и танкисты 61-й танковой бригады освободили Шлиссельбург. За проявленный героизм и успешные боевые действия бригада «малюток» позднее была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

Главный конструктор Московского завода № 37 Николай Астров, создавая в октябре 1941 года этот легкий танк, возможно, уже тогда предполагал дальнейшее развитие подобного образца бронетанкового вооружения. На фото военной поры из заводского архива у Т-60 явно просматриваются контуры будущей боевой машины десанта (БМД), которую впоследствии на оборонном предприятии в Мытищах создал конструктор и ученый Николай Астров.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Т-60 и БМД

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении.

Сегодня единственный в России экземпляр легкого Т-60, произведенного в 1941 году в Москве на заводе № 37 (нынешний НИИДАР), находится в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Легкий танк Т-60 в экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке (Россия)

К сожалению, в отечественной военной истории практически не изучены и не освещены по достоинству роль и значение отечественных легких танков в Великой Отечественной войне. На поле боя у подготовленных экипажей Т-60 были эффективными и грозными легкими боевыми машинами для пехоты и техники вермахта.Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Советские легкие танки Т-60 с десантом на опушке леса перед началом наступления

http://nvo.ng.ru/history/2018-01-26/11_981_sarancha.html

http://tanki-v-boju.ru/tank-t-60/

https://vpk-news.ru/articles/8861

Картина дня

наверх