Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

ЕГЭ как образовательно-бюрократическая спецоперация

развернуть

По стране шагает Единый госэкзамен – серия образовательных спецопераций по выявлению знаний учащихся с целью поступления в вузы. Обычно на строжайшие меры проведения ЕГЭ жалуются ученики и практически не говорят о том, с чем сталкиваются учителя.

Между тем педагоги не первый год возмущаются требованиями, которые к ним предъявляют организаторы. Педагогические форумы забиты самыми нелепыми примерами, а один из самых популярных запросов – можно ли уклониться от участия в проведении ЕГЭ?

Сегодня учителю уже недостаточно передать ученикам знания и подготовить их к сдаче ЕГЭ, чему посвящены долгие месяцы учебного года. Для учителей создана специальная инструкция, знание которой определяется с помощью тестирования (этакий ЕГЭ для учителей) и исполнение которой беспощадно фиксируется камерами и проверяющими. На примере многостраничной инструкции за 2015 год, которая, к слову, каждый год усложняется, можно увидеть, как каждые полчаса учителей, участвующих в проведении ЕГЭ, заполнены массой регламентированных обязанностей.

Не менее чем за два часа они должны подготовить пункт проведения экзамена (ППЭ) и включить видеозапись, а в случае неисправности видеоаппаратуры решить эту проблему. За полтора часа до ЕГЭ организаторы должны получить и подготовить весь пакет экзаменационной документации, распределить обязанности, зафиксировать местоположение каждого учителя. За час до ЕГЭ развесить списки сдающих экзамен перед входом в ППЭ и передать всем ответственным целый список документов – ведомости учета и коррекции, протоколы проведения, расшифровку кодов и пр.

ЕГЭ как образовательно-бюрократическая спецоперацияУже через четверть часа, за 45 минут до ЕГЭ, учителя вместе с полицейскими должны встречать учащихся, проверить их наличие в списке согласно удостоверениям личности и прочитать им инструкцию поведения во время ЕГЭ. В требованиях оговаривается каждая мелочь, регламентировано каждое движение сдающих ЕГЭ в ППЭ, а за их исполнением должны, не смыкая глаз, следить учителя. К примеру, в некоторых школах заклеивают ящики шкафов и снимают со стен портреты и плакаты, а учителям запрещено не только разговаривать друг с другом, но и долго смотреть в окно, чтобы не пропустить возможное нарушение в аудитории. Выход же ученика в туалет превращается в что-то среднее между выходом в открытый космос и конвоированием в исправительных учреждениях строгого режима.

Между тем все эти меры безопасности при сдаче ЕГЭ, требующие повышенного внимания и напряжения нервов в течение 6–7 часов, фактически бессмысленны. Накануне дня сдачи ЕГЭ всё легче найти правильные ответы в интернете. Получается, что по мере ужесточения условий проведения экзамена произошло ослабление контроля со стороны Рособрнадзора и Роскомнадзора в интернете – и пока порядочные ученики пытаются честно сдать экзамен, а учителя с восьми утра до двух дня пребывают в стрессе, нечестные ученики легко обманывают всю эту сложную систему. В результате чрезмерная зарегулированность сдачи экзаменов вкупе с ослаблением контроля за ответами в интернете сводит на нет всё лучшее в системе ЕГЭ.

Но если бы такая бюрократизация была только во время сдачи Единого экзамена – на самом деле, она проникла во всю систему образования. Бумажная волокита заполнила собой каждый учебный день. Учителя большую часть рабочего времени уделяют именно работе с бумагами, а не с учениками и учебным материалом. И они не могут от этого отказаться, иначе их обвинят в неисполнении обязанностей.

Слово учителю физики с 25-летним стажем из Санкт-Петербурга Денису Прохорову:

«20 лет назад я заполнял обычный журнал и в конце года писал небольшую справку по классам о средних баллах за четверти и полугодия. Как классный руководитель я в начале года составлял несколько стандартных списков, и всё. Учебные программы не менялись из года в год. Сегодня с нас требуют ежегодно писать рабочие программы, причем их формат существенно изменился в сторону писанины: всякие УУД (Универсальные учебные действия), компетенции и прочая ерундистика. Причем сдавать надо как в электронном, так и в бумажном виде. Прошлогодние не принимаются! К каждому уроку мы должны написать технологические карты (да будут они прокляты!). У меня в 11 классе 170 учебных часов в год. Это я должен написать 170 техкарт! Всего у меня примерно 500 часов в год. Причем каждый урок надо расписать почти поминутно, указывая, какие УУД я разрабатываю в тот или иной момент, формы опроса, формы контроля. Достаточно взглянуть на формат одной карты, чтобы понять масштаб бедствия. Это отнимает не только массу времени, но и нервов. Помимо прочего, надо составлять психологические портреты классов».

Всё, что перечислено выше, – это далеко не полный перечень бюрократической нагрузки на учителей. В результате добросовестные педагоги, сталкиваясь с растущими требованиями по заполнению документов, волком воют от невозможности найти достаточное время, чтобы сосредоточиться непосредственно на работе с детьми, а многие и вовсе машут рукой и начинают «отбывать» номер. Примечательно, что Ольга Васильева эту проблему прекрасно понимает и, когда только была назначена министром образования, одной из первых задач ставила как раз разбюрократизацию работы учителей. Однако спустя почти два года количество бумагомарания в школах не уменьшилось и, возможно, даже возросло. Даром что частично оно перешло в электронный вид – нередко теперь учителям приходится вносить одни и те же данные и в старый бумажный журнал, и в электронный.

Впрочем, это проблема не только системы образования – процесс растущей бюрократизации тотален: он везде, во всех профессиях без исключения. Спросите любого профессионала – от работника ЖЭКа до учёного – везде огромный вал документов, на который уходит уйма времени. К примеру, по свидетельству директора ИПУ РАН Дмитрия Новикова, они получают "от 5 до 10 бумаг в день из ФАНО" – что само по себе превращает учёного в бюрократическую машину.

Но особенно чувствительна и даже вредна бюрократизация там, где надо работать с людьми, помогать им в непосредственном контакте, здесь и сейчас. Врачи при приёме порой не могут поднять глаза на пациента, а только записывают и заполняют таблички (хорошо, если на компьютере) - и дай бог, если остаётся пару минут непосредственно на лечение. Даже приезжающие ночью на вызов бригады скорой вынуждены тратить время на бумаги, а не того, кто ждёт помощи. Помимо описания больного врач должен задокументировать каждое своё действие – либо после приёма, когда уже в памяти не всё сохранилось, либо заранее, до того, как он его произвёл. Если врачи начинают игнорировать заполнение форм и таблиц, то они рискуют быть обвинёнными в некачественной работе и даже искажении отчётности. Опять же многие вынуждены махнуть рукой и заполнять бумаги в ущерб основной работе.

Раньше казалось, что проблему бумагомарания решат компьютеры, однако - парадокс! - именно с ростом цифровизации, введением электронного документооборота растёт загруженность врача работой с документами. К примеру, согласно опросу врачей в Германии, где медицина давно перешла на компьютеры, две трети сотрудников сообщили, что из-за документации им не хватает времени на работу с пациентами. То есть это общая это общая закономерность.

Впрочем, никакого парадокса нет: электронный документооборот – то же самое бумагомарание, только на компьютере. Ведь появлению документа на электронном носителе предшествует ввод данных вручную. Более того, цифровизация требует постоянного и частого внесения данных, а их становится всё больше и больше. Одним из возможных решений могло быть стать введение специальной должности по занесению и контролю всех данных, однако в школах и больницах на это далеко не всегда есть необходимые средства (представьте ежедневный объём данных в школе с 1000 учеников).

Более того, чиновники, увлекшись переносом всех процессов в электронную базу, придумывают всё новые и новые параметры, которые необходимо зафиксировать, и заставляют сотрудников, работающих с людьми, вносить циферки в режиме нон-стоп. Превратно и односторонне понятая цифровизация рождает чудовище похлеще старорежимного чиновника, привыкшего доверять только бумагам и видящим в человеке только его удостоверение. Теперь в человеке видят только цифры – всё более разнообразные и многочисленные – и заставляют постоянно регистрировать их, проверять, контролировать. Заполнять и заполнять бесконечные таблицы и формы.

Благое, в общем, намерение, призванное облегчить обработку данных и тем самым освободить время человека, превращается, наоборот, в дополнительную трату времени. Создаётся некое цифровое рабство, которое постепенно опутывает человека и подчиняет всё больше его времени. Цифровизация в искажённом исполнении подменяет собой живое дело, выхолащивает саму суть профессий, представители которых должны помогать людям, лечить, обучать, строить, обеспечивать безопасность. В то время как учитель заполняет очередную таблицу, оставленные без внимания ученики теряют интерес к учёбе как к познанию мира и превращаются в зубрилок, а итоговый экзамен из волнительного торжества превращается в роботизированный отжим зазубренной информации.

Нужно ли нам такое будущее, где электронные данные заменят живое участие человека?

Эдуард Биров
Газета "ВЗГЛЯД"


Источник →

Опубликовано 20.06.2018 в 19:55
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Валерий Подгузов
Валерий Подгузов 21 июня, в 02:53 Идиотизмом является та педагогика, в которой главное внимание уделяется не тому, чтобы выработать методы НАДЁЖНОГО ОБУЧЕНИЯ детей и тому, что важно знать Человеку будущего, а ПРОВЕРЯЮТ вчерашние "знания" и страшно довольны, если точно и честно устанавливают, что большинство обучаемых... ни черта не усвоили. В таких случаях говорят, что ЕГЭ проведено идеально. А то, что миллионы детей ни черта не знают, а главное, не умеют творчески мыслить... это не актуально. Текст скрыт развернуть
4
Василий Отмахов
Василий Отмахов 21 июня, в 07:24 Собственно, о чем разговор? Есть ЕГЭ, нет ЕГЭ - какая разница, если эффективная советская система образования разрушена и вместо неё внедрена система по формированию дебилов! Текст скрыт развернуть
5
Макс
Макс 21 июня, в 18:23 Я давно уже предлагаю собрать чиновников от образования и заставить написать все ЕГЭ и ВПР которые они впаривают нашим детям. При тех же условиях, с беготней по школам, с камерами в сортире и заглядыванием в трусы и лифчики. Кто не напишет балов на 60 - уволить к чертовой матери с взысканием зарплаты полученной за годы проведения ЕГЭ. Гарантирую 100 процентное обновление как министерства, так и руководящих образовательных структур на местах. Текст скрыт развернуть
2
Господин Никто
Господин Никто Макс 22 июня, в 15:35 Макс, Вы просто зайдите на сайт  бывшего директора Московского института развития образовательных систем обучения (МИРОС)  Александра Абрамова и там найдёте ответы на все свои вопросы...Александр Абрамов д.п.н. Член-корр РАН ...Жаль, что Вы не читали статьи этого выдающегося  советского учёного в "Независимой газете" несколько лет назад в рубрике "Так вижу"...  Произошло как раз то, о чём учёный писал... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4

Последние комментарии

svkrym@yandex.ru Крымская Светлана
А. Кудасов
и писателей-деревенщиков.
А. Кудасов Урок истории. Зачем большевики утопили министров?
Евгений Титаев
Резонно.
Евгений Титаев Александр Роджерс. Кому я мешаю изображать из себя «комиссаров в пыльных шлемах»
Евгений Титаев
Жанна Чёшева (Баранова)
Владимир
Сергей Кожемяко
Одной. пожалуй, не обойтись...
Сергей Кожемяко Урок истории. Зачем большевики утопили министров?
Кочкин Николай
и банкирами и олигархами
Кочкин Николай Урок истории. Зачем большевики утопили министров?
michail kos
Сейчас бы баржу с депутатами...
michail kos Урок истории. Зачем большевики утопили министров?
Алексей Плескач
Вера Шаповалова (Котова)
Спасибо за интересную статью и прекрасные фотоматериалы!
Вера Шаповалова (Котова) Донские калмыки-казаки
Александр Гончарук
Гудвин Гудвин
Введите в курс дела. при чём тут Холин?
Гудвин Гудвин Урок истории. Зачем большевики утопили министров?
Александр Сивак
Владимир Акулов
Ольга Лазаревич
Ту же энергию, но в полезное русло. Может и спортсмен хороший бы получился из этого парня...
Ольга Лазаревич Нокаут
Светлана Митленко
Игорь Четыркин
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Игорь Четыркин
Игорь Четыркин
Жанна Чёшева (Баранова)
Игорь Четыркин
Светлана Митленко
Ничего, ноги поломают в итоге!
Светлана Митленко Несколько рассказов о Сталине 13
Валентина
Алла Дубинина
Спасибо  за  информацию. Интересно  и  связано  с  детством.
Алла Дубинина Генеалогия капитана Врунгеля
Лаврентий Палыч Берия
Наталья Осанкина
Марко Галибабин
Евгений Титаев
gfgf1956 Niko
*
gfgf1956 Niko Барнаул с высоты - столица Алтайского края
Жанна Чёшева (Баранова)
Комментарий скрыт
Жанна Чёшева (Баранова) Барнаул с высоты - столица Алтайского края
Алексей Плескач
Алексей Плескач
Лаврентий Палыч Берия
Антон Иванюта
Сам Сереброплавильный завод не показан((((
Антон Иванюта Барнаул с высоты - столица Алтайского края
абрам вербин
Одна из самых любимых книг в детстве. :)
абрам вербин Генеалогия капитана Врунгеля
пскр 110
Борис Виленский
Читал с удовольствием. И не только в детстве.
Борис Виленский Генеалогия капитана Врунгеля
Светлана Митленко
Полностью поддерживаю!
Светлана Митленко Жители Камчатки собирают отряды самообороны
Алексей Плескач
Светлана Митленко
Алексей Плескач
Nikolay Sviridenko
Светлана Митленко
владимир кочетков
Алексей Плескач
Борис Виленский
Алексей Плескач