На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

Издержки "свободы"

«Никогда не бейте детей и жен по лицу»

Ольга Кузьменко

Памятник «Рухнаме» в Ашхабаде, 7 мая 2008 года. Фото: Дмитрий Костюков / AFP / East News

Памятник «Рухнаме» в Ашхабаде, 7 мая 2008 года. Фото: Дмитрий Костюков / AFP / East News

В сентябре 2001 года Сапармурат Ниязов написал первый том «Рухнамы» — главной книги Туркменистана

Один из десяти самых жестоких диктаторов мира по версии журнала Parade Сапармурат Ниязов занял пост первого секретаря ЦК КП Туркмении в 1985 году. После распада СССР советский руководитель республики стал президентом.  В 1992 году, после принятия страной Конституции, он вновь подтвердил свои полномочия.

Оба раза Ниязов был единственным кандидатом в бюллетене, и за него голосовали 100% избирателей. Уже через год Меджлис Туркмении, «учитывая обращения граждан и исполняя волю народа», присвоил президенту титул Туркменбаши, то есть главы всех туркмен мира. На следующий год было решено продлить полномочия Ниязова на второй срок без проведения выборов. В 1999 году он был объявлен пожизненным президентом. Среди других титулов Ниязова — Акбар Седар  («великий вождь»), «сын лучшей из туркменских матерей Гурбансолтан-эдже» и «очеловеченный символ Туркмении».

Правление Туркменбаши сопровождалось многочисленными реформами во всех сферах общественной жизни. К 2000 году указами Ниязова время обучения в школах было сокращено до 9 лет, а в высших учебных заведениях — до двух лет. С 1998 года не было присвоено ни одной кандидатской или докторской ученой степени, а туркменская Академия наук закрылась. Также при Ниязове были ликвидированы все районные библиотеки, кроме студенческих и Центральной библиотеки в Ашхабаде. Это решение президент объяснил тем, что «сельские жители у нас все равно не умеют читать». На уровне образования сказалось и провозглашение «постоянного нейтралитета Туркмении» — изолировавшись от остального мира, Ниязов объявил недействительными все дипломы иностранных вузов, выданные за последние десять лет.

Своеобразные взгляды были у туркменского президента  и на медицину. «Зачем нам так много больниц? Если люди заболеют, они могут приехать в Ашхабад», — заявил Ниязов, оставив жителям провинции только диагностические центры. Другое «ноу-хау» Туркменбаши в области медицины — объявление вне закона всех инфекционных заболеваний, включая СПИД, которое заключалось в запрете какого-либо упоминания о них.

Пенсионная реформа Ниязова оставила право на государственные выплаты только для граждан, имеющих в Туркмении трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Таким образом, пенсий полностью лишились более 100 тысяч человек, в том числе инвалидов, бывших колхозников и людей, приехавших в республику в последние десять лет существования Советского Союза. Материальную заботу о пожилых людях Туркменбаши возложил на их совершеннолетних детей.

Военные несут портрет Сапармурата Ниязова во время праздничных мероприятий, посвященных Дню независимости Туркмении, 27 октября 2006 года. Фото: AP

В сфере культуры Ниязов запретил балет и оперу, которые он совершенно не понимал, потому что их нет «у туркмен в крови», а также цирк и Национальный ансамбль народного танца.

У Главы Всех Туркмен часто возникали идеи о строительстве гигантских сооружений, вроде огромного дворца бракосочетаний «Багт кошги» («Дворец счастья») в Ашхабаде или ледового дворца на тысячу мест в пустыне предгорья Копетдага. За год до смерти Ниязов планировал потратить $18 млн на строительство зоопарка в пустыне Каракумы, в котором планировал спасать популяцию пингвинов от вымирания в результате глобального потепления.

В 2001 году Ниязов принял закон «О государственном калыме», по которому иностранец, желающей взять в жены туркменскую девушку, должен был заплатить в кассу общества «Туркменгосстрах» $50 тысяч.

Туркменские СМИ так часто и много хвалили Ниязова, что иногда это начинало смущать даже его самого. Портрет президента всегда размещался на передовицах всех печатных изданий, а первые полосы крупнейших газет заверял лично президент. Спутниковое и кабельное телевидение при Ниязове были запрещены, а доступ в интернет ограничен.

Многие туркменские заводы, школы и даже продукты носили имя Туркменбаши. За время его правления на территории Туркмении ему было поставлено 14 тысяч памятников. Золотая статуя Ниязова в Ашхабаде имела высоту 75 метров и вращалась по ходу движения солнца. Именами диктатора и членов его семьи были названы улицы в Ашхабаде, а остальные получили числовые обозначения. В 2002 году в Туркмении был введен новый календарь, в котором были переименованы все дни недели и месяцы, получившие названия в честь Туркменбаши, его матери, его любимого поэта и приятных его сердцу событий.

Но главным итогом жизни Ниязова стало его сочинение «Рухнама» — «Книга духовности» — над которой президент, по его словам, трудился в течение пяти лет. Впервые она была издана 12 сентября 2001 года на туркменском языке. Ниязов называл свое творение «принципиальным явлением духовного порядка» и «качественно новым побудителем народной энергии», чье появление исторически уготовано. В 2004 году вышел второй том «Рухнамы». На следующий год Ниязов решил попробовать себя в поэзии и выпустил два сборника: «Весна моего вдохновения» и «Мои родные».

 «Рухнама» стала основой Национальной программы духовного развития туркменского народа. Историко-философский труд Туркменбаши вошел в обязательную школьную программу. Алгебра, физика и математика были признаны «предметами минимальной важности» и заменены уроками «Рухнамы», изучению которой отводилось по два часа в день. Знание текста книги проверяли при поступлении в вуз, устройстве на работу и получении водительских прав. Книгу дарили на свадьбу молодоженам, заключенные давали на ней клятву перед освобождением, а в туркменской армии планировалось ввести должность заместителя по пропаганде «Рухнамы».

Золотая статуя Сапармурата Ниязова, 1 ноября 2001 года. Фото: Olivier Matthys / Belga / AFP / East News

Иностранные предприниматели, имеющие бизнес в Туркмении, были обязаны за свой счет переводить «Рухнаму» на язык своей страны. К сентябрю 2006 года труд Туркменбаши был переведен на 40 языков, а общий тираж книги превысил миллион экземпляров. Сочинение Ниязова можно было приобрести в виде аудиокниги или издания для слепых.

Именем «плода глубочайших философских раздумий лидера нации» был назван месяц сентябрь, суббота была переименована в «день духа» — рухгюн, день 12 сентября стал национальным праздником Днем Рухнамы, а 2005 год — годом «Рухнамы».

Сочинение туркменского президента состоит из притч, эпизодов из истории туркменского народа, нравственных наставлений и философских размышлений Ниязова, который много внимания уделяет вопросам духовности и государственного устройства. В начале своего труда президент замечал, что «Коран — священная книга, ее нельзя заменить никакой другой», но затем довольно быстро забыл об этом своем утверждении. «Тот, кто трижды прочтет "Рухнаму", станет умным, поймет природу, законы, человеческие ценности, и после этого он попадет прямо в рай», — говорил президент после выхода второго тома. По словам Ниязова, о таких условиях он договорился с Аллахом.

Главный муфтий Туркмении Насрулла ибн Ибадулла не хотел использовать книгу в мечетях и тем более приравнивать ее к Корану. В 2003 году ему пришлось добровольно сложить с себя полномочия и уйти с поста зампредседателя Совета по делам религии. После этого его начали преследовать, обвинили в покушении на Ниязова и приговорили к 22 годам тюремного заключения.  

Повествование Туркменбаши начинается с заповедей пророка Нуха, который учил «туркменских парней» терпению, мужеству, трудолюбию и верности данному слову. «Лица тюрк иманов созданы из света Великого Аллаха, — говорил Нух, который придавал большое значение внешнему виду,  — Никогда не бейте детей и жен по лицу».

В тексте «Рухнамы» содержится множество парадоксальных «фактов», которые приводятся в качестве аргументации богоизбранности туркменов. Так, по мнению Ниязова, туркмены смастерили первую на земле телегу, а «туркменское колесо» развернуло ход мировой истории и дало «ускорение развитию мировой науки». Согласно «Рухнаме», туркмены стали первыми выплавлять руду, а в некоем туркменском владычестве Артыкогуллары, основанном в 1101 году в Анатолии, были изобретены первые механические роботы.

Книга Ниязова не была бы полной без периодизации становления туркменской духовности, которую президент разделил на пять этапов. Туркменбаши ведет летоисчисление своего народа «с эпохи родоначальника нации Огуз хана туркмена, жившего пять тысяч лет назад», но первый этап развития духовности начинается еще в V тысячелетии до нашей эры.

Гурбангулы Бердымухамедов целует «Рухнаму» во время инаугурации, 14 февраля 2007 года. Фото: Burhan Ozbilici / AP

Восхваляя независимость туркменского народа, Ниязов много критикует советскую власть и перечисляет лишения, которые республика терпела, пока находилась в составе СССР. «В 60–70-е годы начались чрезмерные восхваления дутых успехов, превозношение существующего строя, власти и личности, — писал туркменский диктатор. — Их [людей] приучили бурно аплодировать и бить себя в грудь, соглашаться со всеми решениями партии и произносить в ее честь бесконечные здравицы», — заключает автор книги, начинающейся клятвой «В час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому, священному стягу твоему да прервется дыхание мое».

В августе 2005 года с космодрома Байконур была запущена на орбиту ракета-носитель, на борту которой находился контейнер с «Рухнамой» и флагом Туркмении. Власти Ашхабада тогда объяснили, что это действие должно символизировать «участие Туркмении в космической деятельности».

После смерти Ниязова в декабре 2006 года пост президента Туркмении занял Гурбангулы Бердымухамедов. Он сократил число часов изучения «Рухнамы» до одного в неделю и провел акцию изъятия сочинений и портретов покойного главы всех туркменов, однако радикального пресечения культа личности Ниязова не произошло. Весной 2011 года в школах отменили выпускной экзамен по «главной книге туркменского народа», однако он остался обязательным при поступлении в любой вуз страны. Окончательно из учебных программ сочинение Ниязова изъяли только в 2014 году.

 http://rusplt.ru/sub/ratings/nikogda-ne-beyte-detey-i-jen-po-litsu-12828.html

Картина дня

наверх