Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги Вертова

развернуть

Дзига Вертов — творческий псевдоним Давида Кауфмана, самого известного русского документалиста в мире. Его работы традиционно входят в списки лучших документальных фильмов, снятых в истории, о нём пишут книги, его ленты смотрят в киноклубах.Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги Вертова

Восстановленный дебютный фильм Дзиги Вертова покажут в АмстердамеЧеловек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги ВертоваКадр из фильма «Годовщина революции»

Уникальный дебютный фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции» был восстановлен и будет показан 20 ноября 2018 года на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме (IDFA).

Долгое время фильм «Годовщина революции» считался утерянным. Он представляет собой сборку хроникальных сюжетов, описывающих историю революции 1917 года от февральских событий до начала Гражданской войны и создания первых трудовых коммун. По мнению специалистов, ленту можно считать первопроходцем в жанре «монтажного фильма» (фильма, созданного на основе хроники). Организаторы IDFA, в частности, отмечают, что «Годовщина революции» — «возможно, первый полнометражный документальный фильм в истории».

Над восстановлением ленты трудились киноведы Светлана Ишевская и Николай Изволов. Им удалось обнаружить в архивах афишу фильма, в которой указаны фрагменты картины в нужной последовательности, а также сами фрагменты — хроникальные материалы. Подобную работу пытался вести Виктор Листов в 1960-е годы, но тогда ему удалось восстановить лишь 20 минут из почти двухчасового фильма. Теперь же, по мнению Изволова, фильм удалось идентифицировать на 98 процентов.

В интервью «Фонтанке» Изволов отмечает:

«Я БЫЛ БЫ РАД, ЕСЛИ БЫ ФИЛЬМ ПОКАЗАЛИ НАШИ ТЕЛЕКАНАЛЫ 7 НОЯБРЯ 2018 ГОДА. НО У НИХ СВОИ ЖЁСТКИЕ ЭФИРНЫЕ СЕТКИ, И ОНИ ТЕМУ РЕВОЛЮЦИИ ОТРАБОТАЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЕЩЁ ГОД НАЗАД. ТОГДА БЫ ВЗЯЛИ ВСЕ. СЕЙЧАС ДВУХЧАСОВОЙ ФИЛЬМ ИЗ ХРОНИКИ ИМ НЕИНТЕРЕСЕН».

Дальнейшая прокатная судьба картины неизвестна.

К сожалению, в медиа слабо освещено это важное для истории кино событие.

Ниже представлены фрагмент из фильма, опубликованный «Фонтанкой», а также трейлер «Годовщины революции» для фестиваля IDFA:

Неизвестно, что будет происходить с фильмом дальше, будут ли ограниченные показы в России в кинотеатрах, киноклубах или на телевидении, и когда его можно будет спокойно увидеть в интернете. Но пока судьба «Годовщины революции» не ясна, VATNIKSTAN нашёл в свободном доступе другие фильмы Вертова — они расскажут нам гораздо больше о гранях его таланта, чем любые слова о «лучшем» и «известном» кинорежиссёре.Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги ВертоваДзига Вертов за монтажным столом. Вторая половина 1920-х годов

Кино-неделя (1918)

Задолго до появления новостного телевидения Вертов принял участие в создании хроникальных киножурналов. Формат опередил своё время, и краткие минутные репортажи, которые сейчас показывают на новостных каналах безо всяких комментариев диктора, а лишь с краткими субтитрами, появились в Советской России в первые месяцы ещё столетие назад.

Посмотрите первый выпуск журнала «Кино-неделя», в котором можно увидеть Ленина, Троцкого, Дыбенко и других ключевых революционных деятелей. Удивительно, но даже такая простая подача приковывает к себе внимание благодаря качественному монтажу и операторской работе. Впоследствии сюжеты журнала будут расширены, и он трансформируется в «киногазету» под названием «Кино-правда».

Кино-глаз (1924)Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги ВертоваПостер фильма

Дзига Вертов считал, что «киноглаз» может увидеть гораздо больше, чем обычное человеческое зрение. Он провозглашал следующее:

«Я — киноглаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам».

Фильм «Кино-глаз» на первый взгляд представляет собой тот же набор хроники, но, в отличие от «новостных» выпусков «Кино-недели» и «Кино-правды», Вертов перемешал снятые фрагменты с намеренным художественным умыслом. Скажем, хронология производства мяса и хлеба намеренно показаны в обратном направлении, чтобы подчеркнуть «эволюцию вещей», которую обычный человек не сможет увидеть, двигаясь из прошлого в будущее.

Фильм о повседневной жизни молодого советского общества обратил на себя внимание критиков и на выставке декоративных искусств в Париже получил серебряную медаль и диплом.

Шестая часть мира (1926)

Фильм снят по заказу внешнеторгового предприятия Госторг и должен был служить в качестве большого презентационного ролика для внешнеэкономических партнёров СССР. С непростой задачей показать экономические масштабы и возможности советского государства лента справляется. И сегодня поражают масштабы съёмок от Крайнего Севера до Кавказа.

Человек с киноаппаратом (1929)Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги ВертоваПостер фильма

Самый известный, самый главный, самый программный фильм Дзиги Вертова. К нему вообще часто прибавляют слово «самый» — например, самый лучший документальный фильм во всей мировой истории.

Подобное отношение появилось неспроста. В фильме нет пропаганды, и поэтому его можно смотреть в любое время и в любом историческом контексте. В фильме нет живого звука, поэтому смотреть его можно в любой стране. (Фоновая музыка, как вы догадываетесь, наложена уже после — поэтому при желании можете её совсем выключить.)

При этом в фильме есть экспериментальная съёмка, в том числе скрытой камерой, монтаж разной динамики — словом, огромное число приёмов, которые стали образцом для кинодеятелей по всему миру. Концентрация «чистого искусства» документалистики сделала фильм Вертова настоящей классикой.

Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930)

В отличие от немых экспериментальных хроникальных лент, «Симфония Донбасса» больше похожа на современное документальное кино. Уникальность в том, что это действительно «симфония»: первый звуковой советский документальный фильм получил определённое признание за рубежом за сочетание звукового и видеоряда — его смотрел и оценил сам Чарли Чаплин. Саундтрек, как мы сказали бы сегодня, действительно запоминается — в него вошли композиции Николая Тимофеева и Дмитрия Шостаковича.

Три песни о Ленине (1934)

Куда советскому режиссёру без ленинианы? Нельзя при этом сказать, что фильм является простой пропагандистской лентой, интересен сам подход: фильм состоит из трёх частей-«песен», в которых воспевается всенародная любовь к Ильичу. Произведение Вертова смотрится интересно со сценарной точки зрения, ну а операторская работа, как обычно, на высоте.

Колыбельная (1937)

Чем больше советское официальное искусство склонялось к соцреализму, тем меньше в нём оставалось возможностей для авангардистского эксперимента. Картина «Колыбельная» была снята с проката через несколько дней после выпуска. Почему?

Тебе, фронт! (1942)

В годы войны Дзига Вертов продолжал снимать документальное кино. Один из фильмов, которые можно найти в интернете, посвящён тыловой работе жителей Северного Казахстана на нужды фронта. В эти годы, конечно, было уже не до «чистого искусства», да и идеи Вертова перестали приходиться по вкусу официальным цензорам.

После войны фильмография режиссёра будет ограничена лишь работой над киножурналом «Новости дня».

Авторы: Виктор Кириллов, Сергей Лунёв

Опубликовано 06.12.2018 в 20:31
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Евгений Титаев
Serje Horse
Serje Horse
Типа, не торопясь насладимся "прелестями" капитализма.))) Оригинально!!!
Serje Horse Как убили советскую цивилизацию
Евгений Титаев
Те, кто не уехал за кордон.
Евгений Титаев Как убили советскую цивилизацию
Татьяна
И кто будет делать?
Татьяна Как убили советскую цивилизацию
Татьяна
Хорошие мозги уже давно за кордоном
Татьяна Как убили советскую цивилизацию
Михаил Воробьев
Михаил Воробьев
Евгений Евстифеев
Светлана Митленко
Евгений Титаев
Ольга Иванова
Евгений Титаев
Владимир Ермаков
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Владимир Ермаков
Ирина Черных
Ирина Черных
Пипец, завидуй молча!
Ирина Черных Посмотри, что сделали в России, пока ты ныл
Ирина Черных
Писец - это такие, как вы!
Ирина Черных Посмотри, что сделали в России, пока ты ныл
Ирина Черных
А где лицо-то свое потерял?
Ирина Черных Посмотри, что сделали в России, пока ты ныл
Евгений Титаев
Кто виноват - с этим ясно. Но вот - что делать?
Евгений Титаев Как убили советскую цивилизацию
Вавилин Николай
Евгений Евстифеев
знахарь *
Не, за правду у нас обычно ругают.
знахарь * Как убили советскую цивилизацию
Cоловьёв Емельян
Valentin Spagis
Николай Маслов
Видимо за такой словесный понос все еще хорошо платят.
Николай Маслов Как убили советскую цивилизацию
Владимир Ермаков
Владимир Ермаков
Леон Ольховский
Да!Это мой родной город.И здесь живут, замечательные люди.
Леон Ольховский Тобольск с высоты - бывшая столица Сибири
Александр Липенко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Ага, а нам на это отвечают:
Светлана Митленко Посмотри, что сделали в России, пока ты ныл
Светлана Митленко
Васильев Алексей
Жанна Чёшева (Баранова)
Вера С
Евгений Евстифеев
Васильев Алексей
Сталинист СССР
да
Сталинист СССР Незнайка и лунный капитализм
Васильев Алексей
Fyodor Skachkov
Евгений Титаев
Александр Хряпкин
Олег Самойлов
Вера С
Олег Самойлов