На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дудкевич
    Пожинаем плоды предательства до сих пор, сколько ещё последышей бандеры на Украине..Жаль, что СМЕРШ существовал всего...19 апреля 1943 го...
  • Людмила Редько
    Таджикский народ сам старается из всех сил в деле розжига межнациональной розни.А ситуация все кр...
  • Галина Дудкевич
    И где теперь " наши  союзники" ?О союзных награжд...

"Главное, ребята, сердцем не стареть": юбилей Александры Пахмутовой

"Главное, ребята, сердцем не стареть":
юбилей Александры Пахмутовой

© Фотохроника ТАСС/П.Федотов

Народная артистка СССР Александра Пахмутова написала более 400 музыкальных произведений. Ее творчество охватывает различные музыкальные жанры. Но песенное наследие композитора и поэтессы занимает особое место в отечественной культуре. Созданные ею композиции звучат в культовых советских кинолентах, от "Девчат" до "Битвы за Москву".

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка Нижне-Волжского края (сейчас район Волгограда). Отец Николай Андрианович (1902-1983) работал на электростанции, в свободное время был тапером в местном кинотеатре. Мать Мария Амплеевна (1897-1978) была домохозяйкой. В возрасте пяти лет Александра Пахмутова сочинила свою первую пьесу для фортепиано "Петухи поют". В 1936 году поступила в музыкальную школу. С 1942 по 1943 год находилась в эвакуации в Караганде (Казахстан). В этот период написала свои первые песни "Если будешь ранен, милый, на войне" и "Если я не вернусь, дорогая" на стихи Иосифа Уткина.

В 1943 году семья переехала в Москву, и Александра Пахмутова поступила в Центральную музыкальную школу (в то время - Школа одаренных детей) при Московской государственной консерватории, где занималась по классу фортепиано у педагога Ираиды Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством Виссариона Шебалина и Николая Пейко. В 1953 году Пахмутова окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композитора Виссариона Шебалина, в 1956 - аспирантуру, защитив диссертацию "Партитура оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила". С середины 1950-х годов писала музыку для песен, является одним из самых известных советских композиторов. Член Патриаршего совета по культуре.

Народная артистка СССР (1984), Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат премии Ленинского комсомола (1966), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1975, 1982), Российской национальной премии "Овация" в номинации "Живая легенда" (2002), премии "Российский Национальный Олимп" (2004), международной премии Андрея Первозванного "За веру и верность" (2004), премии Союзного государства России и Белоруссии в области культуры, литературы и искусства (2003). Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1971), орденами Ленина (1979), "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней (2009, 1999, 2014), Дружбы народов (1986), орденом Франциска Скорины (Белоруссия). Лауреат многочисленных советских, российских и международных музыкальных конкурсов. Почетный гражданин Луганска (1971), Усть-Илимска (1979), Волгограда (1993), Братска (1994), Москвы (2000).

Замужем с 1956 года. Супруг - Николай Добронравов (1928 г. р.), поэт, лауреат Государственной премии СССР. На его стихи написаны многие песни Александры Пахмутовой.

В 1976 году именем композитора названа малая планета № 1889 (астероид Pakhmutova). В 2002 году бельгийский гитарист-виртуоз Френсис Гойя выпустил диск "Посвящение Александре Пахмутовой". В 2011 году городское собрание депутатов Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню "Магнитка" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Работает интернет-радиостанция Pakhmutova.101.ru, где музыка Пахмутовой звучит в эфире 24 часа в сутки.

© Фотохроника ТАСС/Владимир Савостьянов

Песни, написанные в 1960-х годах

Первой песней Александры Пахмутовой, упомянутой в печати, стала "Походная кавалерийская" (1953) на стихи Юлии Друниной. 

Расцвет творчества композитора приходится на 1960-е годы. В это время Пахмутова написала такие песни, как "Нежность" и "Старый клен".

"Нежность" входит в цикл "Обнимая небо", посвященный советским летчикам. Она была одной из самых любимых песен летчиков-космонавтов СССР. Первой исполнительницей песни стала Майя Кристалинская, записавшая ее в 1966 году. Позднее музыкальный редактор Центрального телевидения Чермен Касаев в документальном фильме "Опустела без тебя земля" (2005) вспоминал, что при прослушивании фонограммы "Нежности" Кристалинская была так растрогана, что не могла сдержать слез. "Нежность" стала музыкальной темой фильма Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях.


Песня "Нежность" в исполнении Майи Кристалинской

Песня "Старый клен", музыку к которой написала Пахмутова, звучит в комедийном фильме "Девчата", снятом режиссером Юрием Чулюкиным в 1961 году.

 

"Старый клен" (А. Пахмутова – М. Матусовский). Трио "Меридиан"

Юрий Гагарин с Александрой Пахмутовой на рыбалке в Артеке, 1965
© Фотохроника ТАСС/Из архива Абдурахмана Везирова

Народный артист РСФСР Леонид Сметанников, поэт Евгений Долматовский и композитор Александра Пахмутова в студии звукозаписи, 1985 год

Народный артист РСФСР Леонид Сметанников, поэт Евгений Долматовский и композитор Александра Пахмутова в студии звукозаписи, 1985 год
© Фотохроника ТАСС/Юрий Лизунов

1970-е годы

В 1971 году Пахмутова написала музыку для песни "Надежда" (автор стихов - Николай Добронравов). Для исполнения "Надежда" была предложена Иосифу Кобзону, но он отказался. Тогда ее спела Эдита Пьеха. Однако самым известным вариантом песни считается исполнение Анны Герман.

Песня была исполнена ансамблем, названным в ее честь "Надежда".

 

"Надежда" (А. Пахмутова – Н. Добронравов). А. Герман, ансамбль "Мелодия" п/у Г. Гараняна

Пахмутова создала несколько произведений для симфонического оркестра, написала музыку для балета ("Озаренность"). В 1968 году была избрана секретарем правления Союза композиторов СССР (занимала эту должность до 1991 года), в 1973 году - секретарем правления Союза композиторов России (до 1995 года). Является лауреатом многочисленных советских, российских и международных музыкальных конкурсов.

 

"Главное, ребята" (А. Пахмутова – Н. Добронравов, С. Гребенников). Л. Барашков, анс. "Мелодия", рук. Г. Гаранян, струнн. группа, Л. Полосин и Б. Кузнецов  (вок. дуэт)

Песня Пахмутовой "Мне с детства снилась высота" написана в 1979 году. В разные годы ее исполняли советский и российский татарский эстрадный певец Альберт Асадуллин, Сергей Беликов и Александр Градский.

 

"Мне с детства снилась высота" (А. Пахмутова – Н. Добронравов). С. Беликов

Любые уверения, что люди, подобные Пахмутовой, рождаются раз в сто лет, ерунда, потому что она одна такая и есть, и другой не будет Иосиф Кобзон певец

 

"Как молоды мы были" (А. Пахмутова – Н. Добронравов). И. Кобзон, анс. скрипачей ГАБТа

Песни на музыку Александры Пахмутовой вошли в репертуар Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Эдуарда Хиля, Эдиты Пьехи, Александра Градского, Тамары Гвердцители и Муслима Магомаева. "Ты моя мелодия", музыку к которой написала Пахмутова, является одной из самых известных песен в исполнении Магомаева. Слова из этого произведения выгравированы на памятнике артисту, установленном в Москве на пересечении Елисеевского и Вознесенского переулков в 2011 году.

© Сергей Шахиджанян
Композитор Александра Пахмутова и певец Иосиф Кобзон, 1981 год

Композитор Александра Пахмутова и певец Иосиф Кобзон, 1981 год
© Фотохроника ТАСС/Анатолий Семехин

1980-е годы

Многие песни Пахмутовой написаны на стихи ее супруга, лауреата Государственной премии СССР Николая Добронравова.

«Должен вам сказать, что ваш и человеческий союз, и творческий дал такое количество произведений, которые знают и любят миллионы наших людей. И ваше творчество на устах у них»
Владимир Путин, президент РФ

Одним из самых известных совместных произведений Пахмутовой и Добронравова стала прощальная песня Олимпиады-80 в Москве.

"До свиданья, Москва" (А. Пахмутова – Н. Добронравов). Инструментал в исполнении анс. "Мелодия" п/у Б. Фрумкина

©  Фотохроника ТАСС/Сергей Метелица
В 1982 году Пахмутова и Добронравов написали песню "Я не могу иначе". Она стала одним из шлягеров советской и российской певицы Валентины Толкуновой.

 

"Я не могу иначе" (А. Пахмутова – Н. Добронравов). В. Толкунова, эстрадно-симфонический оркестр ЦТ и ВР п/у Ю. Силантьева

http://tass.ru/kultura/1557214

Музыка из ничего.
Эксклюзивное интервью Александры Пахмутовой

Сергей Грачёв

9 ноября легенде советской поп-музыки композитору Александре Пахмутовой исполнилось 85 лет. В эксклюзивном интервью для читателей «АиФ» она рассказала, что думает о музыке и не только.

Автор таких долгоиграющих хитов, как «Нежность», «Белоруссия», «Команда молодости нашей», «Старый клён», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Надежда» и многие-многие другие, интервью СМИ не даёт уже более 20 лет. Однако «АиФ» какое-то время назад удалось уговорить композитора на личную беседу. Далеко не все ответы Александры Николаевны вошли в печатную версию интервью. Вот то, что осталось «за кадром» беседы. 

— Александра Николаевна, помимо эстрадных песен, вами написано немало произведений в жанре академической музыки. Не обидно, что в России их практически не знают?

— Понимаете, можно написать очень хороший квартет или очень хорошую симфонию. Критики одобрят, зрители консерватории поаплодируют. И всё! А если написать удачную песню — приходит феноменальный успех. И если говорить о востребованности академической музыки, то мне обидно не за себя, а за огромную, богатую, невероятную советскую композиторскую школу. Ну что говорить обо мне, если сейчас очень мало звучат такие композиторы, как Шостакович и Прокофьев, например. А их знает весь мир! Нужно привлекать внимание молодёжи к этой музыке. А этого нет. Кто-то скажет: «Молодёжь говорит, что это ей неинтересно!» Ну и что?! Не нужно опускать руки. Пусть молодые люди послушают эту музыку ещё раз, и ещё раз, и ещё раз. Ведь для того, чтобы по достоинству оценить великое, выдающееся литературное произведение, надо просто много читать. Тогда появится интерес не только к сюжету, но и к таинству слова. С музыкой то же самое. В классической музыке, как и в эстрадной, тоже есть произведения, которые могут быть понятны миллионам людей и любимы ими. Я очень люблю музыку, поэтому знаю, сколько есть академических произведений, которые лучше, чем мои, но при этом совсем не звучат нигде.

— Нет ли у вас ощущения невостребованности в настоящее время?

— Этим я абсолютно не страдаю. Может быть, невостребованность и была, но в период общей политической суматохи. Тогда всем было не до песен.

— Ваши песни стали, что называется, народными. Они довольно часто звучат и по телевизору, и по радио, их перепевают молодые исполнители. А гонорары вы за это получаете?

— Конечно. Есть российское авторское общество, которое перечисляет мне деньги. Меня они вполне устраивают. Это хорошая прибавка к пенсии. Но гораздо большие отчисления я получаю из-за рубежа. У меня как-то случилась забавная история: позвонил какой-то совершенно незнакомый человек из Израиля с просьбой разрешить ему использовать мою мелодию в качестве звонка мобильного телефона. Это было очень мило. 

— Сегодня вы живая легенда. А были периоды в жизни, когда вы были в опале?

— Конечно, были. У меня полно песен, которые запрещали. Одно время напали из-за песни «Малая земля». Говорили, будто бы мы с Добронравовым посвятили её Брежневу. Потом негатив вызвала «Песня о Ленине». Там были строчки: «Ильич прощается с Москвой». Нам сказали, что Ленин не может прощаться с Москвой. Он навечно в ней. Не пропустили песню про ветеранов Первого белорусского фронта. Это очень ласковая песня, но в ней были строчки: «Любимцем нашим был маршал Рокосовский, а и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». В то время был один герой — Брежнев. Какие там ещё маршалы?! Сейчас подобное невозможно себе представить, а тогда это было сплошь и рядом. Я звонила в политуправление, кричала, ругалась, но всё это было бесполезно. Впрочем, в основном, песни не пропускали, запрещали из-за текстов. Лишь однажды у меня пытались запретить песню из-за музыки. И эта песня — «И Ленин такой молодой». Она писалась как финальная композиция для съезда комсомола. Но цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика… Попросили всё исправить. Я сказала: «Да-да, конечно! Я подумаю!» Но на самом деле я никогда и ничего не исправляла в своих песнях. В итоге композиция вышла, но спустя года полтора после её написания.

— Композитор Джакоммо Россини как-то сказал: «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку». Вы могли бы подписаться под этими словами?

— Конечно! Подобные эксперименты очень любил ныне покойный композитор Микаэл Таривердиев. Он мог взять любую газетную статью и написать на основе её текста песню. Поэтам с ним работать было очень легко. А вы послушайте современную рекламу на телевидении. Там же сплошные оратории! Поют прозу на голоса и делают это очень красиво. Так и хочется сказать — сбылась мечта Россини!

— Знаю, что вас долго уговаривали вступить в Компартию. Почему вы так упорно отказывались?

— Дело в том, что в любой идеологической системе, помимо её истинных приверженцев, всегда существуют и те, кто на ней откровенно паразитирует. Возьмите то же христианство: кроме аскетичных страдальцев, святого Себастьяна, Иисуса Христа и других, под прикрытием этой религии хорошо устраивались так называемые «декамероновские» монахи, которые сладко ели, гуляли с женщинами, ничего не делали и, в общем, жили лучше всех. В коммунистической идеологии, как мы знаем, было то же самое. Одни кидались за идеи в огонь, мужественно переносили пытки, бесплатно отстраивали страну, другие прикрывались за их спинами и отстраивали себе чужими руками роскошные дачи. Как раз люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию. Я отлично понимала, что, получив от меня заявление, эти псевдокоммунисты сядут в чёрную «Волгу» и уедут в свои загородные хоромы, а я с этого момента буду обязана на них работать, утопать в новых проблемах. Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затолкали бы меня насмерть своими поручениями.

— Но вы же писали песни о коммунистах…

— Мы писали о тех святых людях, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться в помойках. Или, к примеру, обидно, что о Зое Космодемьянской в настоящее время говорят не иначе как о психопатке. По большому счёту, если бы я поддалась в своё время уговорам и вступила в партию, сейчас бы ни за что не стала сжигать и топтать ногами свой партбилет, как многие. Мне было бы просто стыдно.

— У вас такое количество народных хитов, что кажется, будто вы знаете какой-то секрет. Можно ли вывести формулу хита?

— Формулу вывести можно, но не нужно. Теоретически, я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый «скандёж», то есть с помощью определённой ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приёмы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приёмчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это всё равно, что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным. Вряд ли великий Чайковский писал свою «Ромео и Джульетту» для того, чтобы обязательно понравиться публике.

http://www.aif.ru/culture/person/1377636

Картина дня

наверх