Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Об уральских наличниках, ч.1

развернуть

В прошлой теме О чем рассказывают оконные наличники русских домов - символизм в деревянном зодчестве, Гордей упомянул так называемые чешуйчатые наличники и вот что я нашла по этому поводую Правда хочу предупредить, что статья скорее интересна специалистам.

Об уральских наличниках, ч.1
Статья была опубликована в III выпуске Вестника музея "Невьянская Икона" в 2010 г. В ней автор подводит некоторые итоги путешествий по деревням, расположенным в "междуречье" - районе между реками Нейвой и Режом, а так же делает попытку систематизировать разнообразные типы наличников и создать единообразный подход к их описанию.
Об уральских наличниках, ч.1

Дом-пятистенок в с. Шайдуриха (Невьянский р-он, озеро Аятское).

Вместо вступления

Эти заметки не претендуют на роль глубокого и всеобъемлющего исследования. Это предварительная систематизация большого изобразительного материала, собранного во время экспедиций по Свердловской области. Объектом интереса стали предметы народного творчества вообще, и декоративные элементы деревянных строений, в частности.

Почему особый интерес вызывает именно наличник? Потому что это самая красивая деталь дома (кто с этим поспорит?), дающая, в отличие от других, максимум возможности для проявления художественной индивидуальности и мастеру, и хозяину. А еще потому что наличники стремительно исчезают.

По сравнению с другими частями усадьбы, дома, наличник – наиболее уязвим. Во-первых, по причине «подвижности»: гораздо сложнее переделать дверной проем, сменить дверь, перестелить крышу, чем снять наличник, заменив его на другой. С течением времени, появлением сначала стекла, а затем и конструктивно новых окон, расширялись оконные проемы и, следовательно, менялось их оформление. Наступление пластиковых конструкций, вероятно покончит с деревянным убором окна окончательно. Оптимизм внушает неистребимая тяга к прекрасному, живущая в отдельных людях. Пример – красивый зеленый домик в Киприно, где пластиковые окна уживаются с резным деревом.

Об уральских наличниках, ч.1

Дом в с. Киприно (Невьянский р-н. р. Реж) *

* здесь и везде в тексте: кроме современной административной принадлежности, будет указана река, к бассейну которой относится населенный пункт (Киприно стоит на речушке под названием Сап, которая впадает в Реж). Это представляется более логичным, так как продвижение и основные связи между селениями осуществлялись по рекам.

Во-вторых, наличник уязвим из-за своего прямого назначения – защищать щели между стеной и оконным блоком. Именно наличник принимает на себя удар природных сил – дождь, ветер, промерзание ночью и оттаивание на солнце, образование снежного слоя зимой и его превращение в весеннюю капель. Все это не может не сказываться на небольших и довольно тонких (по сравнению с деталями из цельных бревен) элементах – они чернеют, темнеют, растрескиваются, и со временем частично или полностью заменяются новыми – часто уже другими по строению и внешнему виду.

Третья причина недолговечности наличников лежит в удивительной психологии деревенских жителей – за старое держаться не принято, оно вызывает стыдливое пренебрежение – лучше замазать стены синей противной краской, чем любоваться на петушков и райских птичек. Конкретный пример – судьба расписной избы из с. Раскатиха, хозяйка которой с надеждой говорит: «Вот умру, сын вступит в права наследия, уж он-то все тут переделает!» - сама она перекрасила пока только часть избы. В силу такого мировоззрения, при малейшей возможности, например при улучшении благосостояния, уничтожается все старое, а в первую очередь – наличники, потому что они на виду, по ним «будут люди судить», и их проще всего поменять, или вообще выбросить.

Поэтому окна с их декором часто моложе самих деревянных строений. Вообще, домов, сохранившихся хотя бы в относительной неприкосновенности, не так много, а становится еще меньше. Уже в силу этого их стоит фотографировать, описывать, изучать.

Дома многих регионов России уже лишились своих наличников. Их почти не осталось на Русском Севере, даже в таких местах, куда можно добраться только на лодке (селения по реке Онеге), от наличников давно избавились.

Об уральских наличниках, ч.1

Дом в с. Усть-Вымь (Республика Коми)

Каргополье, сохранив чудесный декоративный элемент – расписной подшив свеса крыши, не сберегло художественного оформления окна.

Об уральских наличниках, ч.1

Дом в д. Шелоховская (Архангельская обл., Каргополье)

Окна могучих старых домов в музее-заповеднике «Малые Карелы» украшены стараниями современных реставраторов.

Об уральских наличниках, ч.1

Наличники домов в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» (Архангельская обл.)

Большой и такой притягательный для путешественников район Онежского озера пуст: остались Кижи, да несколько домов с красивыми но однотипными наличниками – все наперечет.

Об уральских наличниках, ч.1

Дом Костина в д. Великая Губа (Онежское озеро). Характерный тип наличника, который сформировался в Карелии.

Богаты и безусловно роскошны Кострома, Нижний Новгород, Ростов, Подмосковье, Ярославль. Но наличники там моложе уральских в силу объективных причин – эти районы были богаче, современнее из-за близости к столице, более чутки к веяниям архитектурной и художественной моды, а, как уже говорилось, проще «осовременить» дом, сменив наличники, чем переделывать его монументальные части.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Борисово (Ярославская область)

Основная сложность при съемке деревянных домов - отсутствие нужного ракурса. Чаще всего перед домом – забор, а под окнами растут сирень, яблони, рябина и черемуха. Очень красиво, но фотографировать трудно. Поэтому многие наличники так и пришлось снимать – с ветвями и листьями, какие-то под углом, иногда очень неудобным. Но лучше так, чем никак.

О возрасте большинства строений мы можем судить по тем домам, история которых нам известна. В основном, им от ста до ста пятидесяти лет (т.е. время их создания - вторая половина XIX – самое начало ХХ вв.), хотя есть несколько, всего несколько на весь осмотренный массив деревень, которые гораздо старше (Арамашево, Коптелово, Леневское, Луговая, Покровское, Сохарево, Якшино). И там, где нам удается найти настоящее старое окно, мы видим маленький прямоугольничек со скромной ставенкой.

Об уральских наличниках, ч.1


Изба в д. Сохарево (Режевской район, р. Реж)

Порой на старых избах мы видим уже увеличенные окна с более крупными декоративными наличниками. Зачастую оформление таких окон уже лишено всякого смысла и гармонии – это примитивные аляповатые досочки 50-х – 60-х годов прошлого столетия. Но в то же само время возник целый ряд домов, выдающихся по красоте и оригинальности (Березовский, Бучино, Глинское, Златогорово, Кунара).

Материал, на основании которого подготовлена эта статья был собран в районе трех рек – Режа, Ирбита и Нейвы. Были исследованы все деревни, расположенные по Режу и его притокам (60 деревень). К бассейну Режа отнесены село Шайдуриха – на берегу Аятского озера, деревня Кунара на реке Кунаре, что впадает в Аятское озеро, село Аять на берегу р. Аять, вытекающей из Аятского озера, так как собственно реку Аять (а вместе с ней и реку Кунару и озеро Аятское) можно считать началом реки Реж. Частично осмотрен район Нейвы (30 населенных пунктов), и совсем немного затронут район Ирбита (12 деревень). Пригодились и материалы путешествий по России (Архангельская, Вологодская, Пермская области, Каргопольский край, Карелия, Костромская, Кировская области, Коми-Пермяцкий АО и республика Коми, Ярославская область и другие).

Благодаря этим экспедициям стала очевидна необходимость сохранить хотя бы в виде фотографий исчезающее историческое наследие Урале. Возможно, мой фотоархив, насчитывающий не одну тысячу снимков, будет полезен будущим исследователям.

Наличник, его появление, строение и декоративные элементы

Наличник не раз становился объектом интереса серьезных исследователей. Но лишь в контексте строения избы, усадьбы вообще. Не менее интересно было бы взглянуть на окно и его декоративные детали и с эстетической, художественной точки зрения. Но и в этом случае нужно совершенно четко понимать строение окна, наличника, типологию его отдельных элементов. Это тем более важно, что разные исследователи пользуются несколько отличающейся терминологией, и при описании наличника трудно понять, что имеется ввиду. Например, в различных источниках верхняя доска, расположенная над окном называется то очельем, то фронтоном, то фризом, то подкарнизной, то лобовой доской. Возможно, для профессионального архитектора это не является особой сложностью, но культурным наследием нашей родины интересуются не только архитекторы. Более того, в подписях к иллюстрациям никогда не указывается ни тип наличника ни его детали. «Этот наличник из деревни N с раскрепованным фронтоном», или «Наличник из деревни N, с выраженным горизонтальным карнизом и поддерживающими витыми кронштейнами, на фризе изображено полусолнце и несколько маленьких солнышек, сверху на карнизе – гребешок с небольшими солнышками» - такой подписи к картинке вы не встретите никогда. То есть типология и описания наличника существуют как бы сами по себе, не согласовываясь с его изображением. Создается впечатление, что однозначного подхода не существует вообще.

Тем не менее, попробуем разобраться.

Наличник

Наличник – наружное оформление оконного проема. Изначально имел чисто функциональное значение. Между оконным блоком и собственно стеной вверху оставлялся усадочный паз, с боков так же были зазоры, именно их должен был прикрывать наличник. Кроме того, к нему крепились ставни. Сначала наличник украшался довольно скромно. Вместе с тем он был наделен и особым смыслом – оконные и дверные наличники охраняли, оберегали сакральное пространство избы. Именно поэтому на окна и двери всегда наносили оберегающие, защищающие знаки. Когда Иван Грозный одержал победу над новгородцами, он в гневе повелел срывать с домов двери и наличники с окон, тем самым обнажая, разрушая, самый сокровенный смысл жилища. Обережные знаки дополнялись усложнялись дополнялись декоративными деталями, постепенно утрачивая свой изначальный смысл. В какой-то момент наличник превратился в декоративный элемент с минимальной функциональной нагрузкой - щели между стеной и окном остались, да и ставнями пользуются до сих пор.

Об уральских наличниках, ч.1

Несколько терминов, которые будут употребляться в тексте:

Очелье – верхняя часть наличника простого наличника, закрывающая паз между притолокой и бревном стены

Притолока – верхняя поперечная перекладина, связывающая боковые брусья окна.

Усадочный (осадочный) паз – небольшой зазор, который оставлялся между оконной конструкцией и бревном стены для избежания деформаций, связанной с усадкой деревянных стен, избы (дерево разбухает от влаги, или наоборот усыхает в жаркое время, то есть периодически увеличивается или уменьшается в объеме).

Карниз – венчающая часть в данном случае наличника, окна, выступ, край. Утилитарная функция – отводить сток дождевой воды, эстетическая – зрительно завершать композицию.

Фронтон – в данном случае завершение наличника, ограниченное снизу собственно окном, а сверху – двумя наклонными карнизами (треугольный фронтон), или одним изогнутым (лучковый фронтон).

Раскрепованный фронтон – фронтон, усиленный выступающими деталями и карнизом, разделенным декоративными элементами.

Разорванный фронтон - треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв, полукруглую выемку.

Фриз – в широком смысле – любая композиция, вытянутая по горизонтали. В данном случае – подкарнизная прямоугольная, или чуть выгнутая доска с орнаментом, узором.

Кронштейн (консоль, вынос) – поддерживающая конструкция.

Волюта – архитектурная деталь в форме спирального завитка.

Солярная символика – система знаков, символов, связанная с культом солнца, солнечного круга от итальянского sol – солнце.

Классификация наличников

Е.Н. Бубнов в своей книге «Русское деревянное зодчество Урала», предлагает следующее деление на группы:

I тип: наиболее древний, наличник представлен только очельем – доской, прикрывающей осадочный паз между верхним бруском окна (притолокой) и бревном стены.

II тип: Развитые наличники, охватывающий оконный проем со всех сторон всеми своими частями. Верхняя часть сделана в виде фронтона – целого или раскрепованного.

III тип: Наличники с развитыми составными элементами, верхняя часть которых завершается четким горизонтальным карнизом с высокой подкарнизной доской – фризом. Фриз - декоративный элемент в виде сплошной горизонтальной полосы или ленты, увенчивающий или обрамляющий ту или иную часть архитектурного сооружения – стены, пола и т.д. Карниз может быть как горизонтальным, так и изогнутым.

IV тип: Более развитый наличник, пышная резьба которого не помещается на фризе и выходит на верх горизонтального карниза, образуя гребешок. Нагруженные резьбой, такие карнизы, как правило, имеют кронштейны-поддержки, простые, чаще изогнутые, декоративные.

V тип: Самобытные наличники, не связанные с установившейся системой оформления оконного проема.

К предложенной классификации прилагается схема, где в качестве примеров приведены изображения реальных наличников (например, в одном из них совершенно безошибочно угадывается наличник из д. Ощепково).

Об уральских наличниках, ч.1
Основные группы наличников (по Бубнову)

При всей лаконичности (наличникам посвящено не более 10 страниц, где большую часть занимают картинки) виден огромный объем проделанной работы. Но предложенная система лишь намечает принцип классификации и не отвечает на целый ряд вопросов. Ее недостатком является нарушение логики развития наличника - так, например, тип, который Бубнов определяет как II, появляется на самом деле позднее III. А IV является лишь модификацией III.

Схема тоже имеет свои изъяны: то, что автор называет наличником I типа, ничего не имеет общего с тем, что нарисовано под цифрой 1. Непонятно, чем отличается наличники под цифрой 2 и под цифрой 5. И вообще, не ясно, почему эти наличники вынесены в V группу. Кроме того, в эту типологию не вписываются целый ряд наличников.

Более того, приводя в той же книге изображения реальных окон с их декором, автор не пользуется собственной классификацией, что создает впечатление неполного понимания вопроса.

Так же 5 типов предлагает исследователь А.С. Максяшин («Окон резное украшенье: наличники Урала»). Его деление основано на усложнении элементов декора. И построено следующим образом:

  1. Наиболее простой прием украшения «лишь фронтона» (позднее становится понятным, что фронтоном автор называет верхнюю часть наличника вообще, в то время как фронтон является совершенно конкретной архитектурной формой; налицо крайне некорректное обращение с терминологией). Упрощены элементы декора в технике глухой резьбы. Вертикальные тяги и подоконная доска художественно не оформляются.
  2. Упрощенные резные и накладные элементы декора на фронтоне (терминология автора), вертикальных тягах и подоконной доске.
  3. Наиболее сложные детали и элементы украшения на фронтоне (!).
  4. Используются многочисленные приемы и виды художественной резьбы.
  5. Необычные по форме и содержанию элементы декора.

Такое деление представляется не совсем корректным и, кажется, строится по принципу: простые – не очень простые – сложные – еще более сложные – необычно сложные. Изображения, которые автор приводит, опять же не подписаны соответственно предложенной схеме и не очень аккуратно датированы.

В силу вышеизложенного возникла идея предложить свою классификацию наличников, этому помогла вышедшая недавно замечательная книга А.В. Долгова «Деревянное зодчество Свердловской области», в которой автор «расставил все точки над i», четко и с хронологическими привязками прописав эволюцию наличника в нашем регионе. Теперь, опираясь на нее, можно выстроить четкую типологию и подтвердить ее визуальными рядами, обратив внимание на разнообразие деталей, декоративных форм и художественных тенденций.

Возникновение наличника

В литературе достаточно часто говорится о самом старом способе обработки оконного проема единственной доской. Окна того времени назывались косящатые, потому что состояли из двух косяков – боковых стоек, и притолоки, связывающей их сверху. Внизу косяки стыковались непосредственно с бревном стены. Доска, закрывающая осадочный паз называлась очелье – по аналогии с деталью женского головного убора – кокошника. Прочитать об этом можно везде, а вот изображения – ни одного, и как это выглядело – не совсем понятно. Единственная фотография с подписью: «Очелье дома Русиновой…» найдена в книге « Крестьянский дом в культуре Русского Севера» А.Б. Пермиловской, Окна такого типа приходилось видеть домах музей-заповедника «Малые Корелы» под Архангельском.

Об уральских наличниках, ч.1
Левое фото - дом из д. Кондратовская Верхнетотемского района, XIX в. в музее-заповеднике «Малые Корелы». Рама совсем "свежая", наличник воссоздан реставраторами, тем не менее, он демонстрирует, как выглядело очелье.

К сожалению, у нас подобных наличников не сохранилось, и возможно, они выглядели иначе.

Среднее - окно дома в д. Якшина (Ирбитский район, р. Ирбит). Пример косящатого окна – самого старого типа, когда два вертикальных бруса-косяка скреплялись верхним – притолокой и нижними концами врубались прямо в горизонтальное бревно стены. Наличника здесь нет вообще, но есть один ставень, ставешок.

И правое фото - окно дома из д. Таборы. Музей в Нижней Синячихе. На стене красуется табличка: "Усадьба крестьянина. XVII века". Смелая датировка неизвестного происхождения опровергается профессиональными исследованиями А.В. Долгова, который указывает иную дату - 1802 год. Небольшой, но вполне декоративный карниз - наше "очелье" - предтеча всех богато декорированных и разнообразных наличников.

С возникновением колодного окна (состоящего из 4-х частей – двух косяков, притолоки и подоконника), очевидно, связано и появление собственно наличника, охватывающего окно со всех четырех сторон. Функциональное назначение - обеспечить крепление ставни и закрыть швы между колодой окна и собственно стеной. Известен такой тип наличника на Урале с 50-х годов XIX столетия (здесь и далее хронология и описание конструктивных элементов по А.В.Долгову), с него и началась здесь эволюция этого архитектурного элемента.

Типы наличников на Урале

Простые наличники (условно I тип)

Об уральских наличниках, ч.1
Итак, этот тип наличника появился на Урале в 50-е – 60-е годы XIX в. Состоит из четырех частей – верхней (лобовой) доски, боковых стоек и подоконной доски. Но части эти довольно просты, с резьбой (как правило, только на верхней доске), или без. Карниз, если есть, то представляет собой чуть выступающую досочку. Детали таких наличников не очень декоративны, но абсолютно функциональны.
Об уральских наличниках, ч.1

Окно дома в с. Покровское (Режевской район, р. Ирбит)
Об уральских наличниках, ч.1
Окна дома в д. Сохарева (Режевской район, р. Реж)

В начале 60-х годов XIX в. Наличник обзавелся простейшей резьбой, увеличилась верхняя (лобовая доска), стал чуть более выраженным карниз.

Об уральских наличниках, ч.1
Окно дома в д. Ключи (Алапаевский район, р. Реж). Наличник простого типа, состоящий только из очелья, скромных боковых стоек и подоконной доски скрывает еще более старое окно.
Об уральских наличниках, ч.1

Дом в д. Конево (Невьянский район, р. Реж)

Наличники с выраженным прямым карнизом (условно II тип)

Сформировался в конце 60-х гг. XIX в. Развился в 70-е гг. Этот тип хорошо нам знаком. Подобные наличники имеют многие дома в Свердловской области.

Наличник этого типа характеризуется высокой подкарнизной доской (фризом), на которой расположены разнообразные украшения, и хорошо выраженным карнизом. Узор фриза повторяется и на подоконной доске, и на боковых брусьях, и на ставнях (не всегда). Часто массивный карниз поддерживается кронштейнами, которые могут выполнять и чисто декоративную функцию.

Об уральских наличниках, ч.1

Чаще всего такая конструкция украшена солярными знаками – солнечными дисками, полудисками и знаками земли – чешуйчатыми ромбами и квадратами. Встречаются и другие узоры. Позднее стали добавляться и накладные детали, создающие различные декоративные сюжеты.

Как развивался наличник этого типа? Сначала он обзавелся более широкой лобовой доской, фризом, а так же выраженным карнизом.

Об уральских наличниках, ч.1

Красиво раскрашенные в настоящее время (судя по ярким блестящим краскам, незадолго до съемки) окна дома в д. Чепчугово (Режевской район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Конево (Невьянский район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окно дома в д. Гашени (Невьянский район, р. Реж)

Карниз увеличивался, потребовалось поддерживать его кронштейнами.

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в с. Деево (Алапаевский район, р. Реж). На этом изображении хорошо просматриваются кронштейны, поддерживающие далеко выступающий карниз.

Часто кронштейны были просто декоративными деталями.

Об уральских наличниках, ч.1


Дом в с. Быньги (Невьянский район, р. Нейва)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Голендухино (Режевской район, р. Реж). Здесь и на предыдущей фотографии нет кронштейнов, но под карнизом расположены «полотенчики» - миниатюрный аналог больших полотенец, прикрывающих спереди торцы бревен верхних венцов сруба избы

Об уральских наличниках, ч.1


Окно дома в д. Кунара (Невьянский район, Аятское озеро). Хорошо видны кронштейны, здесь – декоративные

Постепенно наличник все более усложняется. Подоконная доска становится более декоративной. На карнизе появляется дополнительная деталь - гребешок, который бывает овольно простым, или, наоборот, сложным, узорным.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Останино (Алапаевский район, р. Нейва)

Об уральских наличниках, ч.1

Окно дома в с. Раскатиха (Алапаевский район, р. Реж). Возможно, уточки на карнизе – более позднее приобретение, так как подобные детали больше нигде не встречаются.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Кировское (Алапаевский район, река Нейва)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Ощепково (Режевской район, р. Реж). Именно этот замечательный наличник с высоким гребешком изображен в схеме Бубнова.

Позднее, с появлением в первом десятилетии XX в.новых технологий обработки дерева, такие наличники украсились дополнительными элементами – башенками, пирамидками, пропильной резьбой.

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в с. Коптелово (Алапаевский район, р. Реж), возможно накладной узор на фризе и декор на карнизе являются более поздними дополнениями к старому наличнику.

Наличники с изогнутыми лобовой доской и упрощенным карнизом (условно III тип)

Этот тип сформировался в 80-е – 90-е гг. XIX в.

Об уральских наличниках, ч.1


Вместо обычной лобовой доски и прямого, четко выраженного карниза мы видим изогнутые лобовую доску и карниз. Такие наличники могут иметь кронштейны, которые чаще всего выполняют декоративную функцию.
Верхняя часть такого наличника изогнулась вслед за самим окном, изменившим свою форму. Это связано с появлением в городах и деревнях каменных домов. Согласно существующей технологии, свод из кирпича можно было выложить только "в замок", подобно сводам церквей, что и определило форму самого окна. Каменные дома имитировали некоторые элементы деревянных зданий, а деревянные, следуя моде, подражали каменным, в данном случае, позаимствовав новую форму окна. А новое окно изменило и наличник.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Аять (Невьянский район, р. Аять, собственно начало р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в с. Аять (Невьянский район, р. Аять, собственно начало р. Реж). На этом и предыдущем изображениях видны декоративные кронштейны.

Об уральских наличниках, ч.1


Окно
дома в д. Кунара (Невьянский район, Аятское озеро).

Сам карниз уже не является козырьком, далеко выступающим вперед и часто требующим дополнительной поддержки кронштейнами. Здесь он служит просто украшением фризовой доски, ее декоративным завершением, но никак не конструктивной деталью.

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в д. Фирсово (режевской район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в с Киприно (Невьянский район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Конево (Невьянский район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Быньги (Невьянский район, р. Нейва)

В последующие годы такой наличник продолжал развиваться и к первому десятилетию ХХ в. Обзавелся башенками, пирамидкам и пропильной резьбой.

Об уральских наличниках, ч.1


Дом в с. Покровское (Режевской район, р. Ирбит)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Леневское (Режевской район, р. Нейва)

Наличники с волютообразным завершением (условно IV тип)

Об уральских наличниках, ч.1


Наличник такого типа так же появился в 80 -90-х гг. XIX в. У этого наличника карниз превратился в изогнутую усложненную декоративную деталь. Чаще всего волютообразное завершение имеют наличники с изогнутой лобовой доской, что позволяет предположить, что IV тип развился из III путем дальнейшего усложнения и изменения своей формы.

Об уральских наличниках, ч.1


Окно дома в д. Голендухино (Режевской район, р. Реж

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в д. Ярославское (Алапаевский район, р. Реж

Об уральских наличниках, ч.1

Окно дома в д. Колташи (Режевской район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Сизиково (Пригородный район г. Н.Тагил, р. Нейва)

Об уральских наличниках, ч.1


Дом в д. Соколово (Режевской район, р.
Реж)

В то же время появился и наличник с треугольным завершением, есть всего одно изображение этого типа. Но отметить его важно, во-первых, он встречается и в других регионах, а, следовательно, существовал и здесь, но был либо утрачен, либо не очень популярен. Во-вторых, являясь одной из последующих модификаций наличника II типа, наряду с III (изогнутый карниз) и IV (волютообразное завершение) послужил основой для развития более поздних наличников сложного и красивого V типа.

Об уральских наличниках, ч.1


Окно дома в д. Бучино (Алапаевский район, р. Нейва) с простым треугольным фронтоном и карнизом.

Наличники с раскрепованным фронтоном и богатым декором (условно V тип)

Об уральских наличниках, ч.1

Эти наличники получили распространение начиная в конце 90 – х гг. ХIX в. и были популярны фактически до 30-х гг. ХХ в.

Такие наличники характеризуются раскрепованным фронтоном, наличием точеных башенок, пирамидок, других объемных фигур, а так же пропильной резьбой, украшающей карниз.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Бичур (Артемовский район – сейчас, ранее – Ирбитский уезд, р. Ирбит), наличник с раскрепованным фронтоном (усиленным дополнительными декоративными элементам и разорванным карнизом).

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Осиновкв (Невьянский район, р. Реж)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Покровское (Артемовский район, р. Ирбит)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Шайдуриха (Невьянский район, Аятское озеро, откуда берет начало р. Реж).

Говоря о наличниках этого типа, стоит отметить ирбитские. Очень красивые, все они имеют раскрепованный или разорванный фронтон, украшенный легкой сквозной резьбой и ажурными декоративными элементами. Встречаются, в основном, в деревнях Ирбитского района. Пышный декор, сложная конструкция и позднее происхождение явно производят впечатление более дорогого украшения дома, по сравнению с домами других районов Свердловской области. Что впрочем и не удивительно, если учесть близость к некогда богатому торговому городу Ирбиту.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Антоново (Артемовский район – сейчас, ранее – Ирбитский уезд, р. Ирбит)

Об уральских наличниках, ч.1


Слева - окно дома в д. Буланова (Ирбитский район, р. Ирбит)
, а справа - окна дома в д. Буланова (Ирбитский район, р. Ирбит)

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Шмакова (Ирбитский район, р. Ирбит)

Особенно хотелось бы отметить небольшую, расположенную на отшибе, практически заброшенную деревню Бичур с остатками деревянной церкви, которая стоит на речке с таким же именем - притоке Бобровки, в свою очередь впадающей в реку Ирбит. В этой деревне практически все дома – большинство из них, к сожалению, нежилые - имеют удивительные по своей изящности и декоративности наличники.

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в д. Бичур (Артемовский район, ранее – Ирбитский уезд)

Об уральских наличниках, ч.1

Слева - окна дома в д. Бичур (Артемовский район, ранее – Ирбитский уезд, р. Ирбит), а справа - окно дома в д. Бичур (Артемовский район, ранее – Ирбитский уезд)

Об уральских наличниках, ч.1


Дом в д. Бичур (Артемовский район, ранее – Ирбитский уезд, р. Ирбит)

Развиваясь, такие наличники в первом десятилетии ХХ в. Украсились объемными башенками и пирамидками.

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома из д. Першино (Режевской район, р. Реж). На первый взгляд, фронтон этого наличника схож с описанным ниже типом наличника-"домика". Но кажется более вероятным, что высокий плоский фронтон с символическим, невыступающим карнизом все-таки развился из изогнутого наличника с волютообразным завершением (IV тип), или из наличника с треугольным фронтонм, а возможно, явился результатом их синтеза. В то время, как наличник-"домик" развился из наличника с прямым карнизом.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Каменка (Режевской район, р. Реж)

Наличник – «домик» (условно VI тип)

Поздний тип наличника, появившийся в 20-е годы XX в.

Карниз посередине имеет треугольный излом, выступающий вверх, иногда - совсем небольшой, иногда - выраженный. Такой карниз довольно далеко выдается вперед над окном и практически всегда поддерживается кронштейнами (их отсутствие обычно объясняется утратами), часто не одной парой, а двумя. Подобные наличники можно встретить в Костроме, Подмосковье, Ярославской области, и других районах. Иногда излом карниза лишь чуть-чуть намечен. Часто украшен горизонтальными рядами «кружев» пропильной резьбы.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Кунара (Невьянский р-он, Аятское озеро). Здесь излом карниза только намечен.

Об уральских наличниках, ч.1


Слева - окно дома в с. Аять (Невьянский р-он, река Аять) и справа - окно дома в д. Фирсово (Режевской р-н, река Реж). Подобный узор (восьми- и шестилучевые звезды) часто встречается именно в Фирсово, буквально два раза в д. Мостовой, соседней с Фирсово, и очень редко в других деревнях (например, в Октябрьском (р. Реж).

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Фирсово (Режевской р-н, река Реж). Карниз поддерживается двумя парами кронштейнов.

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в д. Голендухино (Режевской р-н, река Реж).

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Киприно (Невьянский р-н, река Реж).

Об уральских наличниках, ч.1


Дом в д. Колташи (Режевской р-н, р. Реж).

Об уральских наличниках, ч.1


Окна дома в с. Леневском (Режевской р-н, река Реж).

Об уральских наличниках, ч.1

Окна дома в с. Соколово (Режевской р-н, река Реж).

На сегодня все и так получилась объемная статья, остальное покажу завтра.


Опубликовано 24.09.2018 в 18:29
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Miha-52
Дебил...
Miha-52 Ватутин, и тот же персонаж (по телефону)
александр толкачёв
И Жуков у них тоже виноват,ДнепроГЭС взорвал...
александр толкачёв Ватутин, и тот же персонаж (по телефону)
G.B. Nickiforov
Виктор Илюшин
Александр Боярский
пскр 110
Александр Липенко
марат хакимов
Жанна Чёшева (Баранова)
Вот на скрине красная полосочка с этим текстом, прямо на неё и давите)))
Жанна Чёшева (Баранова) Рэперы как скреперы
Станислав Аслаповский
Светлана Митленко
Жанна Чёшева (Баранова)
Майя (Μαϊα-Illusio)
)))))) Благодарствую!
И пойду читать!))
Майя (Μαϊα-Illusio) Рэперы как скреперы
Станислав Аслаповский
Станислав Аслаповский
Жанна Чёшева (Баранова)
Майя (Μαϊα-Illusio)
Браво!
Майя (Μαϊα-Illusio) Рэперы как скреперы
sergey Гончаров
Валерий Костин
Жму руку автору! Правильный материал.
Валерий Костин Нелепый Карлаг
Станислав Аслаповский
Майя (Μαϊα-Illusio)
Поддерживаю Станислав ваше мнение! Отлично сказано и верно :)
Майя (Μαϊα-Illusio) Рэперы как скреперы
Станислав Аслаповский
Леонид Пиган
Василий Отмахов
Макс
Эллина Беднарская
Так же, как и Ельцин-Центр.
Эллина Беднарская Нелепый Карлаг
Андрей Баканин
Олег Самойлов
Родной город!
Олег Самойлов Новосибирск с высоты - самый большой город Сибири
Борис Виленский
Светлана Митленко
Макс
Александр Сараевский
Новосибирск жемчужена  Сибири.
Александр Сараевский Новосибирск с высоты - самый большой город Сибири
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Майя (Μαϊα-Illusio)
абрам вербин
Переход к равенству может быть разным.
абрам вербин Деградация партийной элиты СССР - от Сталина к Ельцину
Евгений Лобков
Некто ВК
Александр Липенко
Господин Никто
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Mister - dez {:)
Затулинку не показали .
Mister - dez {:) Новосибирск с высоты - самый большой город Сибири
Serje Horse
Serje Horse
Анатоль Костров
Serje Horse
Serje Horse
Наталья Осанкина
Жанна Чёшева (Баранова)