На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • demyr150648
    Видите, нет персональной оценки эффективности госслужащих, а есть бездарная и преступная система образования в целом:...А школа у нас опу...
  • Elena Guseva
    У этого "министра" на физиономии написано: козёл, подонок, сволочь.А школа у нас опу...
  • Галина Дудкевич
    И в частных школах тоже бардак." Мы же вам платим , вот и воспитывайте наших бездельников." Родители ( за редким искл...А школа у нас опу...

Печальный комик

Печальный комик:
что случилось с актером Сергеем Филипповым
Антон Секисов


   

Печальный комик
Кадр из фильма "12 стульев" (1971)
Фото: www.kino-teatr.ru
Печальный комик
1966 год
Фото: Георгий Тер-Ованесов/ РИА Новости www.ria.ru

 

Печальный комик
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
 
Печальный комик
Кадр из фильма "Бушует "Маргарита"" (1970)
Печальный комик
Кадр из фильма "Золушка" (1947)
 
 
Печальный комик
Кадр из фильма "Укротительница тигров" (1954)
Печальный комик
 Кадр из фильма "Карнавальная ночь" (1956)
Печальный комик
Кадр из фильма "Олеко Дундич" (1958)
Печальный комик
Кадр из фильма "Не может быть!" (1975)
Печальный комик
Кадр из фильма "За Советскую Родину" (1937)
Печальный комик
Кадр из фильма "Летучая мышь" (1978)
Печальный комик
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный" (1944)
 
Печальный комик
Кадр из фильма "Косолапый друг" (1959)
 
Печальный комик
Кадр из фильма "Зайчик" (1964)
 
Печальный комик
Кадр из фильма "Двенадцатая ночь" (1955)
 
Печальный комик
Кадр из фильма "12 стульев" (1971)
Печальный комик
Кадр из фильма "За спичками" (1979)
Печальный комик

Кадр из фильма "Медовый месяц" (1956)
Фото: www.kino-teatr.ru

25 лет назад в Ленинграде умер один из самых ярких комедийных актеров советского кино - Сергей Филиппов. Всю жизнь мечтавший о больших драматических ролях, актер их так, по большому счету, и не дождался - зато навсегда запомнился миллионам зрителей десятками эпизодических комедийных ролей.

Увидев Филиппова на экране, не рассмеяться невозможно. Впрочем, несколько заезженная фраза "Чем талантливее и ярче актер веселит на экране, тем грустнее его жизнь" - абсолютно применима к знаменитому актеру.

Танцор и хулиган

Филиппов родился в Саратове в 1912 году. Отец - слесарь, мама - портниха. По воспоминаниям, отец обладал необыкновенной силой - запросто гнул подковы руками. В 1914-м он ушел на фронт, и воспитанием Сергея занялся его дядя.

В школе Филиппов учился неважно, был хулиганом, и в 16 лет его исключили - за эксперимент, проведенный в кабинете химии. Всю школу заволокло едким дымом - пришлось остановить занятия и эвакуировать всех учеников.

Еще подростком Филиппов перепробовал много профессий, от пекаря до плотника - а потом внезапно оказался в балетной студии. В балете у актера обнаружились незаурядные способности, и в 1929-м, по совету преподавателя, он поехал в Москву - поступать в училище при Большом театре. Чтобы купить билет, Сергей продал рабочие инструменты - рубанок и топор.

К экзаменам Филиппов не успел, и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум в Ленинграде, куда и был принят. Ленинград стал для провинциала родным городом - он прожил там до самой смерти.

Карьера в балете оказалась очень короткой - во время его четвертого спектакля артисту стало плохо с сердцем, и он потерял сознание прямо на сцене. Врачи настоятельно рекомендовали Филиппову уйти из балета: "Иначе в другой раз вы просто умрете".

Жизнь после Марса

Сергей решил пойти в эстрадный театр-студию, где тоже поначалу главным образом танцевал - но теперь, чтобы веселить публику.  Во время выступления на одной из ленинградских эстрадных площадок его заметил театральный режиссер Николай Акимов. Разглядев в нем потенциал комического актера, Акимов предложил Сергею перейти в Театр комедии. Коллеги-артисты театра вспоминали о необычном эффекте, который Филиппов производил на зрителей - видя его на сцене, они сразу же буквально начинали умирать от хохота. Актер обладал яркой внешностью, долговязый, пластичный, с вытянутым лицом и богатой мимикой, он играл очень органично - однажды, находясь в образе голодного слуги Осипа из "Ревизора", он увидел пролетающую муху, схватил и съел ее.

В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, иногда приходил на спектакль пьяным - за что в результате и был выгнан Акимовым.

В кино актер дебютировал в 1937-м - он сыграл в картине "За Советскую Родину", но популярность пришла к нему в 50-е - сначала была роль дрессировщика Алмазова в "Укротительнице тигров", затем - лектора в "Карнавальной ночи", в которой актер произносит знаменитый монолог "Есть ли жизнь на Марсе…".  Сцена, прославившая актера, имела сложную предысторию - Филиппов явился на съемки пьяным, и молодой режиссер Рязанов поначалу обрадовался: играть ему нужно было как раз напившегося героя. Но игра не удавалась - впустую отсняли множество дублей, и Рязанов прогнал актера, даже решив вычеркнуть роль из сценария, но тот пришел через несколько дней, уже трезвым, и, уговорив Рязанова дать ему второй шанс, уже блестяще справился с ролью.

С самого начала Филиппов специализировался на эпизодических ролях злодеев, неоднократно играл нацистов в военных фильмах, бандитов, жуликов. Актер мечтал о больших  драматических ролях, но его внешность, типаж не давали ему выбраться из гротескного образа. Филиппов исполнял опасные трюки без дублеров. На киносъемках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми.

Актер "в рязановском ключе"

Филиппов сотрудничал с Рязановым до 61-го года - тогда между актером и режиссером произошел крупный конфликт, подробности которого они не разглашали. Но и без Рязанова у Сергея не было отбоя от ролей: режиссеры любили использовать его "в рязановском ключе", и в какой-то момент стало сложно представить себе комедию, в которой хотя бы в маленьком эпизоде не появился Филиппов.

В личной жизни у актера все складывалось не столь гладко.С первой супругой актер прожил 15 лет - пока она не эмигрировала в Америку, забрав с собой их сына. Филиппов воспринял этот отъезд как предательство. Он стал замкнутым и раздражительным, отдалился от друзей, его стала тяготить популярность.

В 70-е Филиппов много снимался у Гайдая. В 1970-м он получил предложение сыграть Кису Воробьянинова в экранизации "12 стульев". Актер тогда уже серьезно болел и с трудом запоминал текст роли, но играл настолько ярко, что в процессе съемки Остапа пришлось заменить - не очень выразительно смотревшегося на его фоне Александра Белявского сменил Арчил Гомиашвили. Затем, в 1973-м, Филиппов отметился ролью шведского посла в "Иван Васильевич меняет профессию".

Последние годы

Вскоре у Филиппова была обнаружена опухоль головного мозга. Ему сделали операцию, в результате которой была удалена часть теменной кости. Шрам на голове актер прикрывал или беретом, или кепкой. В разговорах с друзьями он часто шутил: "Вот Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня сколько мозгу вынули - а я все умный!".

Серьезным ударом для актера стала смерть его гражданской жены - писательницы Антонины Голубевой, с которой они много лет прожили вместе. Голубева была старше его на 13 лет. Филиппов называл ее Барабулькой и немного побаивался. Близкие к семье люди говорили об их необыкновенных отношениях.

Голубевой не стало в 1989 году. На страшный удар наложились безработица, затем нищета, тотальное одиночество и усугубившаяся болезнь. Актер умер спустя год, от рака, в своей квартире. Филиппов был похоронен на Северном кладбище, рядом с Голубевой.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх