Последние комментарии

  • Galina Arhangelska
    Некоторые надписи и сейчас актуальны..Карамели с рисунками и стихами Владимира Маяковского
  • О.Землякова
    Достойный город.Ростов-на-Дону — южная столица России с высоты
  • Олег Самойлов
    Это здание "Дом правительства", построено  было еще ДО войны.Освобождение Минска

Парад 7 ноября 1941 года. Как это было...

78-лет параду на Красной площади, проведённому 7 ноября 1941 года в 24 годовщину Октябрьской Революции. Известно, что выступление Сталина на этом параде переснимали позже, но варианты и домыслы, как это было, попадаются в печати самые разные.

Иосиф Сталин произносит речь для кинохроники, съёмка 27 ноября 1941 года в Георгиевском зале Кремля, оператор М.

Трояновский.

Одно короткое описание кочует по интернету с одного сайта на другой, найти первоисточник не удалось, этот же текст был скопирован и в печати, например, в газете ЦАО Москвы. И тоже никакой ссылки, впечатление, что плагиат стал нормой. В газете АиФ была опубликована другая версия (см. здесь). Согласно сему опусу, пересъёмку делал некто режиссер Киселев, который упал в обморок во время съёмки и т.д. В инете можно найти байки, что пересъёмка речи делалась в декорациях Мавзолея, построенного на "Мосфильме". Недавно на канале НТВ был показан цикл документальных фильмов под названием «Алтарь Победы». В этом цикле есть серия «генералиссимус» (2010 г., реж. С.Краус). Там приводится другая версия пересъёмки речи вождя, на основе показаний живого «свидетеля» - бывшего курсанта П.Гордина, который всю войну просидел в роте охраны Кремля, он свидетельствует, через 69 лет, что ничего не видел, поэтому никакой пересъемки не было. Другой персонаж в этой серии, как бы историк, убеждает, что да, киношники что-то напортачили, но Сталин никакой пересъёмки не делал и т.п.

К вранью и халтуре в СМИ все уже привыкли и можно было бы не обращать внимание на анекдот со «свидетелем», которому т. Сталин не доложил, что он делает (как обидно..). Но обратил внимание, что во время рассказа ведущий говорит «режиссёр сказал..», «режиссёр сделал..», как будто речь о чем-то не важном. А ведь съёмку делали конкретные люди, и не назвать их, как минимум, неуважительное отношение к своим же коллегам по цеху, которые сделали гораздо большее, чем опус НТВ.

Хотелось бы разобраться, как же проходила эта историческая съёмка, и вспомнить людей, которые её делали.

Первое упоминание о том, что была пересъёмка выступления И.Сталина, встретил в сборнике о фронтовых операторах «Их оружие – кинокамера» (1970 г., Искусство, Москва) в воспоминаниях оператора Т. Бунимовича. Привожу кратко рассказ Т. Бунимовича:

«Утро 7 ноября 1941 года было морозным. Во дворе киностудии — людно…. Будет ли парад? … Нет ни разрешений на съёмку, ни пропусков на Красную площадь… И вдруг кто-то сообщает: «войска направляются к Красной площади, парад будет!»… Мчимся к Красной площади. Манежная оцеплена, проехать нельзя, выходим из машины. Как пройти дальше без пропуска? Выбегаем на середину улицы и, став спиной к оцеплению, начинаем снимать приближающуюся колонну бойцов; пятясь, продолжаем съёмку с движения. Расчёт верен: никто не спрашивает пропусков у операторов, занятых такой важной съёмкой. Сняты проходы войск… Последнее оцепление — снова применяем свой метод… — проникаем на Красную площадь. Тут же работают операторы, которым, оказывается, сразу после нашего отъезда со студии выдали пропуска, и они нас опередили. Всё же выступление Сталина осталось не заснятым. По настоятельным просьбам хроникеров ему пришлось произнести вошедшую в историю речь повторно… На всю жизнь врезались мне в память съёмки этого необычного в истории нашей страны парада...»

О том, как проходила пересъемка выступления И. Сталина, в этом сборнике информации нет.
Но найти имена тех, кто делал эту съёмку оказалось нетрудно. Имя режиссёра съемок есть в титрах, это Леонид Васильевич Варламов (1907 — 1962). Фигура известная в кино, во время войны работал режиссёром новостных выпусков и документальных фильмов. Перечень операторов тоже есть в титрах. Непосредственно съемку Сталина делал оператор Марк Антонович Трояновский (1907 — 1967). Попробовал найти какую-нибудь информацию у всех участников исторической съемки «выступление Сталина 7 ноября 1941 года», получается следующее:

  1. исполнитель роли Сталина – Иосиф Джугашвили, спасибо ему, что оставил в живых других участников съёмки. Непонятно, когда Сталин принял решение о постановочной съемке. Согласно перечню посетителей Сталина, ни Щербаков (секретарь МК ВКП), ни Большаков после 7 ноября в течении 2-х недель на приеме не были. По-видимому, решение был принято по телефону или через секретариат.
  2. Николай Власик – начальник охраны Сталина. Как ни удивительно, этот чекист во время работы у Сталина вёл дневник, ещё более удивительно, что этот дневник сохранился, несмотря на его арест в 1952 году (хорошо знал, как прятать от своих сослуживцев). В 2004 году этот дневник был издан в виде книги «Тени Сталина: генерал Власик». В книге есть отдельная глава «7 ноября 1941 г.», в основном о том, как он всё хорошо организовал, но о съёмке парада ни слова! Могу лишь предположить причину этого – он сам был виноват, что операторы приехали на парад с опозданием и не сняли выступление Хозяина.
  3. Леонид Варламов - режиссёр фильма, увы, к сожалению каких либо его воспоминаний и рассказов не нашёл.
  4. Марк Трояновский – оператор, оставил описание постановочной съемки «выступление Сталина» в своих дневниках.

Надо отметить, что не раз встречал упоминание о том, что ведение дневников во время войны было запрещено, но самого приказа или распоряжения о запрете дневников не нашёл. Трояновский мог вести дневник без опаски – дневник ему был нужен для выполнения служебных обязанностей, он был не только фронтовым оператором и руководителем фронтовой киногруппы, но корреспондентом центральных газет. А дневник, написанный непосредственно в дни событий – это уже документ, это не воспоминания через 70 лет, им как-то верится больше. Сами дневники М. Трояновского хранятся в госархиве. Два раза дневники издавались – в 1972 (М.Трояновский, «Я хотел написать книгу», изд. «Искусство») и в 2004 годах (М.Трояновский, «…С веком наравне», Росспэн). В издании 1972 года, по-видимому, цензура запретила публикацию записей о пересъёмки Сталина, а в 2004 году дневники были изданы полностью.

Насколько знаю, это наиболее полная информация о том, как проходила съёмка парада и пересъемка выступления Сталина. Другой информации не нашёл.

Согласно дневниковым записям, М.Трояновский уехал на фронт в числе первой группы операторов 26 июня 1941 года, снимал сам и возглавлял киногруппу фронтовых операторов Южного фронта, снимал Одессу. В Москву приехал 22 октября по служебным делам. Интересны впечатления человека, приехавшего с фронта в практически осажденный город:

«25 октября 1941 г.
…Многие считают Москву обречённой. Мы же (
с оператором Коганом) этому не верим и уверяем всех – что вы сумасшедшие, что ли! Москву не сдадут!!! На нас смотрят как на идиотиков….малопонятны мне хныканья этой лучшей, не сбежавшей части москвичей…..

4 ноября 1941 г.
Сенсация! Будем снимать торжественное заседание по случаю 24-й годовщины. Состоится оно в метро на станции Маяковская. … Но самое главное, что состоится и парад!!!....

12 ноября 1941 г.
Об этих днях можно написать книгу… 6-го вечером трещал наш съемочный аппарат, фиксируя выступление Сталина. Я не снимал. Готовился к 7-му. Снимали: на звук – Беляков, немое – Штатланд и Щекутьев наши «придворные». Фильм о Москве по-видимому будет делать режиссер Л.Варламов.
…… 7-ого очередной конфуз с хроникой. Кто-то прошляпил... Пропуска получили в два часа ночи. На мой вопрос – завтра когда? Ответ в 7:30 на студии… Утром чуть не проспал. Вскочил – на часах 7:20. В гараже стоит пикап. … На всякий случай позвонил… Спокойный голос секретаря Ани: «Да пока ничего особенного...» Еду на студию. По пути делаю объезд через Крымский мост (с Полянки)Через Каменный не пустили… Идет снег… И вдруг врывается сквозь туман и снегопад голос диктора и звуки Красной площади...Я выжимаю до отказа акселератор… В 8:05 на студии. Из ворот выезжают и выбегают операторы…. Немедленно на свой пикап сажаю Лебедева и Щекутьева. Влетаю на своем пикапе чуть ли не на самую площадь. Бросаем его около Забелинского проезда (ныне Кремлевский проезд)…. Пехота уже прошла. Её хвост успела снять Сухова (М.И.Сухова - оператор, погибла на фронте в 1943 г.)

… Я снимаю кавалерию, танки… Большими хлопьями идет снег. Но выступал Сталин, а это никто не снял…

Возвращаюсь на студию. Почти одновременно приезжает Матюнин из НКВД и увозит Варламова к Щербакову (секретарь МК ВКП).

Через некоторое время вызывают Канцельсона (директор студии). Часа через 2-3 они возвращаются. Были они в хорошей бане…. Им было сказано «сообщим» и не сообщили… Монтаж фильма заканчивается. Без выступления Сталина и без начала парада….

14 ноября руководство студии вторично вызвал Щербаков. Он потребовал во что бы то ни стало смонтировать фильм с речью Сталина, снятой синхронно на звук. Надо!!! Как это сделать? Все по очереди отвечали одно и то же: просить Иосифа Виссарионовича еще раз прочитать речь. Организовать съемку. – «Он вам что, актер?! – крепко стукнув кулаком по столу грозно рявкнул Щербаков. – Идите и думайте!» На следующий день, 15-ого, телефонный звонок от Щербакова на студию: - «Ну, что придумали?» - «Другого выхода нет», - повторил Канцельсон.

17 ноября получено решение на съемку Сталина в Кремле. Поручили Варламову и мне. 20-ого нам передали текст речи с личными пометками Сталина тех мест, которые обязательно должны войти в картину. Съемка будет в одном из залов Кремля, где подготовят макет декораций: Мавзолей на фоне Кремлевской стены. В нервном ожидании мы с Варламовым сутками на дежурстве.

27 ноября, наконец, состоялись съемка. С восьми часов утра все мы собрались в Георгиевском зале. Аппаратура давно установлена и проверена. В напряженном ожидании ходим из угла в угол. Появляется генерал Власик. Подходит ко мне, мрачно указывает на пистолет, который я забыл вынуть из кобуры. Я ведь, как обычно, в военной форме.
Наконец, выходит Сталин. Здоровается с каждым из нас. Подходит к трибуне, построенной художниками и делает знак, что можно начинать. Включаем аппарат.
Сталин начинает речь. Проходит несколько секунд и… приходиться остановиться. Запуталась пленка.
Положение малоприятное. Леня Варламов пытается завести «светский» разговор. – «Техника подводит» - смущенно лепечет он. И чтобы переменить тему начинает говорить … о погоде! «Какие морозы стоят в Москве. Нам на руку! Немцы мерзнут». – «Нашим солдатам тоже холодно» - последовал короткий ответ. Все замолчали. К счастью, возня с пленкой закончилась.
Сталин начал речь с начала. Съемка прошла нормально.»

Кроме Варламова и Трояновского должны были быть ещё свидетели: кто-то готовил декорации, возможно, присутствовал звукооператор, кто-то устанавливал свет, аппаратуру. В таких случаях обычно делают фото-кино пробы, где-то это могло остаться. Наверняка какие-то документы остались в архивах Кремля – выписывались пропуска, завозился материал. В дневниках об этом ничего нет, Трояновский, как экспедиционный и фронтовой оператор мог работать и без помощников. Нет в дневнике и истории с открытыми окнами, скорее всего об этом тогда и не думали.

Остался ещё один важный и интересный документ – кинопленка, та пленка, что была в камере Трояновского, а не часть, вошедшая в фильм. Там есть кусок, где видно, как после команды Сталина «стоп», работающая из-за инерции маховика камера продолжала фиксировать уходящего из декораций Сталина, хотя и с увеличивающейся экспозицией.

Немного о дальнейшей судьбе участников съемки. Л.Варламов по снятым материалам сделал два варианта фильма, как тогда было принято, немой и звуковой, фильмы хранятся в РГАКФД в Красногорске, под учётными номерами 5614 и 5535, полное название фильма: «XXIV-ый Октябрь», фильм доступен на сайте, посвященной Победе.М. Трояновский

Л.Варламов (совместно с Ильей Копалиным) в конце декабря 1941 г. сделали фильм «Разгром немецких войск под Москвой», за что получили Оскара. Получается, режиссер, о котором так небрежно отзывался канал НТВ, один из первых отечественных лауреатов Оскара (совместно с И.Копалиным). Сама фигурка Оскара сейчас находится в музее кино в Москве. Не удалось найти каких-либо съёмок с Л.Варламовым, в РГАКФД есть только съёмки похорон Леонида Васильевича (РГАКФД №22403).М.Трояновский почти сразу после съемки Сталина, 30 ноября уехал на фронт, возглавил группу фронтовых операторов. Снимал вместе со своей группой бои на Кавказе, в Краснодарском крае, снимал на Малой земле. Из снятых материалов Л.Варламовым в 1944 году был сделан полнометражный фильм «Кавказ». По каналу «Культура» был показан документальный фильм 1943 года «Приговор народа» о судебном процессе в Краснодаре, часть съёмок делал М.Трояновский, в конце фильма есть кадры, где М.Трояновский интервьюирует местных жителей. Этот фильм есть в инете.Работали вместе Трояновский и Варламов и после войны, на фотографии, сделанной в 1959 году (?) Л, Варламов (слева) и М.Трояновский в Египте, во время работы над фильмом о строительстве Асуанской Плотины.

Спасибо людям, которые оставили нам те интересные свидетельства истории.

Материалы по теме

  1. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года — Министерство обороны Российской Федерации (На официальном сайте Минобороны России открыт новый раздел, в котором размещены уникальные исторические документы, рассказывающие о подготовке и проведении военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года)
  2. Военный парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. — Министерство обороны Российской Федерации (Парад стал великолепным примером мужества и отваги.)

Кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН.

 
 

Source csdfmuseum.ru

https://ihistorian-2.livejournal.com/

Популярное в

))}
Loading...
наверх