Парад 7 ноября 1941 года. Как это было...

78-лет параду на Красной площади, проведённому 7 ноября 1941 года в 24 годовщину Октябрьской Революции. Известно, что выступление Сталина на этом параде переснимали позже, но варианты и домыслы, как это было, попадаются в печати самые разные.

Иосиф Сталин произносит речь для кинохроники, съёмка 27 ноября 1941 года в Георгиевском зале Кремля, оператор М.Трояновский.

Одно короткое описание кочует по интернету с одного сайта на другой, найти первоисточник не удалось, этот же текст был скопирован и в печати, например, в газете ЦАО Москвы. И тоже никакой ссылки, впечатление, что плагиат стал нормой. В газете АиФ была опубликована другая версия (см. здесь). Согласно сему опусу, пересъёмку делал некто режиссер Киселев, который упал в обморок во время съёмки и т.д. В инете можно найти байки, что пересъёмка речи делалась в декорациях Мавзолея, построенного на "Мосфильме".

Недавно на канале НТВ был показан цикл документальных фильмов под названием «Алтарь Победы». В этом цикле есть серия «генералиссимус» (2010 г., реж. С.Краус). Там приводится другая версия пересъёмки речи вождя, на основе показаний живого «свидетеля» - бывшего курсанта П.Гордина, который всю войну просидел в роте охраны Кремля, он свидетельствует, через 69 лет, что ничего не видел, поэтому никакой пересъемки не было. Другой персонаж в этой серии, как бы историк, убеждает, что да, киношники что-то напортачили, но Сталин никакой пересъёмки не делал и т.п.

К вранью и халтуре в СМИ все уже привыкли и можно было бы не обращать внимание на анекдот со «свидетелем», которому т. Сталин не доложил, что он делает (как обидно..). Но обратил внимание, что во время рассказа ведущий говорит «режиссёр сказал..», «режиссёр сделал..», как будто речь о чем-то не важном. А ведь съёмку делали конкретные люди, и не назвать их, как минимум, неуважительное отношение к своим же коллегам по цеху, которые сделали гораздо большее, чем опус НТВ.

Хотелось бы разобраться, как же проходила эта историческая съёмка, и вспомнить людей, которые её делали.

Первое упоминание о том, что была пересъёмка выступления И.Сталина, встретил в сборнике о фронтовых операторах «Их оружие – кинокамера» (1970 г., Искусство, Москва) в воспоминаниях оператора Т. Бунимовича. Привожу кратко рассказ Т. Бунимовича:

«Утро 7 ноября 1941 года было морозным. Во дворе киностудии — людно…. Будет ли парад? … Нет ни разрешений на съёмку, ни пропусков на Красную площадь… И вдруг кто-то сообщает: «войска направляются к Красной площади, парад будет!»… Мчимся к Красной площади. Манежная оцеплена, проехать нельзя, выходим из машины. Как пройти дальше без пропуска? Выбегаем на середину улицы и, став спиной к оцеплению, начинаем снимать приближающуюся колонну бойцов; пятясь, продолжаем съёмку с движения. Расчёт верен: никто не спрашивает пропусков у операторов, занятых такой важной съёмкой. Сняты проходы войск… Последнее оцепление — снова применяем свой метод… — проникаем на Красную площадь. Тут же работают операторы, которым, оказывается, сразу после нашего отъезда со студии выдали пропуска, и они нас опередили. Всё же выступление Сталина осталось не заснятым. По настоятельным просьбам хроникеров ему пришлось произнести вошедшую в историю речь повторно… На всю жизнь врезались мне в память съёмки этого необычного в истории нашей страны парада...»

О том, как проходила пересъемка выступления И. Сталина, в этом сборнике информации нет.
Но найти имена тех, кто делал эту съёмку оказалось нетрудно. Имя режиссёра съемок есть в титрах, это Леонид Васильевич Варламов (1907 — 1962). Фигура известная в кино, во время войны работал режиссёром новостных выпусков и документальных фильмов. Перечень операторов тоже есть в титрах. Непосредственно съемку Сталина делал оператор Марк Антонович Трояновский (1907 — 1967). Попробовал найти какую-нибудь информацию у всех участников исторической съемки «выступление Сталина 7 ноября 1941 года», получается следующее:

  1. исполнитель роли Сталина – Иосиф Джугашвили, спасибо ему, что оставил в живых других участников съёмки. Непонятно, когда Сталин принял решение о постановочной съемке. Согласно перечню посетителей Сталина, ни Щербаков (секретарь МК ВКП), ни Большаков после 7 ноября в течении 2-х недель на приеме не были. По-видимому, решение был принято по телефону или через секретариат.
  2. Николай Власик – начальник охраны Сталина. Как ни удивительно, этот чекист во время работы у Сталина вёл дневник, ещё более удивительно, что этот дневник сохранился, несмотря на его арест в 1952 году (хорошо знал, как прятать от своих сослуживцев). В 2004 году этот дневник был издан в виде книги «Тени Сталина: генерал Власик». В книге есть отдельная глава «7 ноября 1941 г.», в основном о том, как он всё хорошо организовал, но о съёмке парада ни слова! Могу лишь предположить причину этого – он сам был виноват, что операторы приехали на парад с опозданием и не сняли выступление Хозяина.
  3. Леонид Варламов - режиссёр фильма, увы, к сожалению каких либо его воспоминаний и рассказов не нашёл.
  4. Марк Трояновский – оператор, оставил описание постановочной съемки «выступление Сталина» в своих дневниках.

Надо отметить, что не раз встречал упоминание о том, что ведение дневников во время войны было запрещено, но самого приказа или распоряжения о запрете дневников не нашёл. Трояновский мог вести дневник без опаски – дневник ему был нужен для выполнения служебных обязанностей, он был не только фронтовым оператором и руководителем фронтовой киногруппы, но корреспондентом центральных газет. А дневник, написанный непосредственно в дни событий – это уже документ, это не воспоминания через 70 лет, им как-то верится больше. Сами дневники М. Трояновского хранятся в госархиве. Два раза дневники издавались – в 1972 (М.Трояновский, «Я хотел написать книгу», изд. «Искусство») и в 2004 годах (М.Трояновский, «…С веком наравне», Росспэн). В издании 1972 года, по-видимому, цензура запретила публикацию записей о пересъёмки Сталина, а в 2004 году дневники были изданы полностью.

Насколько знаю, это наиболее полная информация о том, как проходила съёмка парада и пересъемка выступления Сталина. Другой информации не нашёл.

Согласно дневниковым записям, М.Трояновский уехал на фронт в числе первой группы операторов 26 июня 1941 года, снимал сам и возглавлял киногруппу фронтовых операторов Южного фронта, снимал Одессу. В Москву приехал 22 октября по служебным делам. Интересны впечатления человека, приехавшего с фронта в практически осажденный город:

«25 октября 1941 г.
…Многие считают Москву обречённой. Мы же (
с оператором Коганом) этому не верим и уверяем всех – что вы сумасшедшие, что ли! Москву не сдадут!!! На нас смотрят как на идиотиков….малопонятны мне хныканья этой лучшей, не сбежавшей части москвичей…..

4 ноября 1941 г.
Сенсация! Будем снимать торжественное заседание по случаю 24-й годовщины. Состоится оно в метро на станции Маяковская. … Но самое главное, что состоится и парад!!!....

12 ноября 1941 г.
Об этих днях можно написать книгу… 6-го вечером трещал наш съемочный аппарат, фиксируя выступление Сталина. Я не снимал. Готовился к 7-му. Снимали: на звук – Беляков, немое – Штатланд и Щекутьев наши «придворные». Фильм о Москве по-видимому будет делать режиссер Л.Варламов.
…… 7-ого очередной конфуз с хроникой. Кто-то прошляпил... Пропуска получили в два часа ночи. На мой вопрос – завтра когда? Ответ в 7:30 на студии… Утром чуть не проспал. Вскочил – на часах 7:20. В гараже стоит пикап. … На всякий случай позвонил… Спокойный голос секретаря Ани: «Да пока ничего особенного...» Еду на студию. По пути делаю объезд через Крымский мост (с Полянки)Через Каменный не пустили… Идет снег… И вдруг врывается сквозь туман и снегопад голос диктора и звуки Красной площади...Я выжимаю до отказа акселератор… В 8:05 на студии. Из ворот выезжают и выбегают операторы…. Немедленно на свой пикап сажаю Лебедева и Щекутьева. Влетаю на своем пикапе чуть ли не на самую площадь. Бросаем его около Забелинского проезда (ныне Кремлевский проезд)…. Пехота уже прошла. Её хвост успела снять Сухова (М.И.Сухова - оператор, погибла на фронте в 1943 г.)

… Я снимаю кавалерию, танки… Большими хлопьями идет снег. Но выступал Сталин, а это никто не снял…

Возвращаюсь на студию. Почти одновременно приезжает Матюнин из НКВД и увозит Варламова к Щербакову (секретарь МК ВКП).

Через некоторое время вызывают Канцельсона (директор студии). Часа через 2-3 они возвращаются. Были они в хорошей бане…. Им было сказано «сообщим» и не сообщили… Монтаж фильма заканчивается. Без выступления Сталина и без начала парада….

14 ноября руководство студии вторично вызвал Щербаков. Он потребовал во что бы то ни стало смонтировать фильм с речью Сталина, снятой синхронно на звук. Надо!!! Как это сделать? Все по очереди отвечали одно и то же: просить Иосифа Виссарионовича еще раз прочитать речь. Организовать съемку. – «Он вам что, актер?! – крепко стукнув кулаком по столу грозно рявкнул Щербаков. – Идите и думайте!» На следующий день, 15-ого, телефонный звонок от Щербакова на студию: - «Ну, что придумали?» - «Другого выхода нет», - повторил Канцельсон.

17 ноября получено решение на съемку Сталина в Кремле. Поручили Варламову и мне. 20-ого нам передали текст речи с личными пометками Сталина тех мест, которые обязательно должны войти в картину. Съемка будет в одном из залов Кремля, где подготовят макет декораций: Мавзолей на фоне Кремлевской стены. В нервном ожидании мы с Варламовым сутками на дежурстве.

27 ноября, наконец, состоялись съемка. С восьми часов утра все мы собрались в Георгиевском зале. Аппаратура давно установлена и проверена. В напряженном ожидании ходим из угла в угол. Появляется генерал Власик. Подходит ко мне, мрачно указывает на пистолет, который я забыл вынуть из кобуры. Я ведь, как обычно, в военной форме.
Наконец, выходит Сталин. Здоровается с каждым из нас. Подходит к трибуне, построенной художниками и делает знак, что можно начинать. Включаем аппарат.
Сталин начинает речь. Проходит несколько секунд и… приходиться остановиться. Запуталась пленка.
Положение малоприятное. Леня Варламов пытается завести «светский» разговор. – «Техника подводит» - смущенно лепечет он. И чтобы переменить тему начинает говорить … о погоде! «Какие морозы стоят в Москве. Нам на руку! Немцы мерзнут». – «Нашим солдатам тоже холодно» - последовал короткий ответ. Все замолчали. К счастью, возня с пленкой закончилась.
Сталин начал речь с начала. Съемка прошла нормально.»

Кроме Варламова и Трояновского должны были быть ещё свидетели: кто-то готовил декорации, возможно, присутствовал звукооператор, кто-то устанавливал свет, аппаратуру. В таких случаях обычно делают фото-кино пробы, где-то это могло остаться. Наверняка какие-то документы остались в архивах Кремля – выписывались пропуска, завозился материал. В дневниках об этом ничего нет, Трояновский, как экспедиционный и фронтовой оператор мог работать и без помощников. Нет в дневнике и истории с открытыми окнами, скорее всего об этом тогда и не думали.

Остался ещё один важный и интересный документ – кинопленка, та пленка, что была в камере Трояновского, а не часть, вошедшая в фильм. Там есть кусок, где видно, как после команды Сталина «стоп», работающая из-за инерции маховика камера продолжала фиксировать уходящего из декораций Сталина, хотя и с увеличивающейся экспозицией.

Немного о дальнейшей судьбе участников съемки. Л.Варламов по снятым материалам сделал два варианта фильма, как тогда было принято, немой и звуковой, фильмы хранятся в РГАКФД в Красногорске, под учётными номерами 5614 и 5535, полное название фильма: «XXIV-ый Октябрь», фильм доступен на сайте, посвященной Победе.М. Трояновский

Л.Варламов (совместно с Ильей Копалиным) в конце декабря 1941 г. сделали фильм «Разгром немецких войск под Москвой», за что получили Оскара. Получается, режиссер, о котором так небрежно отзывался канал НТВ, один из первых отечественных лауреатов Оскара (совместно с И.Копалиным). Сама фигурка Оскара сейчас находится в музее кино в Москве. Не удалось найти каких-либо съёмок с Л.Варламовым, в РГАКФД есть только съёмки похорон Леонида Васильевича (РГАКФД №22403).М.Трояновский почти сразу после съемки Сталина, 30 ноября уехал на фронт, возглавил группу фронтовых операторов. Снимал вместе со своей группой бои на Кавказе, в Краснодарском крае, снимал на Малой земле. Из снятых материалов Л.Варламовым в 1944 году был сделан полнометражный фильм «Кавказ». По каналу «Культура» был показан документальный фильм 1943 года «Приговор народа» о судебном процессе в Краснодаре, часть съёмок делал М.Трояновский, в конце фильма есть кадры, где М.Трояновский интервьюирует местных жителей. Этот фильм есть в инете.Работали вместе Трояновский и Варламов и после войны, на фотографии, сделанной в 1959 году (?) Л, Варламов (слева) и М.Трояновский в Египте, во время работы над фильмом о строительстве Асуанской Плотины.

Спасибо людям, которые оставили нам те интересные свидетельства истории.

Материалы по теме

  1. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года — Министерство обороны Российской Федерации (На официальном сайте Минобороны России открыт новый раздел, в котором размещены уникальные исторические документы, рассказывающие о подготовке и проведении военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года)
  2. Военный парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. — Министерство обороны Российской Федерации (Парад стал великолепным примером мужества и отваги.)

Кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН.

 
 

Source csdfmuseum.ru

https://ihistorian-2.livejournal.com/

Памятник под Ржевом еще не открыт, а болгары уже недовольны

В связи с известными событиями, открытие мемориального комплекса под Ржевом перенесли на 22 июня - в день начала Великой Отечественной войны. Это будет один из самых грандиозных памятников советскому солдату во всей Европе. Памятник выполнен из литейной бронзы, над ним в течении года работали 58 мастеров, он находится в Тверской области, рядом с деревней Хорошево.Его размеры впечатляют - высота памятника воину-освободителю достигает 25 метров (как девятиэтажный дом) плюс десятиметровый курган под ним.

×

Так что издалека он кажется еще выше.У основания кургана был возведен музей Победы с именами солдат погибших в этой кровопролитной битве. На этом участке фронта в 1942-1943 годах погибло около 390 тыс. солдат и офицеров. Своим подвигом красноармейцы задержали и перемолотили несколько десятков отборных дивизий фашистов, не дав им выйти к Москве.

 

Изображение: polk.pressИдею для создания мемориала подсказали бывшие фронтовики. Им хотелось увековечить подвиг советских солдат погибших под Ржевом. Авторы проекта: скульптор Андрей Коробцов и архитектор Андрей Фомин.Скульптор Андрей Коробцов

Идея: 25-метровая фигура солдата на 10-метровой насыпи с автоматом в руке и в гимнастерке, которая превращается в скорбных журавлей.
Особенность его в том, что мемориал строился не государством, а на народные пожертвования (например безымянный меценат перечислил 150 млн. руб) - всего было собрано 510 872 001 рублей.

 «Российское военно-историческое общество нам помогло добыть фотографии участников Ржевской битвы. От кого-то я брал лицо, от кого-то нос, от кого-то губы. То есть это буквально собирательный образ ржевского солдата», – поделился автор памятника, скульптор Андрей Коробцов.

Для россиян и бывших жителей СССР - это глубокая зарубка на память о великом подвиге и героизме солдат Красной Армии. Хочется, чтобы наши потомки помнили какой ценой был завоеван мир.На внешних памятных досках размещено 17 тысяч имен погибших и еще более 68 тысяч внутри музея. При строительстве памятника пришлось действовать очень и очень аккуратно, поскольку было обнаружено более 100 не разорвавшихся снарядов, которые саперы вывозили и взрывали. Внутри же расположены и все обнаруженные, как в архивах, так и через родных и близких, фото погибших в этой битве. Приведу рассказ самого архитектора, как создавался мемориал.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.05.2020

Скульптор Андрей Коробцов. Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва.
Автор памятника рассказал «Культуре», как создавался проект
Эпидемия коронавируса не помешала завершению работ над монументом на месте ожесточенных сражений — недалеко от деревни Хорошево Ржевского района. Правда, торжественное открытие, запланированное на день 75-летия Победы, 9 Мая, пришлось отложить. Сейчас мемориал готов к открытию.

— На конкурс, объявленный Российским военно-историческим обществом в 2017 году, были поданы 32 проекта. Для вас победа стала неожиданностью?

— Конкурс проходил в два этапа. Результаты первого тура были аннулированы: члены жюри решили, что проекты не совсем соответствуют теме конкурса. Вообще участвовали самые матерые скульпторы. Когда мы с архитектором Константином Фоминым приступали к проектной работе для второго тура, никаких надежд не питали. Делали проект, интересный прежде всего для нас самих: на победу не рассчитывали.

— Почему аннулировали результаты первого тура?

— Жюри попросило участников добавить в проекты «души». Мы с Константином посмотрели все проекты, представленные на конкурс, и решили, что наш первый вариант был слишком пафосным. Нужно было создать одухотворенный памятник. Это оказалось тяжелой задачей. Нам хотелось, чтобы скульптура буквально растворялась в воздухе — фигура солдата от центра к краям распадалась на фрагменты. Но в итоге только фасадный ракурс оказался удачным. Тогда решили изобразить журавлей — вместо фрагментов одежды. Многие считают этих птиц символом души павшего воина. Как оказалось, мы попали в десятку.

— Тяжело работать вдвоем с соавтором  Константином Фоминым?

— Мне нравится работать с Костей. Мы друзья еще со времен Академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова, жили в соседних комнатах в общежитии. Обычно делаем эскизы отдельно друг от друга, потом обсуждаем. Не выбираем выражений, критикуем по полной программе. Так рождается универсальный проект, который устраивает нас обоих. Как правило, он лучше тех вариантов, которые мы придумываем по отдельности. В этот раз сделали больше 80 эскизов — от абсолютно абстрактных вещей до почти советских монументов. До конца работы не понимали, к чему придем.

— Что почувствовали, когда победили?

— Мне позвонили из Российского военно-исторического общества. Честно говоря, я сначала не поверил, подумал, что разыгрывают. И только через полчаса, когда в интернете стали появляться статьи, понял, что это правда.

— Вы лепили лицо с конкретного человека или это собирательный образ?

— Я хотел сделать портрет деда, даже вылепил его в рабочей модели. Но понял, что он не совсем подходит для памятника: у деда довольно сложные черты лица. Российское военно-историческое общество помогло получить от Министерства обороны фотографии с фронта. В итоге вышел собирательный образ: от одного солдата взял губы, от другого — глаза. Вдохновлялся стихотворением Твардовского «Я убит подо Ржевом», где повествование идет от лица павшего солдата. Прочитав его, можно представить, что ощущает изображенный нами солдат. Он вроде бы смотрит на зрителей, но в то же время глядит вглубь себя. Нам хотелось передать состояние отрешенности. Образ дополняет подсветка: лицо будет освещаться более теплым светом, а журавли — белым, ведь это души…

— Размер скульптуры — 25 метров, холм — еще 10. Это пока ваш самый крупный проект?

— Не только наш с Константином Фоминым: в современной России никто не делал такого масштабного памятника солдату.

— Насколько устойчив такой большой монумент?

— На самой ранней стадии к работе над проектом подключилось конструкторское бюро. Оно проводило испытания: в аэротрубе продували модель памятника, проверяли на ветровые нагрузки. Конструкторы уверяют, что у памятника тройной запас прочности.

— Как выбрали место для установки памятника?

— Оно было уже прописано в условиях конкурса, мы могли немного корректировать. Мне кажется, оно выбрано удачно: рядом проходит федеральная трасса М-9, большой поток машин. Мемориал будет видно издалека — с расстояния двух километров. Изначально задача состояла в том, чтобы памятник могли увидеть как можно больше людей.

— Что находится рядом со скульптурой?

— Перед памятником можно увидеть входную группу: на две стены прикрепили листы кортеновской стали с изображениями бойцов, сражавшихся в Ржевской битве, и с фамилиями павших. Стены имеют ломаную геометрию, они напоминают окопы: это поможет воссоздать атмосферу сражений. Рядом с памятником — музейный комплекс: технические помещения, туалеты, небольшое кафе и сама музейная часть с экранами, на которых можно будет увидеть имена павших. На стенах поместилась лишь малая часть фамилий, все фамилии будут доступны в цифровом виде.

— Правда, что средства на монумент, больше 500 миллионов рублей, собирали с помощью краудфандинга?

— Насколько я знаю, абсолютно нет бюджетных денег, только пожертвования. Удивительно, что удалось собрать такую огромную сумму. На своем веку не видел ни одного проекта, который вызвал бы подобный резонанс. Очень много отзывов, люди постоянно спрашивают, куда можно пожертвовать деньги.

— Общая стоимость монумента — 650 миллионов. Сумма гигантская…

— На самом деле это не так много для подобного проекта. Помимо денежных средств, много других пожертвований: кто-то передал брусчатку для мощения площадки, кто-то — песок. В общем, помогают строительными материалами.

— Как в Ржеве относятся к памятнику?

— К моему удивлению, многие воспринимают его положительно. Нередко насчет подобных инициатив говорят, что лучше бы, мол, строили детские сады. Конечно, и в Ржеве находятся те, кто высказывает подобную точку зрения, но в целом все ждут открытия. Ведь у многих здесь погибли родственники, и об этой битве как-то особенно не говорилось.

— Что вы открыли во время работы над монументом?

— Одним из огромных потрясений стала встреча с волонтерами, которые до сих пор ищут останки павших бойцов. Не помню, что на меня в последний раз оказывало такое же впечатление. После победы в конкурсе было назначено совещание в полях, где проходили сражения. Мы с Костей не совсем понимали, куда едем. Оказалось, что совещание будет проходить в военно-полевом лагере. Отряд поисковиков-профессионалов и три отряда школьников все лето искали останки советских бойцов. В тот день, когда мы приехали, лагерь уже закрывался, это был последний день его работы, и мы увидели более семидесяти гробов. Отряды за лето подняли из земли останки более трехсот солдат. В тот день хоронили останки семидесяти, из них 16 было опознано, приехала внучка одного из опознанных бойцов. Одно дело читать книги о Ржевской битве, военных операциях, огромном количестве жертв. И совсем другое — когда все сжимается до судьбы одного человека, о котором его внучка рассказывает со сцены. Это по-настоящему страшно. Я не сентиментальный человек, но плакал, слушая ее. В тот момент десятилетия, прошедшие с окончания войны, словно исчезли: казалось, это было буквально вчера. И вот 70 гробов: в одном из них мог лежать и ты, если бы жил в то время.   
Фото на анонсах: Кирилл Зыков / АГН «Москва»; официальный сайт Ржевского мемориала

А это время в Болгарии

Наши "братушки" вовсю обсуждают еще не открытый в России мемориал. Вот какие отзывы на статью о памятнике появились на болгарском ресурсе "Дневник".

Негативные комментарии:

Norman Granz "Важно то, что в условиях пандемии и экономического коллапса они преследуют свои приоритеты".

pinoccio "И снова грандиозность, огромный и дорогой памятник одному из великих советских безумств. Никакого уважения и смирения. Я ненавижу расистов, им даже не стыдно! Пока они не извинятся за свои руки в крови, за начало Второй мировой войны и за оккупированные ими территории, за миллионы погибших, у них не будет никакой надежды ..."

Корки "Вместо того, чтобы строить новую жизнь, россияне продолжают строить памятники. Они придерживаются своих военных ценностей и с рвением алкоголика обещают повторить снова. Памятник Александру II в центре Софии продолжает раздражать их, потому что он дал свободу крепостным. Они хотят рабства и сражений с большим количеством жертв".

hamiltonf "Короче говоря, это самая смешная армия в мире, известная тем, что жизни солдат не имели, абсолютно никакого значения для нее".

magelan : "У страны, в которой нет ничего, кроме войны в прошлом, вокруг которой можно объединить свое население, нет будущего ... Путин назвал патриотизм идеей, вокруг которой можно строить будущее ... На голодный желудок с разбитой экономикой он ушел в прошлое. Жестокое, униженное, ограбленное, население, которое огромными шагами приближается к уровню жизни 17-18 веков. Будем надеяться, что когда-нибудь люди там справятся с его ликвидацией и будут жить в 21 веке".

Нейтральные комментарии:

lpi31580057 "Вместо того, чтобы спроектировать, построить, заплатить за памятник, они бы лучше взяли у нас Алёшу, и все!"

gr52 : "Ну, тогда надпись должна быть соответствующей: «Они пали жертвами некомпетентного российского командования".

Позитивные комментарии:

Doge "Это не меняет того факта, они делали то, что им сказали. Еще один факт - они защищали свою родину и заплатили за это своими жизнями. Одного этого достаточно, чтобы установить им памятник".

Роси "Они сражались, не задумываясь о количестве жертв. Как это было в песне Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал»: Так что нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим".

Как видно из переписки, большинство болгарских пользователей - около 80% нас не жалуют, больше обливает грязью и обвиняют в войне! Остальные 20 % тихо млеют. Вот такие дела, а в советское время Болгария считалась 16 союзной республикой. Прошло всего 30 лет и мы для них стали злейшими врагами. Хотя сами болгары никогда не были великими воинами.

P.S.

В статье опубликованы подлинные комментарии из болгарского издания "Дневник". Чтобы ни у кого не осталось влажных иллюзий относительно бывших "братушек". Наверное, в Болгарии остались и нормальные люди, но западная пропаганда делает свое черное дело. И я не удивлюсь, если они пойдут по пути чешских отморозков и уберут памятник Алёше. Уже раздаются такие предложения - сами читали.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ea1486ac8c4f56528e810c6/pamiatnik-pod-rjevom-esce-ne-otkryt-a-bolgary-uje-nedovolny-5ec235cff1689869c21d17c7

https://tver.aif.ru/society/details/reportazh_s_mesta_stroitelstva_rzhevskogo_memoriala_pokazal_pervyy_kanal

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/rzhevskiy-memorial-kogda-poletyat-zhuravli-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-31-03-2020

https://portal-kultura.ru/articles/country/326313-skulptor-andrey-korobtsov-v-proekt-rzhevskogo-memoriala-poprosili-dobavit-dushi/

Пять книг о Великой Отечественной войне

Книги о войне помогают глубже понять нашу историю. Особенно ценно, если они написаны современниками — так читатель получает возможность взглянуть на события глазами очевидцев.

Вместе с Марией Викторовной Михайловой — литературоведом и заслуженным профессором МГУ — составили подборку книг о Великой Отечественной войне, которые заслуживают вашего внимания. Мария Викторовна преподаёт на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса.

Мария Викторовна Михайлова

На сайте спецпроекта «Литература и война», специально подготовленного к 75-летию Победы (ранее VATNIKSTAN сообщал об этом проекте), можно прочитать интервью с Марией Викторовной о её бабушке, Ксении Павловне Пышкиной, и маме, Татьяне Алексеевне Пышкиной, которые были «бойцами культурного фронта» и в военное время работали в библиотеке им.

А. П. Чехова.

«Живые и мёртвые», Константин Симонов

Константин Михайлович Симонов (28 ноября 1915 года, Петроград — 28 августа 1979 года, Москва) — прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Участвовал в Великой Отечественной войне, был полковником Советской армии.

Трилогия Константина Симонова «Живые и мёртвые» включает три романа: «Живые и мёртвые» (1960 год), «Солдатами не рождаются» (1964 год), «Последнее лето» (1970 год). Произведения написаны по материалам его записок, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга «Живые и мёртвые» почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».

«Война есть ускоренная жизнь, и больше ничего.
И в жизни люди помирают, и на войне то же самое, только скорость другая».

Симонов, являясь очевидцем и участником боевых действий, достаточно достоверно показывает, что происходило на войне на протяжении трёх лет: трагические неудачи первых дней, хаос, отступление, растерянность командиров в первой части «Живые и мёртвые» врезаются в память; эти события сменяет энергичное наступление в завершающий год войны («Последнее лето»). Исторические события даются через призму восприятия главного героя — Ивана Синцова, в первые дни войны работника полевой редакции, потом — политрука, а в дальнейшем — полевого командира. Личные раздумья героя о семье, которая оказалась ввергнута в круговорот исторических событий, переходят в размышления о судьбе страны и мира.

«На войне как на войне», Виктор Курочкин

Виктор Курочкин (23 ноября 1923 года — 10 ноября 1976 года) — писатель, журналист, яркий представитель «лейтенантской прозы». Участник Великой Отечественной войны.Виктор Курочкин

В повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» рассказывается о двух днях из жизни экипажа самоходки, когда ее возглавил совсем еще юный лейтенант Саня Малешкин. Он, как и многие его ровесники по фронтовой судьбе, стеснялся своего возраста, пытался казаться суровым, строгим, дабы его боялись подчинённые.

«…Сразу столько убитых Сане ещё не приходилось видеть. Они валялись и в одиночку, и кучами в странных до невероятности позах. Как будто смерть нарочито садистки безобразничала, издевалась над человеческим телом…»

Совсем ещё юный, добрый, пухлогубый мальчик грезит о подвиге, ждёт настоящего наступления, в котором он себя непременно покажет и получит орден. Когда же начинается настоящий бой, то он совершенно не похож на бой, который существовал в воображении Сани Малешкина: не стремительный и захватывающий, а позиционный и тягучий: «А это что? Ползём, как черепахи, друг за другом, и ни черта не видно», — с раздражением думает Саня. И сам подвиг в повести выступил уже не в ореоле романтического деяния, а совершался буднично, приземлённо. Тем не менее Саня Малешкин и его экипаж остаются в памяти читателя как настоящие незаметные герои войны. Книга подкупает светлым юмором и какой-то особой нежной интонацией автора.


«Убиты под Москвой», Константин Воробьёв

Константин Воробьёв (16 ноября 1919 года — 2 марта 1975 года) — участник Великой Отечественной войны и яркий представитель «лейтенантской прозы». Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей.

Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и сокращениями («Это мы, Господи!», не окончена, 1943 год; опубликована посмертно в 1986 году; «Крик», 1962 год). Опыт войны отразился в одной из известнейших его повестей «Убиты под Москвой», которая была впервые опубликована А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1963 году. Повесть рассказывала о трагической гибели кремлёвских курсантов под Москвой. Сформированная рота юных красавцев (рост не менее 183 см) в составе двухсот сорока человек отправлена на фронт, где впереди ˗ тяжелейшие бои, разочарования и гибель почти всех.

«Дневные звёзды», Ольга Берггольц

Ольга Берггольц (3 (16) мая 1910, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975, Ленинград) — поэтесса, журналист, драматург. В 1938 году она провела полгода в заключении по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности (была реабилитирована в 1939 году). В тюрьме родила мёртвого ребенка. После освобождения она вспоминала так о своём заключении:

«Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!».

Ольга Берггольц

В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 года она работала на радио и почти ежедневно обращалась к жителям блокадного города со словами поддержки. Поэтессу называли «блокадной музой» или «голосом осажденного Ленинграда».

«Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила».
Февральский дневник 1942 года

В 1942 году Берггольц создала поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Книга Берггольц «Дневные звёзды» — это автобиографическое произведение. В повествование о трагическом времени ленинградской блокады вплетены воспоминания поэтессы о детстве, отрочестве, о друзьях-поэтах, которых не пожалела блокада.


«Сотников», Василь Быков

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924 года — 22 июня 2003 года) — писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961 год). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Напряжённость ситуаций, жестокая правда в отображении психологии «человека на войне», точность в деталях — всё это уже с первых повестей отличало прозу писателя.

Притчеобразные, носящие нравственно-философский характер произведения Быкова знаменовали в литературе новый этап осмысления трагических событий войны. По словам писателя и критика Алеся Адамовича, именно в «Сотникове» происходит «качественный сдвиг» в творчестве Василя Быкова, возникает «новая нота, иная, более зрелая нравственная фокусировка». Замысел и сюжет повести «Сотников» (1969 год) подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим.

«…Зачем? Зачем весь этот стародавний обычай с памятниками, который, по существу, не более чем наивная попытка человека продлить свое присутствие на земле после смерти?

Но разве это возможно? И зачем это надо? Нет, жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего…»

В одном из писем Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)». В повести два главных героя — Рыбак и Сотников. Рыбак — бывший армейский старшина. Он выглядит более приспособленным к жизни, чем его напарник. В его прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства. Сотников до войны работал учителем, в армии стал командиром батареи. Вместе они отправляются на задание и натыкаются на полицейский патруль. Быковым создана пограничная ситуация встречи человека с угрозой смерти, на которую они реагируют различно. Величие Сотникова становится ещё более значимым на фоне человеческой слабости и трусливости его товарища.

Автор: Екатерина Мельничук
https://www.vatnikstan.ru/arhiv/5-knig-o-vov/

Картина дня

))}
Loading...
наверх