Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...

развернуть
http://chtoby-pomnili.com/gallery/cache/3268_sergei_eisenstein_5.jpg_max.jpg

Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма"Иван Грозный" 26 февраля 1947 г.

Мы (С.М. Эйзенштейн и Н.К. Черкасов. - Ред.) были вызваны в Кремль к 11 часам. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.

Сталин: Вы писали письмо. Немножко задержался ответ. Встречаемся с запозданием. Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить. Так как я очень занят, нет времени, - решил, с большим опозданием, встретиться здесь... Получил я ваше письмо в ноябре месяце.

Жданов: Вы еще в Сочи его получили.

Сталин: Да, да. В Сочи. Что вы думаете делать с картиной?

Мы говорим о том, что разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.

Сталин: Вы историю изучали?

Эйзенштейн: Более или менее...

Сталин: Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов: Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин: Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе.

Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов: Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов: Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин: Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов: Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов: Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.

Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.

Молотов: Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного "Богатыри". Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.

Сталин: Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.

Об отношении с Востоком Сталин говорит, что, только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву. Крымские татары также могли это сделать.

Сталин: Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его "Иваном, не помнящим своего родства". Историю мы выбрасывать не можем...

Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.

Черкасов в ответ на то, что критика помогает, и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм "Адмирал Нахимов", сказал: "Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой".

На что Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): "Ну что ж, попробуем".

Черкасов: Я уверен в том, что переделка удастся.

Сталин: Дай вам бог, каждый день - новый год. (Смеется.)

Эйзенштейн: Мы говорим, что в первой серии удался ряд моментов, и это нам дает уверенность в том, что мы сделаем и вторую серию.

Сталин: Что удалось, и хорошо, мы сейчас не говорим, мы говорим сейчас только о недостатках.

Эйзенштейн спрашивает, не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.

Сталин: Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же - Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество - уметь перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову.) Вот вы перевоплощаться умеете.

На что Жданов замечает, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Тут была еще паника с "Весной", и он стал играть дворников - в картине "Во имя жизни" он играет дворника.

Черкасов говорит, что он играл большинство царей и играл даже Петра Первого и Алексея.

Жданов: По наследственной линии. По наследственной переходили...

Сталин: Нужно правильно и сильно показывать исторические фигуры. (К Эйзенштейну.) Вот, Александра Невского - Вы компоновали? Прекрасно получилось. Самое важное - соблюдать стиль исторической эпохи. Режиссер может отступать от истории; неправильно, если он будет просто списывать детали из исторического материала, он должен работать своим воображением, но - оставаться в пределах стиля. Режиссер может варьировать в пределах стиля исторической эпохи.

Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.

Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.

Сталин (вспоминая отдельных исполнителей первой серии "Ивана Грозного"): Курбский - великолепен. Очень хорош Старицкий (артист Кадочников). Он очень хорошо ловит мух. Тоже: будущий царь, а ловит руками мух!

Такие детали нужно давать. Они вскрывают сущность человека.

Сталин говорит Черкасову, что он умеет перевоплощаться и что, пожалуй, у нас еще умел перевоплощаться артист Хмелев.

Черкасов сказал, что он многому научился, работая статистом в Мариинском театре в Ленинграде в то время, когда там играл и выступал Шаляпин - великий мастер перевоплощения.

Сталин: Это был великий актер.

Сталин: Ну, что же, тогда, значит, вопрос решен. Как вы считаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), - дать возможность доделать фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? - и добавляет: передайте об этом товарищу Большакову.

Черкасов спрашивает о некоторых частностях картины и о внешнем облике Ивана Грозного.

Сталин: Облик правильный, его менять не нужно. Хороший внешний облик Ивана Грозного.

Черкасов: Сцену убийства Старицкого можно оставить в сценарии?

Сталин: Можно оставить. Убийства бывали.

Черкасов: У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.

Жданов: Это было в Тверском Отроч монастыре?

Черкасов: Да. Нужно ли оставить эту сцену?

Сталин сказал, что эту сцену оставить нужно, что это будет исторически правильно.

Молотов говорит, что репрессии вообще показывать можно и нужно, но надо показать, почему они делались, во имя чего. Для этого нужно шире показать государственную деятельность, не замыкаться только сценами в подвалах и закрытых помещениях, а показать широкую государственную деятельность.

Черкасов высказывает свои соображения по поводу будущего переделанного сценария, будущей второй серии.

Сталин: На чем будет кончаться картина? Как лучше сделать еще две картины, то есть 2-ю и 3-ю серии? Как мы это думаем вообще сделать?

Эйзенштейн говорит, что лучше соединить снятый материал второй серии с тем, что остался в сценарии, в одну большую картину. Все с этим соглашаются.

Сталин: Чем будет у нас кончаться фильм?

Черкасов говорит, что фильм будет кончаться разгромом Ливонии, трагической смертью Малюты Скуратова, походом к морю, где Иван Грозный стоит у моря в окружении войска и говорит: "На морях стоим и стоять будем!"

Сталин: Так оно и получилось, и даже немножко больше.

Черкасов спрашивает, нужно ли наметку будущего сценария фильма показывать для утверждения Политбюро?

Сталин: Сценарий представлять не нужно, разберитесь сами. Вообще по сценарию судить трудно, легче говорить о готовом произведении.

Эйзенштейн говорит о том, что было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили.

Это замечание находит оживленный отклик у всех.

Сталин: Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над "Запорожцами" 11 лет.

Молотов: 13 лет.

Сталин: (настойчиво): 11 лет.

Все приходят к заключению, что только длительной работой можно действительно выполнить хорошие картины.

По поводу фильма "Иван Грозный" Сталин говорил, что если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана "скульптурно". Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию.

Сталин говорит, что режиссер должен быть непреклонен и требовать то, что ему нужно, а наши режиссеры слишком легко уступают в своих требованиях. Иногда бывает, что нужен большой актер, но играет не подходящий на ту или иную роль, потому что он требует и ему дают эту роль играть, а режиссер соглашается.

Сталин: Артист Жаров неправильно, несерьезно отнесся к своей роли в фильме "Иван Грозный". Это несерьезный военачальник.

Жданов: Это не Малюта Скуратов, а какой-то "шапокляк"!

Сталин: Иван Грозный был более национальным царем, более предусмотрительным, он не впускал иностранное влияние в Россию, а вот Петр - открыл ворота в Европу и напустил слишком много иностранцев.

Черкасов говорит о том, что, к сожалению и к своему стыду, он не видел второй серии картины "Иван Грозный". Когда картина была смонтирована и показана, он в то время находился в Ленинграде.

Эйзенштейн добавляет, что он тоже в окончательном виде картину не видел, так как сразу после ее окончания заболел.

Это вызывает большое удивление и оживление.

Разговор кончается тем, что Сталин желает успеха и говорит: "Помогай Бог!"

Пожимаем друг другу руки и уходим. В 00:10 минут беседа заканчивается.

Добавление к записи Б.Н. Агапова, сделанное С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым:

Жданов сказал еще, что "в фильме имеется слишком большое злоупотребление религиозными обрядами".

Молотов сказал, что это "дает налет мистики, которую не нужно так сильно подчеркивать".

Жданов говорит, что "сцена в соборе, где происходит "пещное действо", слишком широко показана и отвлекает внимание".

Сталин говорит, что опричники во время пляски похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и каких-то вавилонцев.

Когда Черкасов говорил, что он уже давно работает над образом Ивана Грозного и в кино, и в театре, Жданов сказал: "Шестой уж год я царствую спокойно".

Прощаясь, Сталин поинтересовался здоровьем Эйзенштейна.

Записано Б.Н. Агаповым со слов С.М. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова

Текст печатается в сокращенном виде.

досье "РГ"

Тема "Грозного" была предложена Сергею Эйзенштейну в январе 1941 года Кремлем. Его попросили воспеть Ивана Грозного. В какой-то момент режиссер понял, что не укладывается в принятую временную норму картины, и разбил фильм на три части. Но успел создать только первые две, заключительная осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Первая часть фильма вышла на экраны в 1945 году, получила самые хвалебные оценки и была удостоена Сталинской премии.

Вторая часть "Ивана Грозного" начинается как продолжение первой с прославления единовластия и повествует о событиях 1560-1569 годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, вторая является, обличением деспотизма и государственного террора.

Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов.

Она вышла на экраны России и всего мира лишь в 1958 году.

http://rg.ru/2012/01/25/ivan-groznyy.html


Ключевые слова: советское кино, Сталин
Опубликовано 14.06.2016 в 21:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Людмила Шибаева
Людмила Шибаева 15 июня 16, в 00:19 какие верные замечания у Сталина... Текст скрыт развернуть
22
Станислав
Станислав Людмила Шибаева 15 июня 16, в 17:19 и грамотные... Текст скрыт развернуть
8
Николай Самойлов
Николай Самойлов 15 июня 16, в 01:21 ван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Насколько Сталин был умнее нынешних правителей, проводящих десталинизацию. Поэтому и ненавидят. Текст скрыт развернуть
21
Александр Боярский
Александр Боярский Николай Самойлов 15 июня 16, в 05:35 Однако, с чего вы решили, что Грозный был жестоким правителем? Это МИФ! За 50 лет правления всего то около 4 тысячказненных, и то это в основном уголовники и всякого рода преступники. А в это время в Англии король казнил 70 тысяч, и его почему то жестоким никто не считает. А почему, а? Текст скрыт развернуть
21
Николай Самойлов
Николай Самойлов Александр Боярский 15 июня 16, в 05:45 Всё просто: грозный запретил въезд жидов в Россию. Этого они простить не могут. Тухачевского травившего женщин и детей газом невинной жертвой репрессий. Текст скрыт развернуть
15
Алєѯандръ Баклаковъ
Алєѯандръ Баклаковъ Николай Самойлов 15 июня 16, в 14:12 И Сталину простить не могут то, что в 30-е убрал жидов из властных структур, т.е. от кормушки отодвинул. Зато Ельцина боготворят. Текст скрыт развернуть
10
Michael Sidorov
Michael Sidorov Алєѯандръ Баклаковъ 15 июня 16, в 16:58 Во всем виноватый сионизьм! Текст скрыт развернуть
0
Виктор Козодоев
Виктор Козодоев 15 июня 16, в 05:43 а у нас в настоящее время чей двор Текст скрыт развернуть
1
Лариса Кондакова
Лариса Кондакова Виктор Козодоев 15 июня 16, в 11:33 ленинградский Текст скрыт развернуть
1
Виктор Козодоев
Виктор Козодоев Лариса Кондакова 15 июня 16, в 16:23 это точно Текст скрыт развернуть
0
Александр Тедеев
Александр Тедеев Виктор Козодоев 15 июня 16, в 22:21 Пиндосский. Текст скрыт развернуть
1
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев 15 июня 16, в 11:41 Сталин выступает как зритель, но насколько верны его подсказки режиссёру. Текст скрыт развернуть
9
Лариса Кондакова
Лариса Кондакова Владимир Eвтеев 15 июня 16, в 13:02 Сталин выступал как заказчик. Думаю, что как зритель, он предпочел бы водевиль или комедию. А как правитель империи, он не мог позволить себе быть поверхностным. Текст скрыт развернуть
6
Николай Самойлов
Николай Самойлов Лариса Кондакова 15 июня 16, в 22:45 Откуда вы знаете вкусы Сталина? Он и втеатр не на оперетту ходил. Текст скрыт развернуть
0
Станислав
Станислав 15 июня 16, в 17:19 великолепно!порадовали! Текст скрыт развернуть
1
Алла Дубинина
Алла Дубинина 15 июня 16, в 20:39 Сталин - относился к Ивану Горзному с симпатией, так как за его вынужденной жестокостью, хотел обосновать свои действия по уничтожению любой оппозиции. Текст скрыт развернуть
-5
Николай Самойлов
Николай Самойлов Алла Дубинина 15 июня 16, в 22:43 А оппозиция пощадила бы Сталина? В 90 е новые миллионеры кого нибудь щадили? Когда миллионы месяцами были без зарплаты, кто им помогал? Текст скрыт развернуть
3
Дима
Дима 15 июня 16, в 22:01 ввсе верно скозано Текст скрыт развернуть
1
Аркадий Юняев
Аркадий Юняев 17 июня 16, в 01:08 У нас привыкли очернять Сталина, в особенности либерасты и историки типа Сванидзе-Млечина-Позднера. Некоторые пытаются выставить его недоучкой. На самом деле в Сталинской библиотеке находилось около 5000 книг. Он усилено занимался самообразованием. Спокойно мог беседовать на любую тему. Ученые не однократно отмечали, что при встрече с ними он разговаривал с ними почти на одном языке, это их удивляло. В отношении Грозного нужно понять, что его очернили потому, что это действительно был царь-реформатор. Его не любила и Европа и элита московская. Грозный казнил порядка 3800 чел. В то же время в Англии Генрих 8 угробил 76000 крестьян, затем Елизавета дополнила список на 90000 чел. Во Франции Генрих 4 за одну Варфоломеевскую ночь уничтожил 10000 гугенотов. Король Испании Филипп Красивый в Нидерландах отправил на тот свет 100000 чел. И этот список можно продолжать. Сохранилось письмо Грозного к датскому королю (если не ошибаюсь к Максимилиану), где он ужасается поступку Генриха 4 Наварского. Так что Грозный по сравнению с европейскими правителями был агнец божий. Вообще современники описывают царя широкоплечим, атлетического телосложения. У него была огромная библиотека. Иван знал 4 языка, спокойно общался на тюрском и кроме всего еще и сочинял музыку. Его мать Елена Глинская дала ему неплохое образование. Текст скрыт развернуть
1
Анна Сулима
Анна Сулима 19 марта 17, в 13:29 Каким одаренным, энциклопедических знаний во многих и многих сферах жизни и истории был Сталин!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 20

Последние комментарии

Светлана22
Евгений Титаев
Прошлое состоялось. Но можно исправить настоящее.
Евгений Титаев Что делали американцы в Сибире 1918 - 1920?, ч.2
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Тамара Фролова
Тамара Фролова
пскр 110
пскр 110
Светлана22
Μαϊα Μ
Очень интересно. И ,кстати, очень ценный исторический документ.
Μαϊα Μ Святцы и трудовой календарь на 1920 год
Светлана Митленко
Зависть плохая штука, она их сожрет!))))))
Светлана Митленко Нашим "всепропальщикам" для задуматься!
Алина Антонова
Потому и рычит.))))))))))))
Алина Антонова Нашим "всепропальщикам" для задуматься!
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Вот о том и речь!
Светлана Митленко Нашим "всепропальщикам" для задуматься!
aleks weret
Светлана22
Светлана22
Жанна Чёшева (Баранова)
Алина Антонова
Александр
Александр
Алина Антонова
Тамара Фролова
А Вы ждете, что кто-то принесет счастье на блюдечке?
Тамара Фролова Нашим "всепропальщикам" для задуматься!
пскр 110
Светлана, это у вас в Перми "Счастье не за горами"?))
пскр 110 Нашим "всепропальщикам" для задуматься!
Светлана22
kosmonavt
Александр Боярский
Валерий Махатков
Евгений Титаев
Бывал там.  Город, у которого есть своё лицо.
Евгений Титаев Русская утопия - «город-сад Барнаул»
Евгений Титаев
Светлана Митленко
Об этом и разговор. Сегодня будет продолжение!
Светлана Митленко Что делали американцы в Сибире 1918 - 1920?, ч.1
Владислав Маевский
скептик
Вадим Поторочин
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Виталий Подупейко
Василий Ильин
Елена Красилова
Спасибо. Отличная тема .
Елена Красилова В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР-ЧАСТЬ 3!!!
Алексей Плескач
aleks weret
лучше в дерьме
aleks weret Наркодиллер Горбачев, ставропольское дело и какой-то десяток высокопоставленных трупов
aleks weret
aleks weret
vkasincev Касинцев
Лариса Голден
Евгений Титаев
Они и сейчас не против повторить.
Евгений Титаев Что делали американцы в Сибире 1918 - 1920?, ч.1
Василий Отмахов
Тамара Фролова
Тамара Фролова
Иван Иваныч