На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Поляков
    https://stihi.ru/2019/03/28/6921Лаврентию Павлови...
  • Елена Смирнова
    мое поколение помнит почти все военные песни, спасибо за напоминание!История создания ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никто их не оберегает и не лелеит, на них тупо зарабатывают, а вот почему они такие залы собирают, это вопрос к нашим...Лаврентию Павлови...

Самые крутые спортивные автомобили СССР, которые известны далеко не каждому

Первый советский спортивный автомобиль.
Первый советский спортивный автомобиль.
Принято считать, что в СССР машины были очень простыми, утилитарными и тихоходными. Но на самом деле это далеко не так. В обзоре представлены первые российские и советские автомобили, созданные специально для участия в гонках и скоростных рекордов. У большинства из них непростая история создания и сложный путь к успеху.

Гоночные автомобили завода Руссо-Балт

В 1910-е годы автомобилей в России было очень мало, но уже проводились первые гонки. Как и в Европе, основным видом состязаний становились ралли. В те годы еще не строили автодромы, а соревнования проводили на обычных дорогах на большие дистанции. Автомобили для состязаний также зачастую были сделаны на базе серийных моделей. Первой гоночной машиной России можно назвать Руссо-Балт С24, который существовал в нескольких вариантах.

Руссо-Балт С24/55, подготовка к Ралли Монте Карло, 1911 год.
Руссо-Балт С24/55, подготовка к Ралли Монте Карло, 1911 год.
Руссо-Балт С24/50 на Ралли Монако, 1912 год.
Руссо-Балт С24/50 на Ралли Монако, 1912 год.
Руссо-Балт С24/58 «Русский огурец».
Руссо-Балт С24/58 «Русский огурец».
Руссо-Балт С24/58 после гонок, 1913 год.
Руссо-Балт С24/58 после гонок, 1913 год.

И если первые модификации выглядели как обычные двухместные автомобили, то С24/58 стал первым специальным прототипом. Большой, обтекаемый автомобиль зеленого цвета прозвали «Русский огурец». Его 4,9-литровый мотор развивал рекордные для того времени 58 л.с. Максимальная скорость машины 120 -130 км/ч.

Авто подготовили к гонкам на одну версту. С машины сняли ацетиленовые фонари, крылья, бамперы, подножки, запасные баки, брезентовый складной верх, - и вес уменьшился чуть ли не вдвое.

Автомобили Руссо-Балт достойно выступали на соревнованиях как в России, так и за рубежом. После особо успешных гонок продажи новых машин заметно вырастали.

Первые советские гоночные машины

ГАЗ-А-Спорт ленинградского водителя Антона Гиреля.
ГАЗ-А-Спорт ленинградского водителя Антона Гиреля.

На долгие годы в стране сложилась ситуация, когда было не до автоспорта. И тогда за машины взялись любители. В конце 1930-х годов сразу несколько энтузиастов собрали свои версии гоночных автомобилей. В 1937 году на Житомирском шоссе под Киевом они устроили гонки на километр, где встретились ГАЗ-А Гиреля, ГАЗ-ЦАКС Цыпулина, ГАЗ-А Жарова и ГАЗ-А Клещева. Это все были машины на устаревших шасси ГАЗ-А, со старыми 4-цилиндровыми моторами. Как результат, установленные ими всесоюзные рекорды скорости даже не дотягивали до рекорда царской России: 142,5 км/ч.

ЗИС-101А-Спорт

ЗИС-101А-Спорт – спортивный автомобиль на базе лимузина.
ЗИС-101А-Спорт – спортивный автомобиль на базе лимузина.
Автомобиь выглядит не хуже западных машин.
Автомобиь выглядит не хуже западных машин.

В 1938 в экспериментальном цехе московского Завода Имени Сталина трое молодых рабочих начали инициативную разработку спортивного автомобиля. За основу они взяли лучший советский лимузин ЗИС-101. Правда, это не лучшая база для спортивного авто - ведь он 2,5 тонны весом, но комсомольцам и не такое по плечу.

Рядный 8-цилиндровый двигатель ЗИС-101 был форсирован. С увеличением рабочего объема с 5,8 до 6,1 литра мощность выросла в полтора раза – с 90 до 141 л.с.
Автомобиль был показан И.В. Сталину. Ему, как и другим членам Политбюро, машина понравилась. ЗИС-101А-Спорт испытали на трассе, его максимальная скорость – 168 км/ч.

Победа-Спорт (ГАЗ-СГ1)

Победа-Спорт – первый советский послевоенный спортивный автомобиль.
Победа-Спорт – первый советский послевоенный спортивный автомобиль.

Проектирование своего, советского автомобиля для установки рекордов скорости было поручено авиационному инженеру А.А. Смолину. Под его руководством новый советский автомобиль М20 «Победа» претерпел ряд трансформаций. Новый корпус был выполнен из дюрали, крышу понизили, хвост сделали заостренным. На крышке капота появились «ноздри» для лучшего забора воздуха. Днище машины получилось полностью плоским. В итоге она вышла совсем легкой – всего 1200 кг.

На автомобиле установили 2,5-литровый «ГАЗовский» двигатель. В самом производительном варианте, с компрессором «Рутс», максимальная мощность выросла до 105 л.с., а скорость – до 190 км/ч.

Всего было построено пять машин, которые поставили новые всесоюзные рекорды скорости при езде на дальние дистанции.

Крутые спортивные машины СССР.
Крутые спортивные машины СССР.
После победы в Великой Отечественной войне в СССР начал быстро развиваться автоспорт. К проектированию машин привлекались лучшие инженеры из авиастроения. Советские автомобили устанавливали мировые рекорды скорости, а советское руководство даже делало попытки попасть в гонки «Формула».

Звезда

Гоночные автомобили Звезда (1946), Звезда-3М (1950), Звезда-М-НАМИ (1951).
Гоночные автомобили Звезда (1946), Звезда-3М (1950), Звезда-М-НАМИ (1951).

«Звезда» - первый в СССР автомобиль, построенный специально для спорта. Машина с мотоциклетным двигателем в 350 куб. см разгонялась до 139,6 км/ч. Причины для успеха: легкий алюминиевый кузов с очень хорошей аэродинамикой и необычный двигатель Цоллера мощностью 30,6 л.с. В дальнейшем машина улучшалась, были созданы прототипы «Звезда»-2, 3, 3М, М-НАМИ, 5, 6, многократно ставившие всесоюзные и мировые рекорды в разных классах.

Сокол-650

Сокол-650 – советский автомобиль Формулы-2.

Сокол-650 – советский автомобиль Формулы-2.
На передней части машины видна надпись «Сокол» и флаг Военно-воздушных сил.
На передней части машины видна надпись «Сокол» и флаг Военно-воздушных сил.

В 1940-е годы, сразу после войны, на совместном советско-немецком предприятии был разработан гоночный автомобиль класса «Формула-2». Над ним трудились инженеры, создавшие гоночные Auto-Union, которые покоряли европейские трассы перед войной. Модель «Сокол-650» совершила первые поездки в 1952 году. За разработкой машины следил сам Василий Сталин. Два полностью готовых автомобиля доставили в Москву для участия в гонке. Но местные механики оказались не способны обслужить столь сложную технику, и «Сокол-650» на трассе себя не проявил. Хотя 12-цилиндровый 2-литровый двигатель был способен разогнать 790-килограммовую машину до 260 км/ч.

ГАЗ Торпедо (1951)

ГАЗ Торпедо – обтекаемый советский автомобиль.
ГАЗ Торпедо – обтекаемый советский автомобиль.

После экспериментов по созданию спортивного автомобиля Победа-Спорт, следующим проектом ГАЗовского инженер А. Смолина стал «Торпедо» (СГ2) - автомобиль полностью оригинальной конструкции. Каплевидный кузов длиной 6,3 метра был сделан из авиационных материалов: дюраля и алюминия. Благодаря этому вес получился небольшим – всего 1100 кг. От других спортивных машин 1950-х годов «Торпедо» отличался легкостью в управлении и маневренностью.
Двигатель взяли с «Победы» М20: 4-цилиндровый, расточенный до 2,5 литра рабочего объема. На него также установили компрессор «Рутс». При частоте вращения 4000 оборотов в минуту мотор выдавал 105 л.с. Благодаря хорошей аэродинамике болид ГАЗ «Торпедо» показал максимальную скорость 191 км/ч.

ГАЗ-ТР

Первый в мире турбореактивный автомобиль.
Первый в мире турбореактивный автомобиль.
Турбореактивный двигатель ВК-1А под капотами ГАЗ-ТР.
Турбореактивный двигатель ВК-1А под капотами ГАЗ-ТР.

Автомобиль СГ3, также известный как ТР («турбореактивный») построили на Горьковском автозаводе в 1954 году. Разработка инженера Смолина была нацелена на установление нового мирового рекорда максимальной скорости среди автомобилей. С двигателем от истребителя МиГ-17 мощностью 1000 л.с., ГАЗ ТР, по проекту, мог достичь 700 км/ч. Испытания машины завершились аварией вследствие отсутствия в СССР шин с необходимыми качествами.

ЗИС-112

ЗИС-112 – спортивный автомобиль, построенный на базе лимузина.
ЗИС-112 – спортивный автомобиль, построенный на базе лимузина.
ЗИС-112 (спереди) и ЗИС-112/3 (сзади) на гоночной трассе.
ЗИС-112 (спереди) и ЗИС-112/3 (сзади) на гоночной трассе.

Смотря на успехи спортивных машин Горьковского автозавода, в Москве на заводе ЗИС также решили сделать свой вариант. Получившаяся машина поразила всех. Сделанную в духе американских дрим-каров шестиметровую машину окрестили «циклопом» за характерный внешний вид – круглую решетку радиатора и круглую фару в ее центре. Как и в случае с ЗИС-101А-Спорт, автомобиль получился очень тяжелый, массой целых 2,5 тонны.
Вместо базового 140-сильного двигателя инженеры установили экспериментальный 8-цилиндровый рядный двигатель. Постепенно его дорабатывая, к 1954 году мощность довели до 192 л.с. С этим мотором максимальная скорость машины возросла до феноменальных 210 км/ч. Автомобиль, принявший участие в гонках, оказался полным провалом: развесовка по осям и управляемость были признаны неудовлетворительными. Советскому Союзу требовались более маневренные машины.

Гоночный ЗИЛ-112/4 с 200-сильным двигателем.
Гоночный ЗИЛ-112/4 с 200-сильным двигателем.
ЗИЛ-112/4 на гонках.
ЗИЛ-112/4 на гонках.
Спортивный ЗИЛ-112/5.
Спортивный ЗИЛ-112/5.

В 1957 году Московский завод представил новые версии своих гоночных машин – ЗИЛ-112/4 и 112/5. У них был кузов, клееный из стеклоткани, с подвеской от лимузина ЗИС-110. Двигатель от ЗИС-111 мощностью до 220 л.с. разгонял машину до 240 км/ч. В 1957-1961 гг. «зиловские» гонщики завоевали множество наград, в том числе чемпионство и вице-чемпионство страны.

Спортивный автомобиль ЗИЛ-112С с композитным кузовом.
Спортивный автомобиль ЗИЛ-112С с композитным кузовом.
Легкий и мощный гоночный родстер ЗИЛ-112С.
Легкий и мощный гоночный родстер ЗИЛ-112С.
Гоночная команда завода ЗИЛ на машинах модели 112С.
Гоночная команда завода ЗИЛ на машинах модели 112С.

В начале 1960-х был изготовлен ЗИЛ-112С. Его изящный стеклопластиковый кузов повторял обводы самых современных на тот момент европейских гоночных машин. 6-литровый карбюраторный двигатель V8 развивал 240 л.с., а улучшенная 7,0-литровая версия была форсирована до 300 л.с. Автомобиль оснащался современными дисковыми тормозами, которые быстро замедляли автомобиль массой 1330 кг с максимальной скорости 260-270 км/ч. В 1965 году гонщик Геннадий Жарков за рулем ЗИЛ-112С стал чемпионом СССР.

Один из автомобилей ЗИЛ-112С дожил до наших дней и теперь стоит в экспозиции автомобильного музея в Риге.

Мало кто знает, что в СССР создавали крутые спортивные машины.
Мало кто знает, что в СССР создавали крутые спортивные машины.
1950-е и 1960-е годы стали расцветом советского автоспорта. Свои гоночные автомобили создавали на автозаводах, в университетах, и даже в крупных автопарках. Даже более того, в Стране Советов наладили серийный выпуск машин для гонок «Формула». Наш обзор - обо всех этих спортивных машинах.

Москвич-404 Спорт

Москвич-404 на соревнованиях.
Москвич-404 на соревнованиях.
Масштабная модель гоночного автомобиля Москвич-404 Спорт.
Масштабная модель гоночного автомобиля Москвич-404 Спорт.

Смотря на успехи спортивных ГАЗ и ЗИС, не могло остаться в стороне и руководство Московского завода малолитражных автомобилей. Их серийные машины, «Москвичи», были маломощными и довольно тяжелыми. Но даже на их базе строились спортивные прототипы. В 1954 году был создан Москвич-404 Спорт. 1,1-литровый двигатель с четырьмя карбюраторами выдавал скромные 58 л.с., которые разгоняли машину до 150 км/ч.

КД

Самодельный автомобиль КД на базе «Запорожца».
Самодельный автомобиль КД на базе «Запорожца».
Модная самоделка из «горбатого Запорожца».
Модная самоделка из «горбатого Запорожца».

Автомобиль под названием КД Спорт 900 – это не работа итальянских дизайнеров, а всего лишь самоделка. В 1963 году коллектив энтузиастов начал работу над серией из пяти машин собственной конструкции. Кузов из стекловолокна скрывал агрегаты «горбатого Запорожца» ЗАЗ-965. 30-сильный мотор воздушного охлаждения разгонял автомобиль до 120 км/ч. Это скромный по нынешним меркам результат, но немалая скорость для машины тех лет.

Автомобили Харьковского автомобильно-дорожного института

ХАДИ-1 - самый первый прототип творчества студенческого СКБ.
ХАДИ-1 - самый первый прототип творчества студенческого СКБ.

В 1951-1952 годах небольшая группа студентов ХАДИ взялась за проектирование спортивного автомобиля. Стояла задача построить автомобиль с максимальным использованием узлов существующей техники. Машину сделали по образцу «формул» - открытые колеса, кузов из сваренных труб, 30-сильный мотоциклетный двигатель М-72. Первый автомобиль знаменитого харьковского университета развивал скорость 146 км/м.

Самый маленький в мире рекордный автомобиль ХАДИ-3.
Самый маленький в мире рекордный автомобиль ХАДИ-3.

В 1962 году в Лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ был разработан проект самой маленькой в мире гоночной машины. В автомобиле массой всего 180 килограмм пилот помещался лежа, что обеспечивало очень хорошую обтекаемость. Планировалось, что 500-кубовый двигатель при малых габаритах и весе позволит разогнаться до 220 км/ч. К сожалению, при испытаниях опытного образца на равнине соляного озера Баскунчак (советский аналог Бонневилля) «максималка» составила всего 100 км/ч. Порочной оказалась новая технология бесшинных колес.

Год за годом в Лаборатории спортивных автомобилей ХАДИ разрабатывали новую экспериментальную технику. Одни из образцов получались удачными и устанавливали республиканские и всесоюзные рекорды скорости, испытания других оборачивались выявлением недостатков или авариями. Работы студентов и преподавателей Харьковского университета над новыми машинами продолжаются до сих пор.

Автомобиль ХАДИ-4 на испытаниях на озере Баскунчак.
Автомобиль ХАДИ-4 на испытаниях на озере Баскунчак.
ХАДИ-9 – гоночный автомобиль на реактивной тяге с расчетной скоростью 1200 км/ч.
ХАДИ-9 – гоночный автомобиль на реактивной тяге с расчетной скоростью 1200 км/ч.
Советский драгстер ХАДИ-26.
Советский драгстер ХАДИ-26.

Гоночные болиды «Эстония»

Гонщик М. Лайв в болиде Эстония-14. У машины 4-цилиндровый двигатель от «Волги».
Гонщик М. Лайв в болиде Эстония-14. У машины 4-цилиндровый двигатель от «Волги».
Эстония-25 российской формулы-1600. Трасса «Невское кольцо», 2001 год.
Эстония-25 российской формулы-1600. Трасса «Невское кольцо», 2001 год.

История советских автомобилей-«формул» началась с модели «Сокол-650» 1952 года. Но то были штучные образцы, к тому же, построенные под заказ в Германии. Но уже в 1958 году на Таллиннском опытном авторемонтном заводе из отечественных комплектующих начали строить свои гоночные машины с открытыми колесами. Каждая последующая модель становилась лучше предыдущей, повышалась надежность, улучшалась аэродинамика, росла мощность и максимальная скорость автомобилей «Эстония». Наиболее удачные машины строились сериями в десятки, и даже сотни экземпляров.

Раллийный Москвич-412

Раллийный Москвич-412 команды «Автоэкспорт».
Раллийный Москвич-412 команды «Автоэкспорт».
Москвич-412 на ралли Лондон-Мехико 1970 года.
Москвич-412 на ралли Лондон-Мехико 1970 года.

Москвич-412, выпускавшийся с 1960-х годов, стал одним из самых известных в мире советских спортивных автомобилей. Машина обладала феноменальной живучестью и неприхотливостью. С 1968 по 1973 года компактный седан выступал на многих международных ралли. Высокие места в гонках Лондон-Сидней (16 тысяч километров) и Лондон-Мехико (26 тысяч километров) создали хорошую славу советскому «Москвичу», подтвердив его высокую надежность.

https://novate.ru/blogs/161216/39243/

https://novate.ru/blogs/201216/39266/

https://novate.ru/blogs/201216/39299/

Картина дня

наверх