На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дудкевич
    Вечная память героям!Замечательные раб...
  • demyr150648
    Не в бровь, а в глаз нашим правителям, Ваше сообщение. Поддерживаю! Это - повсеместно: сами режут на клочья страну, с...«Если в дивизии о...
  • Vasily Golov
    Сотрудники Гостелерадио СССРт никогда не ездили на уборку картошки.Это элита того времени.Владимир Николаевич Крупин,...На картошку!

Ленин, Сталин и достижения Советского Союза


Не в первый раз наблюдаю попытки противопоставлять Ленина и Сталина: дескать, первый - это революционер и разрушитель, второй - государственник, который превратил Советский Союз в сверхдержаву. Буквально сегодня встретил очередного "разоблачителя", цитирую:

Какие были достижения при большевиках, кроме гражданской войны, голода, утраты территорий и политики уничтожения всего русского и православного?! Все достижения Советского Союза - это достижения под руководством Сталина, благодаря ему и вопреки "ленинской политике".

То, что человек признает заслуги Сталина – это неплохо. Иосиф Виссарионович многое сделал для страны, за что ему следует быть благодарными. Но заявлять, будто Сталин действовал вопреки «ленинской политике»... Хочется спросить: граждане, а вы в ленинской политике так хорошо разбираетесь для того, чтобы делать подобные заявления? Вас интересует, какое отношение Ленин имеет к достижениям сталинского периода. Я отвечаю: имеет самое непосредственное отношение.

Выступая перед комсомольцами 2 октября 1920 года, В.И. Ленин говорит:
«Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе».

Смею заверить, это не единичная цитата. Большевики действительно считали, что коммунизм невозможно построить без передовой промышленности. Но, может быть, дело ограничивалось только декларациями?

Что ж, я уже писал об этом в статье про коллективизацию, так что цитирую фрагмент из статьи:

4 февраля 1931 года И.В. Сталин произносит историческую фразу: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут». Слова оказались пророческими – через десять лет разразилась самая страшная в истории человечества война. К счастью, страна успела сделать промышленный рывок, и армии немцев встречали потоками современной техники, а не конными армиями.

Но промышленный рывок большевики начали готовить не в начале тридцатых, а гораздо раньше. Большевики считали, что коммунизм невозможно построить без создания в стране мощной промышленности – самой современной и передовой. Еще не кончилась гражданская война, когда большевики начали проводить электрификацию страны (план ГОЭЛРО). Без энергетических ресурсов никакой промышленности создать было невозможно. (Есть, кстати, любители противопоставлять Ленина и Сталина – дескать, первый – это революционер, который только разрушал, а второй – государственник, который строил. Нелишним будет спросить этих людей – кто и зачем проводил в стране электрификацию).

Однако, для того, чтобы проводить масштабную индустриализацию требовались не только энергетические, но и рабочие ресурсы. И с этим были серьезные проблемы. Дело в том, что СССР начала 20-х – это страна, в которой 80% населения – крестьяне. По результатам переписи населения 1920-го года в стране лишь 44% людей в возрасте 9-49 лет были грамотными. Причем если в городе доля грамотных составляла 73%, то для крестьян этот показатель 37%.

Для индустриализации требовалась не просто грамотность, а полноценное образование. Без образованного населения современной промышленности не создашь. Поэтому, большевики вводят всеобщее бесплатное школьное образование, строят повсеместно школы, библиотеки, проводят кампанию по ликвидации безграмотности. К 1939 году грамотность населения составляет уже 87%.

Итак, электрификация и всеобщее образование. Но и этого недостаточно. Для масштабных строек, которые велись в эпоху индустриализации, требовались миллионы рабочих рук. Взять их в короткие сроки было неоткуда, кроме как из деревни. Та задача, которую решала коллективизация – повысить эффективность сельского хозяйства настолько, чтобы меньшим числом людей можно было прокормить страну. Освободившиеся крестьяне смогут уехать в город, чтобы учиться, строить, и работать на построенных заводах.

За счет чего предполагалось увеличивать эффективность сельского хозяйства? За счет организации самых передовых методов ведения хозяйства с использованием науки и техники. Чем обрабатывал землю крестьянин? Волом и плугом. Что должно было прийти на смену? Трактор.

Подумайте над таким фактом: в 1913 году США выпущено 7000 тракторов. В России, где зерновой экспорт составлял львиную долю всего экспорта, в этот же период на всю многомиллионную страну 150 тракторов (да и то, немалая их часть предназначена для нужд армии). Разве Россия не могла себе позволить иметь передовую сельскохозяйственную технику? Или до этого никому не было дела?

О том, чтобы наладить массовое производство собственных тракторов большевики говорят еще в 1917 году. В 1918 Ленин посылает конструктора Я. В. Мамина за границу закупать оборудование для тракторного завода. Страна начинает производить собственные трактора, к началу тридцатых их количество уже измеряется десятками тысяч.

Получается следующее:

1. Ленин и большевики изначально планировали в стране промышленный рывок.
2. Ленин и большевики начали готовить промышленный рывок еще до окончания гражданской войны.
Если бы к началу 30-х не были созданы значительные энергетические ресурсы, если бы большевики не переломили ситуацию с безграмотностью и необразованностью, если бы в СССР не обзавелся собственной сельскохозяйственной техникой – никакая сталинская индустриализация 30-х годов была невозможна.

* * *
Далее хочу ответить на высказывание по поводу  «политики уничтожения всего русского и православного». Я хочу спросить тех, кто утверждает, будто  большевики уничтожали все русское: культуру тоже уничтожали?

Отношение партии большевиков к культуре и культурному просвещению зафиксировано в резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года: "Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства".

Большевики повсеместно создавали библиотеки -  даже при воинских частях Красной армии. Красноармейцы, которые в большинстве своем были вчерашними крестьянами, охотно читали произведения русских классиков. Интересовала их также научная литература, особенно то, что связано с сельским хозяйством. Можно привести такой показатель: в 1921 году доля неграмотных красноармейцев составляет 5-7% (а то же самое время неграмотных в целом по стране 50-60%).

Но не только через литературу просвещали бойцов-красноармейцев.  В местах скопления войск повсеместно создавались клубы, в которых кроме политической работы - дискуссий, лекций и пр.  большое внимание уделялось культурному просвещению. При клубах открывались различные секции: музыкальные классы, хоровое пение, изобразительное искусство, проводились театральные постановки, в том числе силами самих красноармейцев.

Скажите, если большевики все русское разрушали, то откуда взялся великолепный (и это признано во всем мире!) русский театр, русский балет, русская консерватория, откуда взялись ансамбли народной музыки и танцев? Откуда появились построенные повсеместно дома культуры, музеи, картинные галереи? Почему советский кинематограф создавал шедевры, на фоне которых современные российские поделки смотрятся довольно таки бледно? Предпосылки для культурного и образовательного прорыва были заложены не в 30-х годах, а раньше. Выходит, не все русское уничтожали большевики. А что-то вовсе даже не уничтожали, а, напротив, превозносили и развивали.

По сути, большевики взяли образцы светской дворянской культуры и передали их в народные массы. И это, как видите, не является заслугой лично Сталина.

* * *
Подводя итог: успехи и достижения Сталина по строительству мощной промышленной державы, по укреплению образовательного и  культурного уровня страны вовсе не противоречат курсу Ленина, а, напротив, являются его логическим продолжением. Да и сам Сталин с большим уважением относился к основателю советского государства.

P.S. Кстати, насчет уничтожения Лениным всего православного – это тоже неверно. Вопрос об отношении большевиков и церкви гораздо сложнее, чем его пытаются представить оголтелые верующие или воинствующие атеисты. Могу порекомендовать статью Большевики и церковь (по материалам съездов 1917-1924).

http://burevestn1k.livejournal.com/40880.html


Изрядной части патриотов задурили голову тем, что, якобы, Ленин ничего хорошего для нашей страны не сделал, что для него главным делом была революция. Выше я уже писал о том, что достижения СССР в 30-ые годы - достижения Сталина по строительству мощной промышленной державы, по укреплению образовательного и культурного уровня страны - вовсе не противоречат курсу Ленина, а, напротив, являются его логическим продолжением.

Эту статью дополнить несколькими документальным свидетельствами.

В.И. Ленин
НАБРОСОК ПЛАНА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
[написано между 18 и 25 апреля 1918 г.]

Академии наук, начавшей систематическое изучение и обследование естественных производительных сил России, следует немедленно дать от Высшего совета народного хозяйства поручение образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России.

В этот план должно входить:

    • Рациональное размещение промышленности в России с точки зрения близости сырья и возможности наименьшей потери труда при переходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обработки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта.
    • Рациональное, с точки зрения новейшей наиболее крупной промышленности и особенно трестов, слияние и сосредоточение производства в немногих крупнейших предприятиях.
    • Наибольшее обеспечение теперешней Российской Советской республике (без Украины и без занятых немцами областей) возможности самостоятельно снабдить себя всеми главнейшими видами сырья и промышленности.
    • Обращение особого внимания на электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию. Использование непервоклассных сортов топлива (торф, уголь худших сортов) для получения электрической энергии с наименьшими затратами на добычу и перевоз горючего.
    • Водные силы и ветряные двигатели вообще и в применении к земледелию.

(Ленин, "Полное собрание сочинений", том 36, стр.228)

Таким образом, задача индустриализации страны - создание современной промышленности и сельского хозяйства, выстраивание промышленности и сельского хозяйства по науке, использование современных технологий (электричества); развитие производства так, чтобы СССР мог существовать автономно, на собственном сырье и сам себя обеспечивал всем необходимым - это задачи, которые Ленин ставил перед учеными и хозяйственниками еще в апреле 1918.

Впоследствии именно так и происходила индустриализация страны. Сначала были созданы энергетические ресурсы (электрификация страны). В начале тридцатых начинается строительство промышленных гигантов.

В феврале 1931 года Валериан Владимирович Куйбышев произнес речь перед рабочими, посвященную строительству Урало-Кузнецкого комбината, в которой прекрасно описал суть того, что происходило в стране.

Оратор прежде всего формулирует тезис: уралокузнецкая проблема — проблема поистине исторической важности. И вслед за этим с помощью красноречивых примеров показывает, что история индустриализации не знает более масштабной задачи, чем Урало-Кузнецкий комбинат, решить которую социалистическое государство намерено в рекордно короткий срок.

Уже сооружаются громадные металлургические заводы в Магнитогорске и Кузнецке. Но думать, что проблема Урало-Кузнецкого комбината заключается лишь в том, что руда Магнитной пойдет на восток, в Сибирь, а в обратном направлении, на Урал, в Магнитогорск,— уголь Кузбасса и что, в общем, дело сведется к двум металлургическим гигантам,— значит ограничить размах, направленность, значение проблемы.

— Урал,— напоминает Куйбышев,— богат не только металлом и углем, он имеет огромные запасы химического минерального сырья. Кроме того, металлургия... поскольку она обслуживается коксом, неизбежно вызывает строительство коксобензольных заводов для улавливания всех отходов от коксования. Следовательно, строительство крупных металлургических гигантов дает большой толчок и к развитию мощной химической промышленности на Урале и в Сибири.

Валериан Владимирович сравнивает первую нашу угольно-металлургическую базу (на юге европейской части СССР — в Донбассе и Приднепровье) со второй, возникающей на Урале и в Сибири:

— Юг,— говорит он,— не имеет месторождений цветных металлов, тогда как на Урале есть и медь, и свинец, и золото... С ростом мощи Урало-Кузнецкого комбината разовьется и наша цветная металлургия...

Для новых заводов — металлургических, химических и иных — потребуется масса энергии. Выходит, в районах Урало-Кузнецкого комбината нужны новые электростанции и линии электропередач. Они тоже строятся.

Электроэнергия пойдет и для железнодорожного транспорта. Его мощности возрастут в огромной степени. Ведь предстоит регулярно перевозить колоссальные количества руды, угля, металла, химикатов, машин и других грузов. Прокладываемые здесь в 1931 году железнодорожные линии равны объему почти трех Турксибов.

Куйбышев продолжает:

— Магнитогорскому заводу, Кузнецкому заводу.., нужны будут в большом количестве блюминги, прокатные станы, горное оборудование и т, д.

Многое мы приобретаем за границей, многое произведут наши старые машиностроительные предприятия. Однако всего этого недостаточно. Партия и правительство приняли меры к созданию тяжелого машиностроения в пределах самого Урало-Кузнецкого комбината. «Уралмаш» в Свердловске, тракторный завод в Челябинске только начало. За ними — строительство большого завода горнопроходческого оборудования в Сибири, не менее крупного завода химической аппаратуры и других предприятий машиностроительной промышленности.

Один мазок дополняет другой, и вот уже перед слушателями возникает впечатляющая картина индустриального преобразования огромных территорий Урала и Западной Сибири.

Следующий вопрос — о людях, о тех, кто оживит эти края.

— Урало-Кузнецкий комбинат,— говорит Куйбышев,— означает массовое переселение трудящихся. Миллионы людей из европейской части нашего Союза будут переселяться туда, в Сибирь и на Урал.

Но население надо кормить, одевать, обеспечить жильем, детскими яслями, садами, школами, институтами, культурно-бытовыми учреждениями. Отсюда задачи: строительство новых городов; расширение, механизация, специализация здешнего сельского хозяйства; сооружение предприятий легкой и пищевой промышленности.

После этой речи сидящие в зале отчетливо представляют себе контуры Урало-Кузнецкого комбината. Воздвигнуть его можно героическим трудом людей, в первую очередь молодежи. По призыву Коммунистической партии и Советской власти она готова идти на самое трудное и потому особенно воодушевляющее дело.

(взято из книги Левитина С. А. "Пропагандисты Ленинской школы")

Так на практике шла реализация целей и задач, поставленных Лениным, хоть сам он и не дожил до этого времени.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх