Эзотерика и запрещённые виды спорта в СССР

Ченнелинг, аура, чакра, энергетические каналы, реинкарнация, магия — таких, популярных сегодня слов, в нашем советском детстве и юности конечно же не было и быть не могло. С экранов наших телевизоров гадалки не гадали, бабки-целительницы руками не махали. Такой загруженности неясными энергиями советские люди не знали. Да и вообще в советские времена любое инакомыслие и «странности» могли иметь самые печальные последствия. Заявить где-то открыто, что ты путешествуешь в астрале или помнишь свои прошлые жизни, было бы по меньшей мере странно и могло закончится не очень хорошо.

Советское общество 70-х — 80-х годов было крайне далеко от модных ныне тенденций, так разнообразно представленных на рынке эзотерических услуг в наши дни: маги, гадалки, шаманы, целители, астрологи. Сегодня на каждом шагу студии йоги либо центры по трансцедентальному изменению сознания, в газетах сплошные объявления на тему: помогу, сниму, отворожу, приворожу, а также рекомендации астрологов. В советских газетах подобного рода объявлений и услуг попросту не существовало. В советских книжных магазинах таких книг, как-то: «Путешествие вне тела» или «Как открыть третий глаз», «Сделай шаг навстречу деньгам» или «Как привлечь к себе то-то и то-то и т.д» и т.д не было вообще. Мы, советские люди, не жили по фень-шуй и не медитировали, хотя стоит отметить, что тяга к различного рода эзотерическим знаниям в СССР присутствовала всегда. Но мы всё же жили простой, нормальной жизнью и, углублятся в третий глаз у нас, у всех, необходимости не возникало.

Ввиду того, что в массе своей советские люди никогда не выезжали заграницу, то и доступа к различного рода нетрадиционным учениям и духовным практикам Востока, практически не имели. Секреты китайской системы ушу, дыхательной гимнастики, лечебного массажа, в том числе и бесконтактного, мануальной терапии, траволечения, акупунктуры также интересовали советских людей, но были доступны лишь ограниченному кругу советской элиты. Были конечно люди, которые ездили в Индию, в Китай, и в другие страны и, конечно же, они привозили «оттуда» видео с интересными записями разных «учителей» (гуру) и литературу духовного характера, хипповые торбы, красивую индийскую одежду, душистые масла и аромалампы. Распространению нетрадиционных видов знаний также способствовали иностранные студенты, в основном из Индии, которых было в СССР немало, благодаря популярной в те годы советско-индийской дружбе.

Литература, знакомившая советского человека с основами буддизма, суфизма, христианства, вегетарианства, йоги была представлена в форме самиздатов. Распространялась она в виде ксерокопий или перепечатывалась под копирку на печатных машинках. Приобрести такого рода самиздат можно было у знакомых, в клубах здоровья, на различного рода лекциях, посвящённых формам нетрадиционных видов мышления. Однако подобного рода увлечения носили скорее подпольный характер.

Анатолий Зенченко

Вот что вспоминает Анатолий Зенченко, один из самых известных преподавателей йоги на территории бывшего Союза : « В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным — приказ тогдашнего Всесоюзного спорткомитета, датированный 1971 годом, и постановление 1973 года). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика». Нередко можно было встретить статьи о терапевтическом эффекте йоги в журналах «Сельская молодёжь», «Физкультура и спорт», “Вопросы курортологии и физиотерапии”. К йоге относились осторожно, с опаской, как к некоему эксперименту с неизвестными результатами. Например в 1976 году в журнале «Вопросы курортологии и физиотерапии» вышла статья на тему полезности хатха-йоги. Изучалась экспериментальная группа людей и на основе этого был сделан вывод, что хатха-йога не оказывает никакого лечебного воздействия на человеческий организм. В 1988 году при содействии журнала «Физкультура и спорт» был проведён круглый стол по теме хатха-йога. В результате чего состоялась жаркая дискуссия между сторонниками и противниками йоги. Одни доказывали её преимущество, другие считали опасной и даже вредной.

Начиная с конца 80-х в СССР наблюдается постепенный процесс легализации йоги. В этот же период Лев Тетерников, автор методики Рациональной йоги, организует ассоциацию йоги СССР. Вначале любители йоги собирались неофициально на квартирах, небольшими группами. Подобное занятие стоило 5 рублей и проводили его инструкторы-самоучки, которые обучались искусству йоги по тем же самиздатам. Позже в 80-е появились официальные секции на базе так называемых групп здоровья. Но несмотря на осторожное отношение ко всему нетрадиционному, 11071915в 1982 году выходит первая в СССР книга о «Йоге и про йогов», автора Верещагина В.Г.

Что касается каратэ, то его запрещали в СССР многократно и что самое характерное то, что наибольшее массовое развитие оно получило именно в периоды запрета. Впервые каратэ запретили в 1973 г. как «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания», а также за чуждую советской системе «самурайскую идеологию».

После 28 апреля 1981 стали массово закрывать секции по каратэ. 10 ноября 1981 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР» (ст. 219. «Незаконное обучение каратэ»). В результате чего каратэ, как вид спорта, ушло в подполье и так продолжалось вплоть до 1989 года. В декабре 1989 г. в Москве при ЦК ВЛКСМ была зарегистрирована Советская ассоциация восточных единоборств (САВЕ) , а также Федерация боевых искусств (ФБИ) СССР.

Хотелось бы отметить и присутствие в СССР людей с разного рода экстрассенсорными способностями. Целители, экстрассенсы, ясновидящие, шаманы, колдуны, астрологи всегда были, есть и будут. Но их присутствие в СССР вообще не афишировалось. На телевидении их тоже не было видно. Единственным громким именем на то время было имя целительницы Целительница ДжунаДжуны, потом появился Павел Глоба со своей астрологией и женой Тамарой и уже позже Кашпировский со своим реалити-шоу в 1989 году. Интересный факт о Павле Глобе. В 1984 году он выступал с лекцией в Ленинградском Доме учёных и процитировал Нострадамуса, его высказывание о том, что на Востоке существует некая могучая держава, которая рухнет через 73 года и 9 месяцев. В КГБ СССР посчитали это антисоветской пропагандой. Павла Глобу арестовали и посадили в тюрьму в Лефортово, а затем он побывал в «Серпах» — Институте судебной психиатрии имени В. П. Сербского в Москве. В результате его отпустили за отсутствием состава преступления, но репутация была испорчена, работу он потерял, его уволили. А возможность построить блестящую научную каръеру свелась к нулю.

П.Глоба-первый астролог в СССР

П.Глоба-первый астролог в СССР

Кстати, достать в те годы таблицы по астрологии или книги по этой тематике тоже было нелегко. В целом про астрологию советские люди тоже не знали, да и откуда мы могли знать об этой науке, ведь источников было крайне мало. Скудные сведения по астрологии можно было почерпнуть лишь при помощи тех же самиздатов. В целом тема эзотерики, экстрассенсорики в СССР была закрытой и её никто так не рекламировал. Она существовала где-то отдельно, тайно и не являлась составной частью жизни советского человека. Но если в массовой культуре эзотеризм не был представлен вообще, то в научной среде он присутствовал и даже широко обсуждался. Так, в Москве существовал Институт Востоковедения, члены которого имели возможность путешествовать в Индию, в Тибет и тем самым осуществлять свою научную деятельность. Так, первый сертифицированный специалист по йоге и хинди, Анатолий Николаевич Зубков неоднократно имел возможность посещать Индию. 57a7347af83fПлодом его трудов и знаний явился сценарий к документальному фильму «Индийские йоги, кто они?», который вышел на экраны в 70-е годы и вызвал большой интерес со стороны советской публики. Эзотерическими исследованиями активно занималась режиссёр Наталья Бондарчук, чьи фильмы о Шамбале и семье Рерихов стали хорошо известны уже в конце 80-х; Людмила Васильевна Шапошникова, известный на весь Союз исследователь-индолог, активно изучавшая Тибетские духовные практики и являющаяся одним из идеологов Рериховского движения в СССР. В 1989 году в Москве был создан Фонд Рерихов и при её содействии создан музей наследия Николая и Елены Рерих. Благодаря ей и младшему сыну Рерихов Святославу, из Индии в Москву были перевезены все ценные реликвии семьи Рерихов: картины, библиотека, ценные вещи. Они и стали основой музея им. Н.Рериха в Москве. Такие труды, как «Учение 4-го пути» Гурджиева, «Тайная доктрина» Блаватской, учения Живой Этики, книги известного художника и востоковеда Николая Рериха, в СССР не являлись литературой массового чтения и были не только малоизвестны, но и малодоступны нам, простым советским гражданам. В целом, оглянувшись назад, можно увидеть,что при видимом отсутствии эзотерического движения на территории СССР, оно всё же существовало и те, кто стремился совершенствовать свой дух, закалять своё тело, те, кто стремился к духовности и внутренней гармонии с окружающим миром и собой, к тайным, сакральным знаниям мира — всё же имели возможности находить ту информацию, которая была им необходима на их пути духовного развития.
Ведь ещё из советской песни все мы помним: «Кто ищет, тот всегда найдёт»!

http://20th.su/2011/09/06/ezoterika-i-zapreshhyonnye-vidy-sporta-v-sssr/

Памятник под Ржевом еще не открыт, а болгары уже недовольны

В связи с известными событиями, открытие мемориального комплекса под Ржевом перенесли на 22 июня - в день начала Великой Отечественной войны. Это будет один из самых грандиозных памятников советскому солдату во всей Европе. Памятник выполнен из литейной бронзы, над ним в течении года работали 58 мастеров, он находится в Тверской области, рядом с деревней Хорошево.Его размеры впечатляют - высота памятника воину-освободителю достигает 25 метров (как девятиэтажный дом) плюс десятиметровый курган под ним.

×

Так что издалека он кажется еще выше.У основания кургана был возведен музей Победы с именами солдат погибших в этой кровопролитной битве. На этом участке фронта в 1942-1943 годах погибло около 390 тыс. солдат и офицеров. Своим подвигом красноармейцы задержали и перемолотили несколько десятков отборных дивизий фашистов, не дав им выйти к Москве.

 

Изображение: polk.pressИдею для создания мемориала подсказали бывшие фронтовики. Им хотелось увековечить подвиг советских солдат погибших под Ржевом. Авторы проекта: скульптор Андрей Коробцов и архитектор Андрей Фомин.Скульптор Андрей Коробцов

Идея: 25-метровая фигура солдата на 10-метровой насыпи с автоматом в руке и в гимнастерке, которая превращается в скорбных журавлей.
Особенность его в том, что мемориал строился не государством, а на народные пожертвования (например безымянный меценат перечислил 150 млн. руб) - всего было собрано 510 872 001 рублей.

 «Российское военно-историческое общество нам помогло добыть фотографии участников Ржевской битвы. От кого-то я брал лицо, от кого-то нос, от кого-то губы. То есть это буквально собирательный образ ржевского солдата», – поделился автор памятника, скульптор Андрей Коробцов.

Для россиян и бывших жителей СССР - это глубокая зарубка на память о великом подвиге и героизме солдат Красной Армии. Хочется, чтобы наши потомки помнили какой ценой был завоеван мир.На внешних памятных досках размещено 17 тысяч имен погибших и еще более 68 тысяч внутри музея. При строительстве памятника пришлось действовать очень и очень аккуратно, поскольку было обнаружено более 100 не разорвавшихся снарядов, которые саперы вывозили и взрывали. Внутри же расположены и все обнаруженные, как в архивах, так и через родных и близких, фото погибших в этой битве. Приведу рассказ самого архитектора, как создавался мемориал.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.05.2020

Скульптор Андрей Коробцов. Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва.
Автор памятника рассказал «Культуре», как создавался проект
Эпидемия коронавируса не помешала завершению работ над монументом на месте ожесточенных сражений — недалеко от деревни Хорошево Ржевского района. Правда, торжественное открытие, запланированное на день 75-летия Победы, 9 Мая, пришлось отложить. Сейчас мемориал готов к открытию.

— На конкурс, объявленный Российским военно-историческим обществом в 2017 году, были поданы 32 проекта. Для вас победа стала неожиданностью?

— Конкурс проходил в два этапа. Результаты первого тура были аннулированы: члены жюри решили, что проекты не совсем соответствуют теме конкурса. Вообще участвовали самые матерые скульпторы. Когда мы с архитектором Константином Фоминым приступали к проектной работе для второго тура, никаких надежд не питали. Делали проект, интересный прежде всего для нас самих: на победу не рассчитывали.

— Почему аннулировали результаты первого тура?

— Жюри попросило участников добавить в проекты «души». Мы с Константином посмотрели все проекты, представленные на конкурс, и решили, что наш первый вариант был слишком пафосным. Нужно было создать одухотворенный памятник. Это оказалось тяжелой задачей. Нам хотелось, чтобы скульптура буквально растворялась в воздухе — фигура солдата от центра к краям распадалась на фрагменты. Но в итоге только фасадный ракурс оказался удачным. Тогда решили изобразить журавлей — вместо фрагментов одежды. Многие считают этих птиц символом души павшего воина. Как оказалось, мы попали в десятку.

— Тяжело работать вдвоем с соавтором  Константином Фоминым?

— Мне нравится работать с Костей. Мы друзья еще со времен Академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова, жили в соседних комнатах в общежитии. Обычно делаем эскизы отдельно друг от друга, потом обсуждаем. Не выбираем выражений, критикуем по полной программе. Так рождается универсальный проект, который устраивает нас обоих. Как правило, он лучше тех вариантов, которые мы придумываем по отдельности. В этот раз сделали больше 80 эскизов — от абсолютно абстрактных вещей до почти советских монументов. До конца работы не понимали, к чему придем.

— Что почувствовали, когда победили?

— Мне позвонили из Российского военно-исторического общества. Честно говоря, я сначала не поверил, подумал, что разыгрывают. И только через полчаса, когда в интернете стали появляться статьи, понял, что это правда.

— Вы лепили лицо с конкретного человека или это собирательный образ?

— Я хотел сделать портрет деда, даже вылепил его в рабочей модели. Но понял, что он не совсем подходит для памятника: у деда довольно сложные черты лица. Российское военно-историческое общество помогло получить от Министерства обороны фотографии с фронта. В итоге вышел собирательный образ: от одного солдата взял губы, от другого — глаза. Вдохновлялся стихотворением Твардовского «Я убит подо Ржевом», где повествование идет от лица павшего солдата. Прочитав его, можно представить, что ощущает изображенный нами солдат. Он вроде бы смотрит на зрителей, но в то же время глядит вглубь себя. Нам хотелось передать состояние отрешенности. Образ дополняет подсветка: лицо будет освещаться более теплым светом, а журавли — белым, ведь это души…

— Размер скульптуры — 25 метров, холм — еще 10. Это пока ваш самый крупный проект?

— Не только наш с Константином Фоминым: в современной России никто не делал такого масштабного памятника солдату.

— Насколько устойчив такой большой монумент?

— На самой ранней стадии к работе над проектом подключилось конструкторское бюро. Оно проводило испытания: в аэротрубе продували модель памятника, проверяли на ветровые нагрузки. Конструкторы уверяют, что у памятника тройной запас прочности.

— Как выбрали место для установки памятника?

— Оно было уже прописано в условиях конкурса, мы могли немного корректировать. Мне кажется, оно выбрано удачно: рядом проходит федеральная трасса М-9, большой поток машин. Мемориал будет видно издалека — с расстояния двух километров. Изначально задача состояла в том, чтобы памятник могли увидеть как можно больше людей.

— Что находится рядом со скульптурой?

— Перед памятником можно увидеть входную группу: на две стены прикрепили листы кортеновской стали с изображениями бойцов, сражавшихся в Ржевской битве, и с фамилиями павших. Стены имеют ломаную геометрию, они напоминают окопы: это поможет воссоздать атмосферу сражений. Рядом с памятником — музейный комплекс: технические помещения, туалеты, небольшое кафе и сама музейная часть с экранами, на которых можно будет увидеть имена павших. На стенах поместилась лишь малая часть фамилий, все фамилии будут доступны в цифровом виде.

— Правда, что средства на монумент, больше 500 миллионов рублей, собирали с помощью краудфандинга?

— Насколько я знаю, абсолютно нет бюджетных денег, только пожертвования. Удивительно, что удалось собрать такую огромную сумму. На своем веку не видел ни одного проекта, который вызвал бы подобный резонанс. Очень много отзывов, люди постоянно спрашивают, куда можно пожертвовать деньги.

— Общая стоимость монумента — 650 миллионов. Сумма гигантская…

— На самом деле это не так много для подобного проекта. Помимо денежных средств, много других пожертвований: кто-то передал брусчатку для мощения площадки, кто-то — песок. В общем, помогают строительными материалами.

— Как в Ржеве относятся к памятнику?

— К моему удивлению, многие воспринимают его положительно. Нередко насчет подобных инициатив говорят, что лучше бы, мол, строили детские сады. Конечно, и в Ржеве находятся те, кто высказывает подобную точку зрения, но в целом все ждут открытия. Ведь у многих здесь погибли родственники, и об этой битве как-то особенно не говорилось.

— Что вы открыли во время работы над монументом?

— Одним из огромных потрясений стала встреча с волонтерами, которые до сих пор ищут останки павших бойцов. Не помню, что на меня в последний раз оказывало такое же впечатление. После победы в конкурсе было назначено совещание в полях, где проходили сражения. Мы с Костей не совсем понимали, куда едем. Оказалось, что совещание будет проходить в военно-полевом лагере. Отряд поисковиков-профессионалов и три отряда школьников все лето искали останки советских бойцов. В тот день, когда мы приехали, лагерь уже закрывался, это был последний день его работы, и мы увидели более семидесяти гробов. Отряды за лето подняли из земли останки более трехсот солдат. В тот день хоронили останки семидесяти, из них 16 было опознано, приехала внучка одного из опознанных бойцов. Одно дело читать книги о Ржевской битве, военных операциях, огромном количестве жертв. И совсем другое — когда все сжимается до судьбы одного человека, о котором его внучка рассказывает со сцены. Это по-настоящему страшно. Я не сентиментальный человек, но плакал, слушая ее. В тот момент десятилетия, прошедшие с окончания войны, словно исчезли: казалось, это было буквально вчера. И вот 70 гробов: в одном из них мог лежать и ты, если бы жил в то время.   
Фото на анонсах: Кирилл Зыков / АГН «Москва»; официальный сайт Ржевского мемориала

А это время в Болгарии

Наши "братушки" вовсю обсуждают еще не открытый в России мемориал. Вот какие отзывы на статью о памятнике появились на болгарском ресурсе "Дневник".

Негативные комментарии:

Norman Granz "Важно то, что в условиях пандемии и экономического коллапса они преследуют свои приоритеты".

pinoccio "И снова грандиозность, огромный и дорогой памятник одному из великих советских безумств. Никакого уважения и смирения. Я ненавижу расистов, им даже не стыдно! Пока они не извинятся за свои руки в крови, за начало Второй мировой войны и за оккупированные ими территории, за миллионы погибших, у них не будет никакой надежды ..."

Корки "Вместо того, чтобы строить новую жизнь, россияне продолжают строить памятники. Они придерживаются своих военных ценностей и с рвением алкоголика обещают повторить снова. Памятник Александру II в центре Софии продолжает раздражать их, потому что он дал свободу крепостным. Они хотят рабства и сражений с большим количеством жертв".

hamiltonf "Короче говоря, это самая смешная армия в мире, известная тем, что жизни солдат не имели, абсолютно никакого значения для нее".

magelan : "У страны, в которой нет ничего, кроме войны в прошлом, вокруг которой можно объединить свое население, нет будущего ... Путин назвал патриотизм идеей, вокруг которой можно строить будущее ... На голодный желудок с разбитой экономикой он ушел в прошлое. Жестокое, униженное, ограбленное, население, которое огромными шагами приближается к уровню жизни 17-18 веков. Будем надеяться, что когда-нибудь люди там справятся с его ликвидацией и будут жить в 21 веке".

Нейтральные комментарии:

lpi31580057 "Вместо того, чтобы спроектировать, построить, заплатить за памятник, они бы лучше взяли у нас Алёшу, и все!"

gr52 : "Ну, тогда надпись должна быть соответствующей: «Они пали жертвами некомпетентного российского командования".

Позитивные комментарии:

Doge "Это не меняет того факта, они делали то, что им сказали. Еще один факт - они защищали свою родину и заплатили за это своими жизнями. Одного этого достаточно, чтобы установить им памятник".

Роси "Они сражались, не задумываясь о количестве жертв. Как это было в песне Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал»: Так что нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим".

Как видно из переписки, большинство болгарских пользователей - около 80% нас не жалуют, больше обливает грязью и обвиняют в войне! Остальные 20 % тихо млеют. Вот такие дела, а в советское время Болгария считалась 16 союзной республикой. Прошло всего 30 лет и мы для них стали злейшими врагами. Хотя сами болгары никогда не были великими воинами.

P.S.

В статье опубликованы подлинные комментарии из болгарского издания "Дневник". Чтобы ни у кого не осталось влажных иллюзий относительно бывших "братушек". Наверное, в Болгарии остались и нормальные люди, но западная пропаганда делает свое черное дело. И я не удивлюсь, если они пойдут по пути чешских отморозков и уберут памятник Алёше. Уже раздаются такие предложения - сами читали.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ea1486ac8c4f56528e810c6/pamiatnik-pod-rjevom-esce-ne-otkryt-a-bolgary-uje-nedovolny-5ec235cff1689869c21d17c7

https://tver.aif.ru/society/details/reportazh_s_mesta_stroitelstva_rzhevskogo_memoriala_pokazal_pervyy_kanal

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/rzhevskiy-memorial-kogda-poletyat-zhuravli-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-31-03-2020

https://portal-kultura.ru/articles/country/326313-skulptor-andrey-korobtsov-v-proekt-rzhevskogo-memoriala-poprosili-dobavit-dushi/

Пять книг о Великой Отечественной войне

Книги о войне помогают глубже понять нашу историю. Особенно ценно, если они написаны современниками — так читатель получает возможность взглянуть на события глазами очевидцев.

Вместе с Марией Викторовной Михайловой — литературоведом и заслуженным профессором МГУ — составили подборку книг о Великой Отечественной войне, которые заслуживают вашего внимания. Мария Викторовна преподаёт на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса.

Мария Викторовна Михайлова

На сайте спецпроекта «Литература и война», специально подготовленного к 75-летию Победы (ранее VATNIKSTAN сообщал об этом проекте), можно прочитать интервью с Марией Викторовной о её бабушке, Ксении Павловне Пышкиной, и маме, Татьяне Алексеевне Пышкиной, которые были «бойцами культурного фронта» и в военное время работали в библиотеке им.

А. П. Чехова.

«Живые и мёртвые», Константин Симонов

Константин Михайлович Симонов (28 ноября 1915 года, Петроград — 28 августа 1979 года, Москва) — прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Участвовал в Великой Отечественной войне, был полковником Советской армии.

Трилогия Константина Симонова «Живые и мёртвые» включает три романа: «Живые и мёртвые» (1960 год), «Солдатами не рождаются» (1964 год), «Последнее лето» (1970 год). Произведения написаны по материалам его записок, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга «Живые и мёртвые» почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».

«Война есть ускоренная жизнь, и больше ничего.
И в жизни люди помирают, и на войне то же самое, только скорость другая».

Симонов, являясь очевидцем и участником боевых действий, достаточно достоверно показывает, что происходило на войне на протяжении трёх лет: трагические неудачи первых дней, хаос, отступление, растерянность командиров в первой части «Живые и мёртвые» врезаются в память; эти события сменяет энергичное наступление в завершающий год войны («Последнее лето»). Исторические события даются через призму восприятия главного героя — Ивана Синцова, в первые дни войны работника полевой редакции, потом — политрука, а в дальнейшем — полевого командира. Личные раздумья героя о семье, которая оказалась ввергнута в круговорот исторических событий, переходят в размышления о судьбе страны и мира.

«На войне как на войне», Виктор Курочкин

Виктор Курочкин (23 ноября 1923 года — 10 ноября 1976 года) — писатель, журналист, яркий представитель «лейтенантской прозы». Участник Великой Отечественной войны.Виктор Курочкин

В повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» рассказывается о двух днях из жизни экипажа самоходки, когда ее возглавил совсем еще юный лейтенант Саня Малешкин. Он, как и многие его ровесники по фронтовой судьбе, стеснялся своего возраста, пытался казаться суровым, строгим, дабы его боялись подчинённые.

«…Сразу столько убитых Сане ещё не приходилось видеть. Они валялись и в одиночку, и кучами в странных до невероятности позах. Как будто смерть нарочито садистки безобразничала, издевалась над человеческим телом…»

Совсем ещё юный, добрый, пухлогубый мальчик грезит о подвиге, ждёт настоящего наступления, в котором он себя непременно покажет и получит орден. Когда же начинается настоящий бой, то он совершенно не похож на бой, который существовал в воображении Сани Малешкина: не стремительный и захватывающий, а позиционный и тягучий: «А это что? Ползём, как черепахи, друг за другом, и ни черта не видно», — с раздражением думает Саня. И сам подвиг в повести выступил уже не в ореоле романтического деяния, а совершался буднично, приземлённо. Тем не менее Саня Малешкин и его экипаж остаются в памяти читателя как настоящие незаметные герои войны. Книга подкупает светлым юмором и какой-то особой нежной интонацией автора.


«Убиты под Москвой», Константин Воробьёв

Константин Воробьёв (16 ноября 1919 года — 2 марта 1975 года) — участник Великой Отечественной войны и яркий представитель «лейтенантской прозы». Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей.

Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и сокращениями («Это мы, Господи!», не окончена, 1943 год; опубликована посмертно в 1986 году; «Крик», 1962 год). Опыт войны отразился в одной из известнейших его повестей «Убиты под Москвой», которая была впервые опубликована А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1963 году. Повесть рассказывала о трагической гибели кремлёвских курсантов под Москвой. Сформированная рота юных красавцев (рост не менее 183 см) в составе двухсот сорока человек отправлена на фронт, где впереди ˗ тяжелейшие бои, разочарования и гибель почти всех.

«Дневные звёзды», Ольга Берггольц

Ольга Берггольц (3 (16) мая 1910, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975, Ленинград) — поэтесса, журналист, драматург. В 1938 году она провела полгода в заключении по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности (была реабилитирована в 1939 году). В тюрьме родила мёртвого ребенка. После освобождения она вспоминала так о своём заключении:

«Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!».

Ольга Берггольц

В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 года она работала на радио и почти ежедневно обращалась к жителям блокадного города со словами поддержки. Поэтессу называли «блокадной музой» или «голосом осажденного Ленинграда».

«Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила».
Февральский дневник 1942 года

В 1942 году Берггольц создала поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Книга Берггольц «Дневные звёзды» — это автобиографическое произведение. В повествование о трагическом времени ленинградской блокады вплетены воспоминания поэтессы о детстве, отрочестве, о друзьях-поэтах, которых не пожалела блокада.


«Сотников», Василь Быков

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924 года — 22 июня 2003 года) — писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961 год). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Напряжённость ситуаций, жестокая правда в отображении психологии «человека на войне», точность в деталях — всё это уже с первых повестей отличало прозу писателя.

Притчеобразные, носящие нравственно-философский характер произведения Быкова знаменовали в литературе новый этап осмысления трагических событий войны. По словам писателя и критика Алеся Адамовича, именно в «Сотникове» происходит «качественный сдвиг» в творчестве Василя Быкова, возникает «новая нота, иная, более зрелая нравственная фокусировка». Замысел и сюжет повести «Сотников» (1969 год) подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим.

«…Зачем? Зачем весь этот стародавний обычай с памятниками, который, по существу, не более чем наивная попытка человека продлить свое присутствие на земле после смерти?

Но разве это возможно? И зачем это надо? Нет, жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего…»

В одном из писем Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)». В повести два главных героя — Рыбак и Сотников. Рыбак — бывший армейский старшина. Он выглядит более приспособленным к жизни, чем его напарник. В его прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства. Сотников до войны работал учителем, в армии стал командиром батареи. Вместе они отправляются на задание и натыкаются на полицейский патруль. Быковым создана пограничная ситуация встречи человека с угрозой смерти, на которую они реагируют различно. Величие Сотникова становится ещё более значимым на фоне человеческой слабости и трусливости его товарища.

Автор: Екатерина Мельничук
https://www.vatnikstan.ru/arhiv/5-knig-o-vov/

Картина дня

))}
Loading...
наверх