Последние комментарии

  • Евгений Титаев
    Большой капитал играет в справедливость с выгодой для себя.Грета Тунберг снимает экологическую маску, или экоактивизм как шаг к демонтажу системы
  • Евгений Титаев
    Всем  - огромное спасибо за добрые слова и пожелания!Евгений Титаев. Первоискра
  • Natali
    Молодец, Певцов!Ай, Певцов! Ай Молодца!!!

Эзотерика и запрещённые виды спорта в СССР

Ченнелинг, аура, чакра, энергетические каналы, реинкарнация, магия — таких, популярных сегодня слов, в нашем советском детстве и юности конечно же не было и быть не могло. С экранов наших телевизоров гадалки не гадали, бабки-целительницы руками не махали. Такой загруженности неясными энергиями советские люди не знали.

Да и вообще в советские времена любое инакомыслие и «странности» могли иметь самые печальные последствия. Заявить где-то открыто, что ты путешествуешь в астрале или помнишь свои прошлые жизни, было бы по меньшей мере странно и могло закончится не очень хорошо.

Советское общество 70-х — 80-х годов было крайне далеко от модных ныне тенденций, так разнообразно представленных на рынке эзотерических услуг в наши дни: маги, гадалки, шаманы, целители, астрологи. Сегодня на каждом шагу студии йоги либо центры по трансцедентальному изменению сознания, в газетах сплошные объявления на тему: помогу, сниму, отворожу, приворожу, а также рекомендации астрологов. В советских газетах подобного рода объявлений и услуг попросту не существовало. В советских книжных магазинах таких книг, как-то: «Путешествие вне тела» или «Как открыть третий глаз», «Сделай шаг навстречу деньгам» или «Как привлечь к себе то-то и то-то и т.д» и т.д не было вообще. Мы, советские люди, не жили по фень-шуй и не медитировали, хотя стоит отметить, что тяга к различного рода эзотерическим знаниям в СССР присутствовала всегда. Но мы всё же жили простой, нормальной жизнью и, углублятся в третий глаз у нас, у всех, необходимости не возникало.

Ввиду того, что в массе своей советские люди никогда не выезжали заграницу, то и доступа к различного рода нетрадиционным учениям и духовным практикам Востока, практически не имели. Секреты китайской системы ушу, дыхательной гимнастики, лечебного массажа, в том числе и бесконтактного, мануальной терапии, траволечения, акупунктуры также интересовали советских людей, но были доступны лишь ограниченному кругу советской элиты. Были конечно люди, которые ездили в Индию, в Китай, и в другие страны и, конечно же, они привозили «оттуда» видео с интересными записями разных «учителей» (гуру) и литературу духовного характера, хипповые торбы, красивую индийскую одежду, душистые масла и аромалампы. Распространению нетрадиционных видов знаний также способствовали иностранные студенты, в основном из Индии, которых было в СССР немало, благодаря популярной в те годы советско-индийской дружбе.

Литература, знакомившая советского человека с основами буддизма, суфизма, христианства, вегетарианства, йоги была представлена в форме самиздатов. Распространялась она в виде ксерокопий или перепечатывалась под копирку на печатных машинках. Приобрести такого рода самиздат можно было у знакомых, в клубах здоровья, на различного рода лекциях, посвящённых формам нетрадиционных видов мышления. Однако подобного рода увлечения носили скорее подпольный характер.

Анатолий Зенченко

Вот что вспоминает Анатолий Зенченко, один из самых известных преподавателей йоги на территории бывшего Союза : « В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным — приказ тогдашнего Всесоюзного спорткомитета, датированный 1971 годом, и постановление 1973 года). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика». Нередко можно было встретить статьи о терапевтическом эффекте йоги в журналах «Сельская молодёжь», «Физкультура и спорт», “Вопросы курортологии и физиотерапии”. К йоге относились осторожно, с опаской, как к некоему эксперименту с неизвестными результатами. Например в 1976 году в журнале «Вопросы курортологии и физиотерапии» вышла статья на тему полезности хатха-йоги. Изучалась экспериментальная группа людей и на основе этого был сделан вывод, что хатха-йога не оказывает никакого лечебного воздействия на человеческий организм. В 1988 году при содействии журнала «Физкультура и спорт» был проведён круглый стол по теме хатха-йога. В результате чего состоялась жаркая дискуссия между сторонниками и противниками йоги. Одни доказывали её преимущество, другие считали опасной и даже вредной.

Начиная с конца 80-х в СССР наблюдается постепенный процесс легализации йоги. В этот же период Лев Тетерников, автор методики Рациональной йоги, организует ассоциацию йоги СССР. Вначале любители йоги собирались неофициально на квартирах, небольшими группами. Подобное занятие стоило 5 рублей и проводили его инструкторы-самоучки, которые обучались искусству йоги по тем же самиздатам. Позже в 80-е появились официальные секции на базе так называемых групп здоровья. Но несмотря на осторожное отношение ко всему нетрадиционному, 11071915в 1982 году выходит первая в СССР книга о «Йоге и про йогов», автора Верещагина В.Г.

Что касается каратэ, то его запрещали в СССР многократно и что самое характерное то, что наибольшее массовое развитие оно получило именно в периоды запрета. Впервые каратэ запретили в 1973 г. как «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания», а также за чуждую советской системе «самурайскую идеологию».

После 28 апреля 1981 стали массово закрывать секции по каратэ. 10 ноября 1981 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР» (ст. 219. «Незаконное обучение каратэ»). В результате чего каратэ, как вид спорта, ушло в подполье и так продолжалось вплоть до 1989 года. В декабре 1989 г. в Москве при ЦК ВЛКСМ была зарегистрирована Советская ассоциация восточных единоборств (САВЕ) , а также Федерация боевых искусств (ФБИ) СССР.

Хотелось бы отметить и присутствие в СССР людей с разного рода экстрассенсорными способностями. Целители, экстрассенсы, ясновидящие, шаманы, колдуны, астрологи всегда были, есть и будут. Но их присутствие в СССР вообще не афишировалось. На телевидении их тоже не было видно. Единственным громким именем на то время было имя целительницы Целительница ДжунаДжуны, потом появился Павел Глоба со своей астрологией и женой Тамарой и уже позже Кашпировский со своим реалити-шоу в 1989 году. Интересный факт о Павле Глобе. В 1984 году он выступал с лекцией в Ленинградском Доме учёных и процитировал Нострадамуса, его высказывание о том, что на Востоке существует некая могучая держава, которая рухнет через 73 года и 9 месяцев. В КГБ СССР посчитали это антисоветской пропагандой. Павла Глобу арестовали и посадили в тюрьму в Лефортово, а затем он побывал в «Серпах» — Институте судебной психиатрии имени В. П. Сербского в Москве. В результате его отпустили за отсутствием состава преступления, но репутация была испорчена, работу он потерял, его уволили. А возможность построить блестящую научную каръеру свелась к нулю.

П.Глоба-первый астролог в СССР

П.Глоба-первый астролог в СССР

Кстати, достать в те годы таблицы по астрологии или книги по этой тематике тоже было нелегко. В целом про астрологию советские люди тоже не знали, да и откуда мы могли знать об этой науке, ведь источников было крайне мало. Скудные сведения по астрологии можно было почерпнуть лишь при помощи тех же самиздатов. В целом тема эзотерики, экстрассенсорики в СССР была закрытой и её никто так не рекламировал. Она существовала где-то отдельно, тайно и не являлась составной частью жизни советского человека. Но если в массовой культуре эзотеризм не был представлен вообще, то в научной среде он присутствовал и даже широко обсуждался. Так, в Москве существовал Институт Востоковедения, члены которого имели возможность путешествовать в Индию, в Тибет и тем самым осуществлять свою научную деятельность. Так, первый сертифицированный специалист по йоге и хинди, Анатолий Николаевич Зубков неоднократно имел возможность посещать Индию. 57a7347af83fПлодом его трудов и знаний явился сценарий к документальному фильму «Индийские йоги, кто они?», который вышел на экраны в 70-е годы и вызвал большой интерес со стороны советской публики. Эзотерическими исследованиями активно занималась режиссёр Наталья Бондарчук, чьи фильмы о Шамбале и семье Рерихов стали хорошо известны уже в конце 80-х; Людмила Васильевна Шапошникова, известный на весь Союз исследователь-индолог, активно изучавшая Тибетские духовные практики и являющаяся одним из идеологов Рериховского движения в СССР. В 1989 году в Москве был создан Фонд Рерихов и при её содействии создан музей наследия Николая и Елены Рерих. Благодаря ей и младшему сыну Рерихов Святославу, из Индии в Москву были перевезены все ценные реликвии семьи Рерихов: картины, библиотека, ценные вещи. Они и стали основой музея им. Н.Рериха в Москве. Такие труды, как «Учение 4-го пути» Гурджиева, «Тайная доктрина» Блаватской, учения Живой Этики, книги известного художника и востоковеда Николая Рериха, в СССР не являлись литературой массового чтения и были не только малоизвестны, но и малодоступны нам, простым советским гражданам. В целом, оглянувшись назад, можно увидеть,что при видимом отсутствии эзотерического движения на территории СССР, оно всё же существовало и те, кто стремился совершенствовать свой дух, закалять своё тело, те, кто стремился к духовности и внутренней гармонии с окружающим миром и собой, к тайным, сакральным знаниям мира — всё же имели возможности находить ту информацию, которая была им необходима на их пути духовного развития.
Ведь ещё из советской песни все мы помним: «Кто ищет, тот всегда найдёт»!

http://20th.su/2011/09/06/ezoterika-i-zapreshhyonnye-vidy-sporta-v-sssr/

Популярное в

))}
Loading...
наверх