Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Как печатали фотографии в СССР

развернуть

Если у кого-то сегодня и остались старые плёночные аппараты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати фотографий. Но так было не всегда. Ведь раньше изготовление фотографий было настоящим искусством!Как печатали фотографии в СССР

Это сейчас — достал аппарат, сделал сотню-другую снимков, а потом на компьютере выбрал самые удачные кадры. А тогда к каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было всего 36 кадров. И что ты с фотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки.

Прежде чем начать съёмку, эту самую плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.Как печатали фотографии в СССРРулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. Можно сказать универсальная плёнка для фотолюбителя.Как печатали фотографии в СССРТак вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.

После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.Как печатали фотографии в СССРЗатем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах.Как печатали фотографии в СССРПроявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.

Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр.Как печатали фотографии в СССРПосле того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).

В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.

Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.

Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.

И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов.

Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.Как печатали фотографии в СССРЖелательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива.Как печатали фотографии в СССРФотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволит при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.Как печатали фотографии в СССРПодключаем фотофонарь.Как печатали фотографии в СССРНаливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор.Как печатали фотографии в СССРСтавим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы.Как печатали фотографии в СССРКак печатали фотографии в СССРНачинается самое интересное.

Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.

Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.Как печатали фотографии в СССРДалее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.Как печатали фотографии в СССРПосле того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.Как печатали фотографии в СССРГлавными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.

Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки.Как печатали фотографии в СССРВот, собственно, и всё.


Ключевые слова: ностальгия, фотоностальгия
Опубликовано 29.11.2017 в 18:46

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Вера Зимина
Вера Зимина 30 ноября 17, в 00:47 Господи! Как всё знакомо-то! Папа этим занимался. Он очень хорошо фотографировал! Дома есть всё! И фотоувеличитель лабораторный, и бачки, и лотки, и устройство для обрезки, и рамки, и даже валик для глянцевания. Вот только папы нет 29 лет. А рука всё это выкинуть или куда-то деть - не поднимается! Текст скрыт развернуть
7
Александр Липенко
Александр Липенко 30 ноября 17, в 03:21 Автор статьи забыл сказать "самый главный вещь"фотографии сделанные тогда 160-40 лет назад до сих пор висят или лежат в альбомах,и они в отличном состоянии.Нормальные люди у кого это осталось ,достают и любуются.У меня висят на стене фотографии ,снимал на Памире ,в отличном состоянии,чего не скажешь о прошлогодних снимках которые сделаны были в прошлом году на принтере.Выгорели.Мало того повсеместно исчезла из продажи плёнка,не буду же я летать за ней в Москву ,без штанов останешься.Проявить нигде нельзя.Проявочные машины исчезают,Вот вам прогресс ,все ходят с палками для селфи и смартфонами А дальше принтер и посюсюкали ,посмотрели и забыли.Приходит однажды время,а оно приходит обязательно Смартфон оказывается раздавил,носитель потерял,карточки выгорели И всё никакой истории.Надо садится и придумывать новые легенды про свою жизнь. А показать нечего.Вот вам историческая память Мало того в России сразу перестали ,повторяю сразу перестали заниматься ремонтом плёночных аппаратов.В штатах можно отремонтировать серьёзные аппараты у нас нет.Кроме того уважающие ,серьёзные мастера на западе продолжают снимать на плёнку У нас же все с выпученными глазами бегают и снимают этими смартфонамиВедь как не крути ,какие хвалебные статьи не пиши ,а качества плёнки ,цифра не достигла. А старики и сейчас всё предлагают купить увеличитель и все причандалы. Текст скрыт развернуть
4
Вик Норд
Вик Норд 30 ноября 17, в 06:31 Почти всё правильно,только плёнка продавалась и на кассетах,но стоило это соответственно дороже,и ещё для глянцевания делался содовый(пищевая сода) раствор,которым протирались зеркальные листы глянцевателя,перед тем как туда "наклеят"листы отпечатанных фото,и снимали их,по звуку потрескивания.Ну и такая мелочь как зарядка плёнки,во-первых нужно было тщательно вымыть руки во избежание жирных отпечатков,во-вторых удобней плёнку было заряжать в пальто,аккуратно сворачивалось,а руки засовывались в рукава. Текст скрыт развернуть
1
Евгений Титаев
Евгений Титаев 30 ноября 17, в 08:46 Всё это многажды пройдено. Проявители были метиловые, метилгидрохиноновые и фенидонгидрохиноновые. Был ещё фиксирующие проявители, но они давали вуаль. Я ими не пользовался. Выпускали готовые пакеты с химикатами чаще всего на Западной Украине. Помнится, отец ездил в Трускавец и привёз мне кучу этого добра. Фиксаж был нейтральный и кислый. Последний - лучше. При проявки одной порции хватало на 3 плёнки. Кроме красного при печати некоторые профи использовали зелёный. Так меньше уставали глаза. Что же касается цветной печати, то тут были популярны разные венгерские наборы - фортеколор, триколор и пр. Соответственно - и число ванночек. При печати фото применялись разные приёмы. Например, если перед объективом растянуть кусок капронового чулка и подвигать им вверх-вниз, то изображение приобретало приятный мягкий рисунок. Текст скрыт развернуть
1
Игорь Самохин
Игорь Самохин 30 ноября 17, в 09:38 Прямо в ностальгия "туркнуло"! ;) Из всего перечисленного остался только "Зенит-19".Начинал в школе,заработал на каникулах,после 9-го класса и купил "Смену-8М"Потом "Зенит-ТТЛ".Первый фотоувеличитель был "УПА"-портативный,потом "Крокус":) Текст скрыт развернуть
2
Михаил Евгеньевич
Михаил Евгеньевич 30 ноября 17, в 14:29 классно было завесишь окно в ванной и до ночи печатаешь после глянцуешь интересно было Текст скрыт развернуть
2
Макс
Макс 2 декабря 17, в 09:08 Да ребятки! Было время! И как увлекались! Процесс творческий! И головой и руками надо работать! Тоже все сохранилось. Иногда использую - но уже для моделей или другого специфического. Иногда когда нужно сделать фото под "старое" правда с материалами и расходкой теперь сложно!!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 7

Последние комментарии

Александр Липенко
Светлана Митленко
Леонид Авхимович
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Александр Липенко
Светлана Митленко
Вера Гагарина Koryanova
Как хорошо и правильно написано!!!
Вера Гагарина Koryanova ВАЛЕРИЙ КОРОВИН. СТАЛИН — ЭТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО БЫЛО У НАС В ХХ ВЕКЕ
Светлана ....
*
Светлана .... Кургинян и Жириновский уничтожают ЧУБАЙСА!!!
Виталий Кирпиченко
Василий Козачек
stanislav matveev
Александр Иванов
Вот я и пишу кончай пургу нести, одна трепотня без смысла и ума!
Александр Иванов Res publica
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Туды её в качель.
Евгений Титаев Предвыборная речь Ксении Собчак
владимир есипов
Эльвира Лукина
sanicha volf
Мужика, которы тащит эту блядь-вместо айфона
sanicha volf Предвыборная речь Ксении Собчак
Александр Беляев
платила за подпись. что тут ещё
Александр Беляев Предвыборная речь Ксении Собчак
Александр Беляев
два в одной этой
Александр Беляев Предвыборная речь Ксении Собчак
Юрий Пак
Леонид Авхимович
stanislav matveev
stanislav matveev
НЕПОДГОТОВЛЕНЫЫМ НЕ ПОНЯТЬ...
stanislav matveev Res publica
Елена Скрыльникова
Василий Отмахов
Ну добавить вобщем-то нечего. Разве что вот такое фот:
Василий Отмахов Предвыборная речь Ксении Собчак
сергей отказ от доллара и срочно
Виталий Кирпиченко
Василий Кириллов
Александр Липенко
Зоя Плех
Нина Белых
Михаил Григорьевич
Ксюшадь в зоопарк ...
Михаил Григорьевич Предвыборная речь Ксении Собчак
Светлана Митленко
yurii
Светлана Митленко
yurii
Светлана Митленко
Valentina *
Так и будет... Не знаю кто эту "красоту" выбирать будет...
Valentina * Предвыборная речь Ксении Собчак
yurii
Светлана Митленко
Аркадий Володин
yurii
chlor
О чем вообще речь, балабольство одно без смысла и цели!!
chlor Res publica
Борис Виленский
Абигайль Стивенс (комина)
Борис Виленский
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Спасибо.
Светлана Митленко Линкор «Новороссийск» - тайна гибели
Светлана Митленко
Вы правы, спасибо.
Светлана Митленко Линкор «Новороссийск» - тайна гибели