Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Как печатали фотографии в СССР

развернуть

Если у кого-то сегодня и остались старые плёночные аппараты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати фотографий. Но так было не всегда. Ведь раньше изготовление фотографий было настоящим искусством!Как печатали фотографии в СССР

Это сейчас — достал аппарат, сделал сотню-другую снимков, а потом на компьютере выбрал самые удачные кадры. А тогда к каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было всего 36 кадров. И что ты с фотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки.

Прежде чем начать съёмку, эту самую плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.Как печатали фотографии в СССРРулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. Можно сказать универсальная плёнка для фотолюбителя.Как печатали фотографии в СССРТак вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.

После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.Как печатали фотографии в СССРЗатем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах.Как печатали фотографии в СССРПроявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.

Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр.Как печатали фотографии в СССРПосле того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).

В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.

Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.

Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.

И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов.

Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.Как печатали фотографии в СССРЖелательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива.Как печатали фотографии в СССРФотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволит при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.Как печатали фотографии в СССРПодключаем фотофонарь.Как печатали фотографии в СССРНаливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор.Как печатали фотографии в СССРСтавим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы.Как печатали фотографии в СССРКак печатали фотографии в СССРНачинается самое интересное.

Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.

Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.Как печатали фотографии в СССРДалее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.Как печатали фотографии в СССРПосле того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.Как печатали фотографии в СССРГлавными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.

Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки.Как печатали фотографии в СССРВот, собственно, и всё.


Ключевые слова: ностальгия, фотоностальгия
Опубликовано 29.11.2017 в 18:46

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Вера Зимина
Вера Зимина 30 ноября 17, в 00:47 Господи! Как всё знакомо-то! Папа этим занимался. Он очень хорошо фотографировал! Дома есть всё! И фотоувеличитель лабораторный, и бачки, и лотки, и устройство для обрезки, и рамки, и даже валик для глянцевания. Вот только папы нет 29 лет. А рука всё это выкинуть или куда-то деть - не поднимается! Текст скрыт развернуть
7
Александр Липенко
Александр Липенко 30 ноября 17, в 03:21 Автор статьи забыл сказать "самый главный вещь"фотографии сделанные тогда 160-40 лет назад до сих пор висят или лежат в альбомах,и они в отличном состоянии.Нормальные люди у кого это осталось ,достают и любуются.У меня висят на стене фотографии ,снимал на Памире ,в отличном состоянии,чего не скажешь о прошлогодних снимках которые сделаны были в прошлом году на принтере.Выгорели.Мало того повсеместно исчезла из продажи плёнка,не буду же я летать за ней в Москву ,без штанов останешься.Проявить нигде нельзя.Проявочные машины исчезают,Вот вам прогресс ,все ходят с палками для селфи и смартфонами А дальше принтер и посюсюкали ,посмотрели и забыли.Приходит однажды время,а оно приходит обязательно Смартфон оказывается раздавил,носитель потерял,карточки выгорели И всё никакой истории.Надо садится и придумывать новые легенды про свою жизнь. А показать нечего.Вот вам историческая память Мало того в России сразу перестали ,повторяю сразу перестали заниматься ремонтом плёночных аппаратов.В штатах можно отремонтировать серьёзные аппараты у нас нет.Кроме того уважающие ,серьёзные мастера на западе продолжают снимать на плёнку У нас же все с выпученными глазами бегают и снимают этими смартфонамиВедь как не крути ,какие хвалебные статьи не пиши ,а качества плёнки ,цифра не достигла. А старики и сейчас всё предлагают купить увеличитель и все причандалы. Текст скрыт развернуть
4
Евгений Титаев
Евгений Титаев 30 ноября 17, в 08:46 Всё это многажды пройдено. Проявители были метиловые, метилгидрохиноновые и фенидонгидрохиноновые. Был ещё фиксирующие проявители, но они давали вуаль. Я ими не пользовался. Выпускали готовые пакеты с химикатами чаще всего на Западной Украине. Помнится, отец ездил в Трускавец и привёз мне кучу этого добра. Фиксаж был нейтральный и кислый. Последний - лучше. При проявки одной порции хватало на 3 плёнки. Кроме красного при печати некоторые профи использовали зелёный. Так меньше уставали глаза. Что же касается цветной печати, то тут были популярны разные венгерские наборы - фортеколор, триколор и пр. Соответственно - и число ванночек. При печати фото применялись разные приёмы. Например, если перед объективом растянуть кусок капронового чулка и подвигать им вверх-вниз, то изображение приобретало приятный мягкий рисунок. Текст скрыт развернуть
1
Игорь Самохин
Игорь Самохин 30 ноября 17, в 09:38 Прямо в ностальгия "туркнуло"! ;) Из всего перечисленного остался только "Зенит-19".Начинал в школе,заработал на каникулах,после 9-го класса и купил "Смену-8М"Потом "Зенит-ТТЛ".Первый фотоувеличитель был "УПА"-портативный,потом "Крокус":) Текст скрыт развернуть
2
Михаил Евгеньевич
Михаил Евгеньевич 30 ноября 17, в 14:29 классно было завесишь окно в ванной и до ночи печатаешь после глянцуешь интересно было Текст скрыт развернуть
2
Макс
Макс 2 декабря 17, в 09:08 Да ребятки! Было время! И как увлекались! Процесс творческий! И головой и руками надо работать! Тоже все сохранилось. Иногда использую - но уже для моделей или другого специфического. Иногда когда нужно сделать фото под "старое" правда с материалами и расходкой теперь сложно!!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6

Последние комментарии

Семен Демин
А здесь о балете, который метод. А балет Большого всем балетам балет.
Семен Демин И снова о балете
Виталий Кирпиченко
Alexandr Shihov
Μαϊα Μ
Μαϊα Μ
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Μαϊα Μ
Александр Вайтынен
Александр Вайтынен
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Алексей Плескач
Μαϊα Μ
Светлана Митленко
Алексей Плескач
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Μαϊα Μ
Жанна Чёшева (Баранова)
Анатоль Костров
Жанна Чёшева (Баранова)
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Видимо и правда мешал, раз охотились!
Светлана Митленко Погиб в Сирии генерал лейтенант Валерий Асапов. 2017
Светлана Митленко
Анатолий Федорякин
А. Кудасов
Василий Дьяконов
Вера Зимина
Вера Зимина
Вера Зимина
Вера Зимина
Укропиа Подпиндосна
Юрий Гаврилов
Ещё раз спасибо.вы делаете доброе дело.
Юрий Гаврилов Несколько рассказов о Сталине 3
лебедева надежда
С юмором у автора полный порядок...
лебедева надежда Проблема в русских
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Alisher Validjanov
hernya, dobity
Alisher Validjanov ТЕЛЕГРАМ-ШОУ: БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ ИЛИ РЕПУТАЦИЕЙ?
Анатолий Левитов
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Анатоль Костров
slalala Станислав
Светлана Митленко
Светлана Митленко
А где тут хоть заикнулись о Большом театре? Тут картины художника!
Светлана Митленко И снова о балете
Светлана Митленко
Не пропустите еще темы. Правда не все и не сразу!
Светлана Митленко Несколько рассказов о Сталине 3