Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

История такси в России - от «ванек» до «бомбил»

развернуть

Все наверняка слышали песню «Зеленоглазое такси» и думали, почему же оно «зеленоглазое»? С конца 1940-х и до 1980-х годов советские таксисты использовали специальный зелёный маячок, означавший, что они свободны.

Об истории частного извоза и такси в России, о «ваньках» и «утюгах» читайте в этом материале.

Первые упоминания об экипажах в России, в которых взимали плату за проезд, относятся ещё к XVII веку. В общем-то до появления конок, трамваев и автобусов это был единственный вариант общественного транспорта в крупных городах. Извозчики (не путать с ямщиками, те занимались междугородними перевозками) в городах делились на несколько категорий:

«Ваньками» назывались экипажи эконом-класса, проезд на них стоил от 30 копеек. Как правило, «ванькой» был бывший крестьянин, подавшийся в город на заработки, с тощей лошадкой и убитой повозкой. «Лихачи» были уже элитой, опытными извозчиками с сытыми породистыми лошадьми и удобными колясками. Обычно они кучковались в местах скопления богатой клиентуры — у ресторанов, гостиниц, публичных домов. Счёт за поездку уже стоил около трёх рублей. Существовали также «голубчики» — профессионалы в форменной одежде на городской службе. Их тариф был уже чем-то средним между ванькой и лихачом — где-то около одного рубля. Ещё были «ломовые» — грузовые извозчики на специальных тяговых лошадях-тяжеловесах.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Каждый извозчик, частный или городской, имел порядковый номер в виде медной бляхи. Существовали извозчичьи биржи, располагавшиеся в людных местах и около вокзалов.

А вот тарифов на поездку не существовало, каждый извозчик назначал такую цену за поездку, которая приходила к нему на ум. Это вызывало много недовольства, ибо далеко не все любили торговаться. Однако в конце XIX века изобретают таксометр — прибор для автоматического расчёта стоимости поездки. Но массово его начнут применять уже с появлением автомобилей.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Первые автомобили с таксометром появились в Санкт-Петербурге в 1906 году. Эстафету подхватили другие города страны — сначала Минск, а затем в 1907 году Москва и Гельсингфорс (Хельсинки). В 1909 году было открыто акционерное общество «Санкт-Петербургский таксомотор», основанное предпринимателем и представителем марки Ford Самуилом Фриде. В Москве в этом же году тоже открылось таксомоторное предприятие — «Товарищество Автомобильного Передвижения» (ТАП). В 1911 году был разработан свод правил для таксистов, состоящий из 15 параграфов. К 1913 году в Санкт-Петербурге и Москве трудилось уже свыше 600 экипажей.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Парк дореволюционного такси полностью состоял из иномарок FIAT, Berliet, NAG, Ford, Darracq, Benz и других. Поездки на «самобеглых колясках» пользовались высоким спросом, поскольку производили куда более сильный эффект на окружающих, нежели гужевые повозки, а также работали чётко по таксометру, в отличие от различных «ванек» и «лихачей».История такси в России - от «ванек» до «бомбил»После революции 1917 года все автомобили были национализированы, а таксомоторные предприятия закрыты. Только во времена НЭПа стали вновь появляться частные таксисты, а в 1925 году уже и Моссовет закупает первую партию автомобилей FIAT и Renault.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»«Рено», прозванные в народе «утюгами» или «браунингами», оказались весьма надёжными автомобилями, продержавшись в московских таксопарках, а затем и в провинциальных аж до 1935 года. В 1930 году таксопарки пополнили автомобили Ford-A московской сборки, а в 1932 году заработал завод ГАЗ, положивший начало массовой автомобилизации страны. С этого момента гужевой транспорт стал стремительно угасать, и к 1939 году в Москве уже только 57 человек называли себя извозчиками.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В 1931 году был организован трест «Мосавтотранс», в который вошли два автобусных парка, авторемонтный завод и два существовавших на тот момент таксопарка. Так было положено начало централизованному управлению таксопарками, продлившемуся до самого развала СССР.

В 1934 году в Москве заработала первая диспетчерская служба, состоящая из трёх человек. Такси теперь можно было заказать по телефону в любой конец города. Стоила такая услуга два рубля.

Несмотря на то, что до конца 1934 года в столице, например, было открыто уже четыре таксопарка, спрос на услугу частных пассажирских перевозок значительно превышал предложение. ГАЗ-А, единственная отечественная легковушка на тот момент, вначале распределялась в силовые ведомства и госаппарат, а таксопарки комплектовались по остаточному принципу. Ситуация изменилась в лучшую сторону в 1936 году с выпуском ГАЗ-М1 — «эмки». С этого момента советское такси потихоньку становилось массовым.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В конце 30-х годов помимо «эмок» в таксопарки также начали поступать представительские ЗиС-101 и, чуть позже, ЗиС-110. Это были не только такси, а еще и первые предки современных «газелей» и «пазиков» — они работали ещё и в качестве «маршруток». Такой автомобиль вмещал порядка 6–7 пассажиров. Маршруты связывали вокзалы и аэропорты, существовали и междугородние направления, например Москва–Ногинск. Стоимость поездки была фиксированной, а не по таксометру, и зависела от тарифа на заданном маршруте.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Отечественной промышленностью в 30-е годы предпринималось несколько попыток создать специализированный автомобиль такси. К примеру, завод «Аремкуз» в 1935 году мелкосерийно изготавливал полностью закрытые кузова для ГАЗ-А, что повышало комфортность и безопасность поездки на автомобиле. На том же ГАЗе в единственном экземпляре построили специальную версию «эмки», отличавшуюся от стандартной расположением запасного колеса (сбоку, а не сзади). Вместо запаски сзади были установлены крепления для багажа, также отсутствовало пассажирское сиденье спереди. На переднем скате крыши посередине красовался плафон «такси» (впоследствии такой плафон использовали в таксопарках и на обычных «эмках»).История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»С началом Великой Отечественной войны все таксопарки страны приостанавливают свою работу, большинство машин отправляется на фронт, на бывших такси возят офицерский и генеральский состав. Какое-то количество полуживых «эмок» оставляют и используют в качестве инкассаторских машин, а представительские ЗиСы, которые невозможно использовать в условиях плохих дорог, консервируют.

После войны именно снятые с консервации лимузины первыми выходят на работу. Кроме того, на базе полуторок ГАЗ-АА появляются так называемые грузопассажирские такси, представляющие собой обычные грузовики, в кузове которых вдоль борта располагаются скамьи для сиденья.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В 1948 году на службу в таксопарки выходит ГАЗ-М20 «Победа». Именно на этих автомобилях впервые появляются известные нам всем «шашечки» по бортам, а также зелёный огонёк, сигнализирующий о том, что такси в данный момент свободно. От базовой версии, помимо «шашечек» и огонька, эти машины отличал ещё двухцветный окрас (до середины 50-х это тёмно-серый цвет сверху и светло-серый снизу — серая краска была дешевле в производстве), а также присутствие счётчика-таксометра. В южных регионах СССР и в Прибалтике использовались также версии с кузовом «кабриолет» — для желающих прокатиться с ветерком.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В среде «маршруток» лимузины ЗИС-101 и ЗИС-110 стал постепенно вытеснять появившийся в 1951 году ГАЗ-12 ЗиМ. Его эксплуатация обходилась дешевле, поскольку это был промежуточный по классу между ЗиСом и «Победой» автомобиль. Поэтому он чаще предшественника использовался ещё и в качестве обычного такси. Много ЗиМов появилось в конце 50-х, когда в период «оттепели» было сокращено количество персональных автомобилей для чиновников. Министерский подвижной состав передавали в таксопарки.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В 1956 году в таксопарках появляется новый «Москвич-402». Вообще в течение всего советского периода было несколько попыток наладить в такси работу «Москвичей». Эти машины считались эконом-классом, тариф за поездку был дешевле, чем в «Победах» и последующих за ними «Волгах». Однако эти автомобили оказывались куда менее надёжными, и, в конечном счете, стоимость их содержания примерно равнялась стоимости содержания той же «Волги».

В результате «Москвич» не нравился ни водителям (за тесноту и малую вместимость), ни начальникам таксопарков (за стоимость обслуживания). Поэтому 402-я модель и последующие потом 408–412, 2140 и 2141 так толком и не прижились в такси, хотя и их было немало. Автомобили Волжского автозавода в советское время в качестве такси не рассматривались вовсе.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Новое обновление основного состава такси происходит с 1957 года с выпуска ГАЗ-21 «Волга». Автомобиль отличался от базового отсутствием прикуривателя, антенны и радиоприёмника (его заменил таксометр). Знаменитого «оленя» на капоте в модификациях такси также не было. Отделка салона для простоты очистки выполнялась из кожзаменителя. Также присутствовал всё тот же зелёный огонёк в правом верхнем углу под лобовым стеклом, а вот «шашечки» видоизменились и стали наноситься не на весь бок, а только на передние двери, разделяясь посередине большой буквой «Т».

Позднее, с 1963 года, в машинах для такси было установлено раздельное переднее сиденье, которое с пассажирской стороны могло складываться в ровную площадку. На задней двери также отсутствовал для безопасности крючок открывания двери.

Расцветка на первых машинах была чёрного цвета, позднее «Волги» начали раскрашивать в разные цвета, преимущественно светлых тонов. Некоторые поздние автомобили были двухцветного окраса, — например, так называемые «красные шапочки». Они, кстати, окрашивались в такие цвета после капремонта, поэтому таксисты подобные «нарядные» автомобили не очень жаловали, поскольку отремонтированный автомобиль служил довольно быстро и «убивался».История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»ГАЗ-21 в версиях такси, наряду с базовой моделью, активно поставлялась на экспорт. К примеру, в Норвегии в 1958 году каждый четвертый таксомотор был «Волгой». «Засветилась» эта машина и во многих знаменитых советских фильмах — «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» и других.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»ЗиМы в начале 60-х заменил латвийский микроавтобус РАФ-977, приблизив маршрутные такси к современному формату. «Рафик» базировался на агрегатах «Волги», что удешевляло стоимость его эксплуатации в разы. Кроме того, он вмещал до 10 пассажиров. Стоимость поездки на такой «маршрутке» была уже намного дешевле, нежели в предшествующих легковых лимузинах.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»«Волга» первого поколения проработала в таксопарках до 1975 года, с 1970-го её уже замещали автомобилями ГАЗ-24. Новому поколению горьковских седанов в версиях такси добавили радиоприёмник, а штатный двигатель, работавший на дефицитном высокооктановом топливе АИ-93, дефорсировали для работы на более дешёвом бензине А-76. С 1973 года в таксопарках также работали и универсалы ГАЗ-24–04. С 1971 года и по 1979 год все «двадцать-четвёрки» красили в единый салатовый цвет.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»В преддверии московской Олимпиады-80 такси в СССР подтянули к международным стандартам — единый цвет стал ярко-лимонным (хотя этой краски не хватало и часть машин красили в обычные заводские цвета, например бежевый). Также с бортов исчезают «шашечки», а знаменитый зелёный огонёк постепенно заменяется более привычным современному пассажиру оранжевым плафоном на крыше.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Маршрутные РАФ-977 с 1976 года заменили РАФ-2203, машины этой модели с некоторыми последующими модификациями проработали до самого развала СССР.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Появившаяся в 1981 году, уже в период стагнации советской экономики новая «Волга» ГАЗ-3102 так и не стала массовой. Инновационный в проекте автомобиль в результате череды испытаний, согласований и упрощений с болью вставал на конвейер. Кроме того, чиновники не очень хотели видеть новую «Волгу» в качестве машины для такси. В результате на ГАЗе смогли наладить мелкосерийное производство этой модели, в количестве около трёх тысяч за год, и почти все они уходили в госаппарат. Какое-то количество всё же попало в таксопарки, но такие автомобили считались большой редкостью.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Используя наработки новой модели, в Горьком всё же «выкрутились», выпустив в 1985 году модель 24–10. Технически она многие детали заимствовала у 3102, при этом снаружи выглядела, как слегка модернизированная старая «Волга» ГАЗ-24. Она и стала последним крупным обновлением советских таксопарков.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»После развала СССР большинство государственных таксопарков прекратило своё существование. Те, что остались, трансформировались в частные службы такси. Но в основном с конца 80-х и до 2000-х годов основную массу перевозчиков составляли частники — «бомбилы». Для многих это был основной заработок в нелёгкое для страны время. Таксистом мог стать любой человек, имевший личный автомобиль, причём в любом техническом состоянии.

Из каких-то ярких моделей эпохи 90-х можно выделить разве что появившуюся в 1994 году «Газель», вызвавшую настоящий бум маршрутных перевозок. Настолько большой, что во многих, особенно провинциальных городах «маршрутки» впоследствии практически искоренили обычный общественный транспорт.История такси в России - от «ванек» до «бомбил»История такси в России - от «ванек» до «бомбил»Со временем «частники» трансформировались в коммерческие таксопарки и диспетчерские службы. Автомобили теперь представлены на любой вкус и кошелёк, от бюджетных до экзотической электрической «Теслы». Таксометр, как прибор, ушёл в прошлое, из-за пробок стоимость определяется по времени поездки.


Источник →

Опубликовано 16.10.2018 в 19:40
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений Титаев
Евгений Титаев 17 октября, в 19:21 У нас, в Казахстане, счётчики сохранились. Это, конечно, не прежние таксометры, а электроника. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1

Последние комментарии

PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Виталий Подупейко
Nina Roytvarf (Чёрная)
Александр Миско
Александр Миско
PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
Nina Roytvarf (Чёрная)
Александр Липенко
Жанна Чёшева (Баранова)
Рина Семенова
Как актуальны эти слова гимна сейчас!
Рина Семенова Как автор музыки советского гимна побывал в СССР
GALAKTOZ Шелест
Жанна Чёшева (Баранова)
GALAKTOZ Шелест
GALAKTOZ Шелест
Жанна Чёшева (Баранова)
maslovrnd Маслов Александр Иванович
Nina Roytvarf (Чёрная)
Nana Абраменко
Евгений Титаев
Анатоль Костров
Александр Липенко
Анатолий Левитов
Ольга
Ольга Манакова
Советского Союза...
Ольга Манакова Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране Героя
Жанна Чёшева (Баранова)
)))))
Жанна Чёшева (Баранова) Казимир Малевич и Владимир Маяковский - создатели патриотического лубка
Жанна Чёшева (Баранова)
Спасибо)))
Жанна Чёшева (Баранова) Сталин уничтожил 40 тысяч командиров РККА. «Закон о пяти колосках»
Жанна Чёшева (Баранова)
Валерий Костин
А. Кудасов
А не Солженицина.
А. Кудасов Как автор музыки советского гимна побывал в СССР
Виталий Кирпиченко
Валерий Костин
Виктор Шутт
Красиво сказано !!!!!! ))))))
Виктор Шутт Сталин уничтожил 40 тысяч командиров РККА. «Закон о пяти колосках»
Ирина Черных
Михаил Воробьев
Валерий Костин
Михаил Воробьев
Сергей Кожемяко
Тимур Бикметов
Михаил Рынденков
знахарь ведунов
Владислав Владислав
Ольга
Андрей Бабенко
Лаврентий Палыч Берия
Игорь Василевский