Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Максим. Главный кинобольшевик 1930-х

развернуть

1930-е годы стали первым десятилетием звукового кино в СССР. В 1931 году вышел первый советский фильм со звуком «Путёвка в жизнь»

. К середине 1930-х годов вышло несколько хитов и сформировалась эстетика советского звукового кино. Как и произведения других видов искусства того времени, большинство фильмов отличала предельная идеологизорованность. Были распространены героические киноистории, основанные на биографиях революционных знаменитостей, и экранизации нарождающейся советской литературы. Первым же вымышленным специально для киносценария главным героем-большевиком стал Максим, о котором последовательно вышли три фильма – «Юность Максима» в 1934 году, «Возвращение Максима» в 1937 году и «Выборгская сторона» в 1938 году (по другим данным – в 1939).

Трилогию о Максиме снял режиссёрский дуэт Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Козинцев и Трауберг были основателями творческого объединения ФЭКС (Фабрика эксцентричного актёра), влиятельной институции 1920 годов. В рамках ФЭКСа появилась мастерская театрального и киноискусства, где проводились учебные занятия. К ФЭКСу имели отношения такие фигуры, как Сергей Герасимов, снявший впоследствии «Тихий Дон», и возлюбленный дочки Сталина Светланы Алиллуевой, будущий ведущий «Кинопанорамы» Алексей Кеплер. Козинцеву и Траубергу был свойственен экспериментальный подход – они смешивали жанры, но предпочитали приёмы эксцентричных комедий. Их можно было назвать последователями знаменитого театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда, только Козинцев и Трауберг адаптировали методики Мейерхольда в кино. К середине 1930-х за плечами режиссёров, предпочитающих работать в дуэте, было несколько крепко сбитых, но не хитовых работ.

Максим, персонаж без фамилии, был своего рода усреднённым большевиком. Максим изначально должен был быть выходцем из еврейского местечка, «белой вороной в рабочей слободке».

Вот что писала киновед Н.М. Зоркая:

В первом варианте сценария, фрагментами опубликованного в журнале «Советское кино», это очкастый, чуть комичный, тихий рабочий. Грамотный, книжник, непьющий, белая ворона в рабочей слободке. Он живет своей замкнутой жизнью в стороне от событий до тех пор, пока сама эпоха не вталкивает его в революционную борьбу. Человек преображается. Он пропагандист, агитатор, курьер нарождающейся революции. Тюрьма. Сибирь.

Есть версия, что в роли Максима исполнителем главной роли был утверждён артист театра В.С. Мейрхольда Эраст Гарин. Однако прям по ходу съёмок были внесены изменения. Один из актёров массовки, Борис Чирков, приглянулся режиссёрам, и они перетасовали сюжет. Максим теперь стал озорным заводским парнем с доброй улыбкой, этакий «Иванушка-дурачок». Борис Чирков создал столь яркий образ, что впоследствии он будет рассказывать, как получал письма от поклонников с просьбой рассказать, где живёт Максим:

После того как на экраны была выпущена картина «Возвращение Максима», я получал много писем от зрителей, в которых они спрашивают: «Товарищ Чирков, не сочтите за труд ответить, где живёт сейчас Максим, и где он работает»?

Борис Чирков в роли Максима Борис Чирков в роли Максима

Первый фильм 1934 года «Юность Максима» повествует о рабочем пареньке 1910 года, которого обстоятельства вынуждают стать революционером, и в итоге он попадает на каторгу. История далеко не самая жизнеутверждающая, но рассказана в весёлой манере. Именно легкая стилистика обеспечила фильму колоссальный успех.

Фильм сочетал черты разных жанров. В том числе музыкального кино. Композитором фильма был Дмитрий Шостакович. Именно «Юность Максима» обессмертила народную песню «Крутится, вертится шар голубой».

Смотрите фильм.

От второго фильма, «Возвращения Максима», не оторваться и сейчас. Настолько он ладно сделан. Действия разворачиваются накануне Первой мировой войны. Ходят слухи о крупном военном заказе, который вот-вот будет размещён на одном из заводов. Сознательный пролетариат во главе с вернувшемся из каторги заматеревшим Максимом пытается всеми правдами и неправдами разузнать подробности. Максим показан уже как спецагент. Он многое умеет — к примеру, играть в бильярд. Максим обыгрывает заядлого бильярдиста, а по совместительству конторщика, ведавшего военным заказом. Изрядно выпив, конторщик рассказывает про заказ. Завершается фильм баррикадами и вооружённым противостоянием рабочих и жандармов. Эта сцена вписывается в большевистскую концепцию «нарастания революционной ситуации» накануне Первой мировой войны.

Как и в «Юности Максима», в фильме звучат запоминающиеся песни.

«Возвращение Максима» полностью:

Завершающий фильм трилогии «Выборгская сторона», пожалуй, не столь удачен, как предыдущие фильмы. На этот раз Максим уже у власти – он комиссар только пришедших к власти большевиков. Партия поручает своему ответственному работнику Государственный банк. Задача Максима заставить бывших царских банковских чиновников передать документы новой власти и выстроить работу банковской сферы. Разумеется, Максим не смыслит в финансах, а финансисты смеются над своим новым начальником и ставят палки в колёса. Но Максим всех побеждает.

Ценен фильм историческим фоном. Продемонстрировано заседание Учредительного собрания (чуть ли ни единственный случай в советском кино). На открытие Учредительного собрания запланировано покушение на Ленина. Но Максим в свободное от банковских дел раскрывает заговорщиков и спасает вождя. Завершается фильм нелогично, но эффектно: глава советских финансов отправляется на фронт.

«Выборгская сторона»

Судьба героя не ограничивается трилогией Козинцева и Тауберга. Максим фигурирует как эпизодический, но важный персонаж в «Великом гражданине», фильме, посвящённом борьбе с оппозицией внутри ВКП(б) уже в 1920 – 1930-е. Максим - непоколебимый авторитет. А в начале Великой Отечественной войны Максим задействован в первом «Боевом киносборнике», вышедшем 2 августа 1941 года. В «Киносборнике» экранный герой материализуется и в буквальном смысле сходит с экрана.


Источник →

Ключевые слова: Бильярд, советское кино
Опубликовано 25.05.2018 в 18:50
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Митленко
Светлана Митленко 26 мая, в 02:20 А сейчас  это еще и исторический, пусть и в художественном варианте, документ!  Одежда, быт, отношения людские, обстановка, строения - все это и есть история!
Текст скрыт развернуть
5
Дружеское приглашение Рысин
Дружеское приглашение Рысин 26 мая, в 05:15 Фильмы про Максима-очень злободневные фильмы. В своё время мне тоже пришлось побывать в "Матросской тишине" в октябре 1993 года, только лишь за одну фразу, что паны дерутся, а у холопов чубы трещат.  И мне как инженеру и учёному раньше тоже казалось, что людям только стоит логически доказать, что грабить бесполезно. и что расплата всё равно будет. Но оказалось, что не все люди хотят логически мыслить вопреки своим корыстным интересам. Вот поэтому и нужно сделать принуждение для таких людей, чтобы они не мешали развиваться всем остальным. Так что революция-это закономерный итог тупости буржуазии, то есть воров. Текст скрыт развернуть
4
Макс
Макс 26 мая, в 08:05 Образ героя не ВЫМЫШЛЕННЫЙ, а ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ! Вымышленный это Бэтман и прочие с ним! Он парень - которого можно узнать на родной или соседней улице. Он человек своего времени, своего мира и восприятия. Было время, были герои - парни и девчонки со своего или соседнего двора или класса. Не надо ковыряться в них с точки зрения недоученных психотерапевтов. Их надо воспринимать как персонажей их эпохи, знать и относиться как к определенному прошлому своей страны. И должен сказать, что пусть присутствовал идеологический спектр, но сейчас лучше? Все шоу и сериалы как под копирку, да еще с постоянной пошлятиной? Так что решайте сами, что вам ближе. Но не ищите виновных в своих проблемах в будущем. У каждого есть право выбора, право любить иле наоборот. Текст скрыт развернуть
6
Татьяна Григорьева
Татьяна Григорьева Макс 26 мая, в 18:28 Полностью  согласна. Текст скрыт развернуть
1
sergey Гончаров
sergey Гончаров 26 мая, в 11:58 Настоящее кино,не то что сейчас в эфире! Текст скрыт развернуть
5
Вера Зимина
Вера Зимина 26 мая, в 13:27 Вот спасибо-то! Очень люблю эту трилогию! Текст скрыт развернуть
4
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6

Последние комментарии

Валерий Махатков
Евгений Титаев
Бывал там.  Город, у которого есть своё лицо.
Евгений Титаев Русская утопия - «город-сад Барнаул»
Евгений Титаев
Светлана Митленко
Об этом и разговор. Сегодня будет продолжение!
Светлана Митленко Что делали американцы в Сибире 1918 - 1920?, ч.1
Владислав Маевский
скептик
Вадим Поторочин
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Виталий Подупейко
Василий Ильин
Елена Красилова
Спасибо. Отличная тема .
Елена Красилова В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР-ЧАСТЬ 3!!!
Алексей Плескач
aleks weret
лучше в дерьме
aleks weret Наркодиллер Горбачев, ставропольское дело и какой-то десяток высокопоставленных трупов
aleks weret
aleks weret
vkasincev Касинцев
Лариса Голден
Евгений Титаев
Они и сейчас не против повторить.
Евгений Титаев Что делали американцы в Сибире 1918 - 1920?, ч.1
Василий Отмахов
Тамара Фролова
Тамара Фролова
Иван Иваныч
Светлана22
Скорбим!
Светлана22 #КерчьМыСТобой
Василий Отмахов
Tatyana Gridchina
В этом МИРЕ!!!
Tatyana Gridchina #КерчьМыСТобой
Tatyana Gridchina
Светлана22
Анатолий ..@
Елена Устюжанинова (Можаровская)
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Не смотрю. Блестящий пустышка.
Евгений Титаев Шоу «Вечерний Ургант» - Технология рекламы грязи
Евгений Титаев
Евгений Титаев
Μαϊα Μ
Комментарий скрыт
Μαϊα Μ Эльдар Рязанов. Исповедь в стихах
Renh
maslovrnd Маслов Александр Иванович
Μαϊα Μ
Людмила Редько
Предпочитаю не тратить свою жизнь на всякое д....о
Людмила Редько Шоу «Вечерний Ургант» - Технология рекламы грязи
Михаил Абросимов
Валерий Махатков
Николай Родионов
jursem@mail.ru Пенхасов Ю.С.
jursem@mail.ru Пенхасов Ю.С.
абрам вербин
И что?
абрам вербин Зачем Кремль сменил половину российских губернаторов
абрам вербин
Жанна Чёшева (Баранова)
Людмила Редько
Тамара Фролова
Владимир Рубцов
Татьяна Васильева