Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Максим. Главный кинобольшевик 1930-х

развернуть

1930-е годы стали первым десятилетием звукового кино в СССР. В 1931 году вышел первый советский фильм со звуком «Путёвка в жизнь»

. К середине 1930-х годов вышло несколько хитов и сформировалась эстетика советского звукового кино. Как и произведения других видов искусства того времени, большинство фильмов отличала предельная идеологизорованность. Были распространены героические киноистории, основанные на биографиях революционных знаменитостей, и экранизации нарождающейся советской литературы. Первым же вымышленным специально для киносценария главным героем-большевиком стал Максим, о котором последовательно вышли три фильма – «Юность Максима» в 1934 году, «Возвращение Максима» в 1937 году и «Выборгская сторона» в 1938 году (по другим данным – в 1939).

Трилогию о Максиме снял режиссёрский дуэт Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Козинцев и Трауберг были основателями творческого объединения ФЭКС (Фабрика эксцентричного актёра), влиятельной институции 1920 годов. В рамках ФЭКСа появилась мастерская театрального и киноискусства, где проводились учебные занятия. К ФЭКСу имели отношения такие фигуры, как Сергей Герасимов, снявший впоследствии «Тихий Дон», и возлюбленный дочки Сталина Светланы Алиллуевой, будущий ведущий «Кинопанорамы» Алексей Кеплер. Козинцеву и Траубергу был свойственен экспериментальный подход – они смешивали жанры, но предпочитали приёмы эксцентричных комедий. Их можно было назвать последователями знаменитого театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда, только Козинцев и Трауберг адаптировали методики Мейерхольда в кино. К середине 1930-х за плечами режиссёров, предпочитающих работать в дуэте, было несколько крепко сбитых, но не хитовых работ.

Максим, персонаж без фамилии, был своего рода усреднённым большевиком. Максим изначально должен был быть выходцем из еврейского местечка, «белой вороной в рабочей слободке».

Вот что писала киновед Н.М. Зоркая:

В первом варианте сценария, фрагментами опубликованного в журнале «Советское кино», это очкастый, чуть комичный, тихий рабочий. Грамотный, книжник, непьющий, белая ворона в рабочей слободке. Он живет своей замкнутой жизнью в стороне от событий до тех пор, пока сама эпоха не вталкивает его в революционную борьбу. Человек преображается. Он пропагандист, агитатор, курьер нарождающейся революции. Тюрьма. Сибирь.

Есть версия, что в роли Максима исполнителем главной роли был утверждён артист театра В.С. Мейрхольда Эраст Гарин. Однако прям по ходу съёмок были внесены изменения. Один из актёров массовки, Борис Чирков, приглянулся режиссёрам, и они перетасовали сюжет. Максим теперь стал озорным заводским парнем с доброй улыбкой, этакий «Иванушка-дурачок». Борис Чирков создал столь яркий образ, что впоследствии он будет рассказывать, как получал письма от поклонников с просьбой рассказать, где живёт Максим:

После того как на экраны была выпущена картина «Возвращение Максима», я получал много писем от зрителей, в которых они спрашивают: «Товарищ Чирков, не сочтите за труд ответить, где живёт сейчас Максим, и где он работает»?

Борис Чирков в роли Максима Борис Чирков в роли Максима

Первый фильм 1934 года «Юность Максима» повествует о рабочем пареньке 1910 года, которого обстоятельства вынуждают стать революционером, и в итоге он попадает на каторгу. История далеко не самая жизнеутверждающая, но рассказана в весёлой манере. Именно легкая стилистика обеспечила фильму колоссальный успех.

Фильм сочетал черты разных жанров. В том числе музыкального кино. Композитором фильма был Дмитрий Шостакович. Именно «Юность Максима» обессмертила народную песню «Крутится, вертится шар голубой».

Смотрите фильм.

От второго фильма, «Возвращения Максима», не оторваться и сейчас. Настолько он ладно сделан. Действия разворачиваются накануне Первой мировой войны. Ходят слухи о крупном военном заказе, который вот-вот будет размещён на одном из заводов. Сознательный пролетариат во главе с вернувшемся из каторги заматеревшим Максимом пытается всеми правдами и неправдами разузнать подробности. Максим показан уже как спецагент. Он многое умеет — к примеру, играть в бильярд. Максим обыгрывает заядлого бильярдиста, а по совместительству конторщика, ведавшего военным заказом. Изрядно выпив, конторщик рассказывает про заказ. Завершается фильм баррикадами и вооружённым противостоянием рабочих и жандармов. Эта сцена вписывается в большевистскую концепцию «нарастания революционной ситуации» накануне Первой мировой войны.

Как и в «Юности Максима», в фильме звучат запоминающиеся песни.

«Возвращение Максима» полностью:

Завершающий фильм трилогии «Выборгская сторона», пожалуй, не столь удачен, как предыдущие фильмы. На этот раз Максим уже у власти – он комиссар только пришедших к власти большевиков. Партия поручает своему ответственному работнику Государственный банк. Задача Максима заставить бывших царских банковских чиновников передать документы новой власти и выстроить работу банковской сферы. Разумеется, Максим не смыслит в финансах, а финансисты смеются над своим новым начальником и ставят палки в колёса. Но Максим всех побеждает.

Ценен фильм историческим фоном. Продемонстрировано заседание Учредительного собрания (чуть ли ни единственный случай в советском кино). На открытие Учредительного собрания запланировано покушение на Ленина. Но Максим в свободное от банковских дел раскрывает заговорщиков и спасает вождя. Завершается фильм нелогично, но эффектно: глава советских финансов отправляется на фронт.

«Выборгская сторона»

Судьба героя не ограничивается трилогией Козинцева и Тауберга. Максим фигурирует как эпизодический, но важный персонаж в «Великом гражданине», фильме, посвящённом борьбе с оппозицией внутри ВКП(б) уже в 1920 – 1930-е. Максим - непоколебимый авторитет. А в начале Великой Отечественной войны Максим задействован в первом «Боевом киносборнике», вышедшем 2 августа 1941 года. В «Киносборнике» экранный герой материализуется и в буквальном смысле сходит с экрана.


Источник →

Ключевые слова: Бильярд, советское кино
Опубликовано 25.05.2018 в 18:50

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Митленко
Светлана Митленко 26 мая, в 02:20 А сейчас  это еще и исторический, пусть и в художественном варианте, документ!  Одежда, быт, отношения людские, обстановка, строения - все это и есть история!
Текст скрыт развернуть
5
Дружеское приглашение Рысин
Дружеское приглашение Рысин 26 мая, в 05:15 Фильмы про Максима-очень злободневные фильмы. В своё время мне тоже пришлось побывать в "Матросской тишине" в октябре 1993 года, только лишь за одну фразу, что паны дерутся, а у холопов чубы трещат.  И мне как инженеру и учёному раньше тоже казалось, что людям только стоит логически доказать, что грабить бесполезно. и что расплата всё равно будет. Но оказалось, что не все люди хотят логически мыслить вопреки своим корыстным интересам. Вот поэтому и нужно сделать принуждение для таких людей, чтобы они не мешали развиваться всем остальным. Так что революция-это закономерный итог тупости буржуазии, то есть воров. Текст скрыт развернуть
4
Макс
Макс 26 мая, в 08:05 Образ героя не ВЫМЫШЛЕННЫЙ, а ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ! Вымышленный это Бэтман и прочие с ним! Он парень - которого можно узнать на родной или соседней улице. Он человек своего времени, своего мира и восприятия. Было время, были герои - парни и девчонки со своего или соседнего двора или класса. Не надо ковыряться в них с точки зрения недоученных психотерапевтов. Их надо воспринимать как персонажей их эпохи, знать и относиться как к определенному прошлому своей страны. И должен сказать, что пусть присутствовал идеологический спектр, но сейчас лучше? Все шоу и сериалы как под копирку, да еще с постоянной пошлятиной? Так что решайте сами, что вам ближе. Но не ищите виновных в своих проблемах в будущем. У каждого есть право выбора, право любить иле наоборот. Текст скрыт развернуть
6
Татьяна Григорьева
Татьяна Григорьева Макс 26 мая, в 18:28 Полностью  согласна. Текст скрыт развернуть
1
sergey Гончаров
sergey Гончаров 26 мая, в 11:58 Настоящее кино,не то что сейчас в эфире! Текст скрыт развернуть
5
Вера Зимина
Вера Зимина 26 мая, в 13:27 Вот спасибо-то! Очень люблю эту трилогию! Текст скрыт развернуть
4
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6

Последние комментарии

Евгений Титаев
Старое доброе времечко.
Евгений Титаев Луганск-Ворошиловград в начале 1970-х
Ирина Оболенская
+1000 !
Ирина Оболенская Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Ирина Оболенская
.....согласна....)))
Ирина Оболенская Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
валерии темников
sergey Гончаров
sergey Гончаров
gribovskaya_vikt грибовская
Светлана Митленко
sergey Гончаров
Светлана Митленко
sergey Гончаров
Там неплохо,но это не значит что "хозяин" хороший!
sergey Гончаров Новый суперпарк Братеевская пойма в Москве
Светлана Митленко
sergey Гончаров
Лаврентий Палыч Берия
sergey Гончаров
sergey Гончаров
Олег Хоруженко
Вадим Лебедев
Viktor Konoplev
Олег Хоруженко
Viktor Konoplev
Олег Хоруженко
Viktor Konoplev
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев
абрам вербин
Я тоже. :) Побыстрей бы только.
абрам вербин Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Viktor Konoplev
Светлана Митленко
Тонко подмечено!
Светлана Митленко Повесть и жизнь настоящего человека
Ирина Оболенская
Viktor Konoplev
Нет, не удивляет!
Viktor Konoplev Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Светлана Митленко
Спасибо Нико!
Светлана Митленко Новый суперпарк Братеевская пойма в Москве
Светлана Митленко
Ирина Оболенская
Viktor Konoplev
Вот такие у нас "патриоты"!
Viktor Konoplev Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Олег Хоруженко
Ирина Оболенская
Ирина Оболенская
Владимир
Владимир Бочаров
Viktor Konoplev
Viktor Konoplev
Viktor Konoplev
ЗаберИте, если можете!
Viktor Konoplev Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Viktor Konoplev
Olga Chernova (Воронова)
vlevin60 levin
чубайса на нары
vlevin60 levin Слезы Чубайса - Энергетика России возвращается под контроль государства
Olga Chernova (Воронова)
Галина Щукина
Nikolay Sviridenko
gfgf1956 Niko
*
gfgf1956 Niko Новый суперпарк Братеевская пойма в Москве
gfgf1956 Niko
Кто о чем, а вшивый о бане.
gfgf1956 Niko Новый суперпарк Братеевская пойма в Москве