На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Сейчас тоже героев не мало, жалко их маловато среди нашей самопровозглашённой элитки(((Лаврентию Павлови...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Пожалуйста, тоже так считаю, поэтому стараюсь не забыватьЛаврентию Павлови...
  • Евгений Рудаков
    Слава Лаврентию Павловичу и Вечная ему память в народных сердцах и нашей истории. Настоящий патриот Советской Родины....Лаврентию Павлови...

Почему у русских князей было два имени?

После принятия христианства на Руси князья оказались в затруднительном положении, касательно имен своих отпрысков. С одной стороны, необходимо было следовать тем канонам, которые задавала христианская церковь, и подавать пример другим. С другой, немаловажным было и сохранить архаичные традиционные имена, под которыми они уже правили, которые были известны для подданных, окружения и для них самих.

Так и получилось, что у Рюриковичей с Владимира Святого появилась «двуименность» — каждый князь носил два имени. Одно было родовым, другое христианским.

Стоит отметить, что круг династических имен Рюриковичей — это особый островок в именослове Древней Руси, который очень четко отграничен от имен других людей. Простого человека, даже боярина, тысяцкого не могли назвать Владимиром, Всеволодом, Мстиславом или Святополком. Конечно, исключения были всегда, но уже в позднее время, и их было не более двух-трех. Именослов династии — это личное владение династии, точно как киевский княжеский стол, в какой-то степени ее сокровище. Были похожие имена, например, Мирослав напоминал «Мстислава». Граница была очень жесткой.

Все же, христианское, крестильное имя фигурирует в источниках у центральных князей нечасто. В основном фигурируют династические. Христианское — для церковного использования, для использования в религиозной жизни, под ним исповедовались и причащались. Но до нас дошли совсем немногие, тем не менее, мы точно знаем, что почти у каждого русского князя имени было два. Система двуименности просуществовала не только все домонгольское время, но и пережила его.

Чаще всего в крестильные имена брали имена святых воинов. Особой популярностью пользовались такие святые, как Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Андрей Стратилат. То есть святые, у которых была своя военная карьера, и Рюриковичи по-своему это ценили.

К XV веку древние языческие имена окончательно исчезли. Их вытеснили новые христианские, а потому князья вновь стали получать по одному имени. У них уже одно, христианское имя, которое совмещает в себе все, что нужно. Оно и династическое, оно и христианское, связано с определнным святым, связано с предками. Интересно, что первые из таких имен — это не какие-то случайные христианские имена, а имена Василько, Роман и Давыд, то есть крестильные имена предков Рюриковичей Владимира (Василия) Святого, Бориса (Романа) и Глеба (Давида)».

Двуименность сохранилась, но в некотором ином виде: из языческо-христианской она трансформировалась в двуименность публичную и семейную. У правителя XIV-XV веков есть христианское династическое имя, известное всем, а также имя семейное, дававшееся по святцам, используемое только в домашнем кругу.

Например, человек рождается на день святого Тимофея. Поскольку под именем Тимофей править нельзя (не было такого династического имени, не было предков с таким именем), то он получает имя Иван. Под ним он и правил, в семье же для близкого круга он остается Тимофеем.

По материалам лекции Успенского Ф. «Феномен древнерусской многоименности»

https://vk.com/wall-144904445_195780

Картина дня

наверх