На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Смирнова
    шерстить нужно и полицию и судей!Аресты чиновников...
  • Балу -
    Это не псевдогерои вселенной Марвел в трусах поверх трико... Это - РУССКИЙ СОЛДАТ!...Русский солдат не...
  • владимир рябченко
    😀 так художник и про трактор мог сочинить... но раз ТРИ, то точно не 34-ка... а БТ-7... и художник точно не кухаркаРеальный экипаж, ...

Ещё одна «жертва ГУЛАГа» оказалась лгуньей

Многие годы Вера Соснарова дает интервью, рассказывая об ужасах, которые пережила в СССР как заключенная ГУЛАГа. О ее трагической судьбе написаны десятки статей – сегодня 88–летняя пенсионерка считается самой известной из ныне живущих чехов, прошедших сталинскими лагерями. Историк из Института изучения тоталитарных режимов доказал – на самом деле советской «зечкой» эта женщина никогда не была.

Из воспоминаний Веры Соснаровой, записанных для проекта «Национальная память» (Paměť národa): «Один раз мы пришли с работ в лесу, и комендант сказал: "Сейчас все в барак! Никому не выходить!" Мы не понимали, что происходит. Там был амбар, в который загнали множество людей, потом его облили горючим и подожгли. Живых людей там сжигали заживо».

О чешке, которая провела двадцать лет за советской колючей проволокой, сняты телепрограммы, ее история потрясла в свое время такого известного писателя как Яхим Тополь. Свидетельства Соснаровой слишком легко принимались в Чехии на веру, считает историк Адам Градилек.

«Рассказы пани Соснаровой производят сильное впечатление, под которым чешское общество находится же много лет. Однако в действительности все было иначе, чем она рассказывает. Это подтверждают не только документы, которые мне удалось обнаружить, но и ее свидетельства, которые не соответствуют тому, что нам известно из книг и воспоминаний других людей».

Специалист по истории советских репрессий не отрицает, что годы пребывания Веры Соснаровой в Советском Союзе, куда она не по своей воле попала в 1945 году в возрасте пятнадцати лет, были крайне тяжелыми, однако она никогда не была осуждена, не провела двадцать лет в ГУЛАГе, а работала как обычное гражданское лицо.
(Обстоятельства отъезда семьи в СССР в 1945 году Адам Градилек связывает с тем, что мать Веры опасалась преследований, поскольку в годы войны донесла на соседку в гестапо. Это Соснарова также категорически отрицает.)
«С 2008 года в Институте изучения тоталитарных режимов мы занимаемся темой репрессированных чехословаков, оказавшихся в советских исправительно–трудовых лагерях. Мы записали десятки воспоминаний, историй жизни, издали целый ряд книг. Но ни в одном из наших материалов не фигурирует пани Соснарова из–за противоречивости ее свидетельств, и уже с 2008 года было очевидно, что она никогда на содержалась в ГУЛАГе», – комментирует ситуацию Адам Градилек в интервью «Чешскому Радио».

О себе Соснарова говорит, что родилась в 1931 году в Брно, а ее матерью была эмигрантка из СССР по имени Любовь. Когда в 1945 году Брно освободила Красная армия, мать оказалась в списках советских органов как гражданка страны, и вся семья была выслана в Сибирь. Вера сообщает, что во время транспортировки ее саму и ее сестру неоднократно насиловали, мать умерла спустя три месяца после переезда в Россию. Якобы восемь лет Вера провела в исправительно–трудовых лагерях и двенадцать – на рудниках, фабриках и рыбоперерабатывающих судах. За эти годы ее неоднократно били и насиловали.

В ЧССР Вера Соснарова вернулась в 1964 году, когда ей удалось через председателя местного колхоза послать весточку в Зноймо – советский колхоз сотрудничал с чехословацким сельхозкооперативом. Отсутствие справок Соснарова объясняет тем, что перед отъездом из СССР их с сестрой заставили подписать обязательство о неразглашении и отобрали все документы.

(Последних заключенных отпустили из лагерей (в том числе военнопленных) в 1955 году. Только в исключительных случаях кого–то оставили там дольше. Я почти уверен, что она не могла находиться в лагере после 1955 года, потому что даже самых важных заключенных выпустили не позднее конца 50–х. Дольше всех из граждан Чехословакии в советских лагерях отсидел Карел Голиат — 15 лет. Его судили трижды, и есть документы о трех приговорах.)

O своем пребывании в ГУЛАГе Вера Соснарова начала рассказывать только в 2002 году, когда парламент принял закон о выплате компенсаций репрессированным, находившимся в сталинских лагерях, – за каждый месяц заключения эти люди могли получить по 12 тысяч крон. Однако факт официального отказа Вера Соснарова объясняет не отсутствием достоверных документов, а этическими причинами: «Почему это чешские власти должны мне выплачивать компенсацию? Ведь это не чехи нас выслали – нас забрали русские и платить нам должны русские, а не наши власти! Мы должны благодарить наше правительство, что нас приняли назад, а компенсацию нам должны дать русские, но прошло уже шестьдесят лет, и я уже ничего не хочу, хочу только спокойно дожить свою жизнь». Впрочем, финансовую помощь от различных фондов и благотворителей Соснарова все же неоднократно получала.

Согласно четырем официальным документам советских времен, полученным историком из российских архивов, Вера Соснарова работала на общих основаниях на нескольких предприятиях – сначала на металлургическом комбинате на Урале, а с 1947 по 1964 год числилась сотрудницей Нижнетагильского котельно–радиаторного завода. Также обнаружились документы, подтверждающие ее обучение в советской школе. Ни приговор, ни карточка заключенного, ни копия справки об освобождении, которая выдавалась каждому бывшему зеку, найдены не были.

Воспоминания Веры Соснровой собраны в книге «Кровавая Клубника», вот некоторые из них по словам читавшего:

1. «Нам готовили борщь из человечины», — говорит Пани Вера. «Когда мы нашли в Борще пальцы, мы поняли это».
2. Работали мы 12 часов в сутки, главная работа была вырубка леса, кто не делал норму того расстрелировали а вечером охранники выпивали а насиловали девочек в бараках.
3. Везде были тысячи вшей, на ее голове были гнойные раны. Она и сестра ее Надя заболели тифом но Советские доктора их вылечили потому что были тоже из Чехословакии. Остальных больных загнали в барак и сожгли заживо.
4. Еще людей убивали мышьяком, его добавляли в воду и давали некоторым людям, те умирали как мухи, некоторых просто расстреливали в лесу. Вера описавала что ей с еще одной девочкой приходилась иногда ходить, собирать и кидать тела в яму.
5. Убежать было нельзя, везде были волки. Цитата: Волки ходили за нами, собирались стаями, рыси сидели на каждом дереве и ели людей, которые в лесу кричали.
6. В разных гулагах были агенты тайной службы которые настаивали чтобы Вера поменяла гражанство на Советское. Она не хотела поэтому ее пытали».

Ещё материал на эту тему на нашем сайте:

Картина дня

наверх