На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

Мурзилкины мутации

Поскольку 16 мая исполнилось 95 лет журналу "Мурзилка", с которым росли едва ли не все русскоязычные советские дети, и я в том числе, я решил сделать постик, посвященный любопытным трансформациям графического символа этого журнала, то есть, того самого Мурзилки.

Мурзилкины мутации

Изначально он появился в изданной еще в 1889 году книге Анны Хвольсон "Царство малюток", которая, в свою очередь, являлась адаптированным переводом книги канадского писателя и художника Палмера Кокса The Brownies - ироничного описания жизни мелких лесных эльфов - брауни, пародирующего тогдашние общественные типажи.

Мурзилка Анны Хвольсон (В оригинале у Кокса - Dude - Пижон) - вполне взрослый персонаж, лентяй, хвастун и щеголь во фраке, цилиндре, с моноклем и тростью. По сюжету он постоянно попадает в различные смешные и нелепые истории. Значительно позже этот образ, сильно изменившись, превратился у Николая Носова в Незнайку.
Мурзилкины мутации

Когда в 1924 году издательтство "Рабочая газета" решило начать выпуск детского журнала, оно позаимствовало имя "Мурзилка" у Хвольсон, но при этом сам персонаж из эльфа превратился ... в собаку породы "дворняга". Причем в начале ее рисовали вполне реалистично (см. левую обложку), а потом, в соответствии с модой, - в авангардистской манере тогдашних агитплакатов.

Наверняка о "трансмутации" Мурзилки знал Булгаков, следивший за новостями журнальной жизни. Вполне возможно, что она вдохновила его на написание "Собачьего сердца", правда, там не человек воплощается в собаку, а наоборот.

Мурзилкины мутации

В 1937 году произошла очередная метаморфоза. Мурзилка из собаки превратился в непонятное зооморфное существо, отдаленно напоминающее медведя ярко-желтого цвета в шарфе и берете. Образ, впервые нарисованный художником Аминадавом Каневским, - крайне примитивен. Грубый контур, залитый краской без полутонов выглядит как откровенная халтура. Тем не менее, именно этот образ получил самое широкое распространение.

По-моему, наиболее логичное объяснение состоит в том, что гонорары художников в советских издательствах зависели только от размера картинки и от ее размещения (за обложечные рисунки платили вдвое больше), но вовсе не от качества и деталировки. А Мурзилку Каневского любой выпускник изостудии может намалевать за несколько минут. Профит очевиден.

Летом 1941-го изображения Мурзилки из журнала надолго исчезли, от него осталось лишь название. По понятной причине, оформление издания стало более строгим. Но в 1954 году (возможно, это как-то связано с начавшейся "оттепелью") Мурзилку решили "воскресить", одновременно вернув ему человеческий облик. Однако этот облик определился не сразу.

Мурзилкины мутации

Несколько вариантов Мурзилок, разработанных разными художниками в середине 50-х. Мне особенно понравился лопоухий еврейский мальчик в центре, чем-то напоминающий исходного хвольсеновского Мурзилку в детском возрасте. У него даже есть трость, хотя, непонятно, зачем она ребенку. Но в итоге утвердили правый типаж мальчика-лилипута, придуманный художником Райковским. С Мурзилкой Каневского его связывает берет.

Мурзилкины мутации

С этим Мурзилкой во второй половине 1950-х годов вышло несколько комиксов и мультфильмов, один из которых ("Мурзилка в космосе") даже получил приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. Кстати, обратите внимание на правую картинку. Тогда никого не смущала пропаганда курения в детских книжках.

Мурзилкины мутации

Но в 1959 году наступило "второе пришествие" желтого Мурзилки Каневского. Он вновь появился на обложке одноименного журнала и с тех пор вот уже более полувека не меняется и никому не уступает свое место. Только в постсоветские времена его неизменный шарф окрасился в "патриотические" цвета. Любопытно, что в СССР никому из художников не приходило в голову нарисовать этот шарфик красным, с серпом и молотом.

Мурзилкины мутации

Ну и, наконец, современная, постмодернистская интерпретация образа.

https://vikond65.livejournal.com/909216.html

Картина дня

наверх