На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 955 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Трянина
    аналогичная ситуация - засилье недоучек мигрантов - в городских поликлиниках,. особенно в детских которая усугубилась...Оптимизация медиц...
  • алекс кузь
    У врагов учиться надо быстро и рентабельно. Анализ учебников - готовая работа для камеди клаб. Они усилят мощь русско...Почему иностранцы...
  • алекс кузь
    Бессмертный полк. Жена героя. Сын героя. Дочь героя. Мощная мотивация для патриотизма. Единая россия даст гранты на с...Наборы оригинальн...

10 самых необычных советских автобусов

Выпуск отечественных автобусов начался только в 1930-е годы, до этого молодому Советскому Союзу приходилось закупать их за рубежом – собственных производственных площадок не было. Чтобы обеспечить народ этим нужным видом транспорта, на крупных заводах делали автобусные кузова, которые потом устанавливались на шасси грузовиков АМО-Ф-15 или Я-6.

Тем не менее советский автопром сумел разработать немало интересных моделей автобусов, а некоторые затем были внедрены в массовое производство.Двухэтажные отечественные автобусы

Кажется совершенно невероятным, но факт остается фактом – не только в Англии, где двухэтажный автобус стал визитной карточкой Лондона, но и в СССР были созданы двухъярусные пассажирские транспортные средства.

1. ЯТБ-3, 1938Почему бы не попробовать разместить в одном троллейбусе в два раза больше народа? – задумались на Ярославском автозаводе и представили советский ЯТБ-3. Этот двухэтажный троллейбус колесил по улицам Москвы с 1939 по 1953 годы. Всего было построено 10 единиц транспорта, а за образец взяли ввезенные из Англии трехосные троллейбусы АЕС 664Т.

Из-за недостаточной вместимости и всего одной двери для входа и выхода пассажиров двухъярусные троллейбусы так и не прижились в стране. Предпочтение было отдано машинам, куда вмещалось бы больше стоячих мест – сочлененным из двух кузовов.

2. НАМИ-0159, 1972Конструкторы НАМИ придумали вынести кабину водителя над салоном, что увеличило бы количество посадочных мест. Так в 1972 году появился экспериментальный автобус НАМИ-0159 со стеклянной кабиной во втором ярусе. (Мы о нём писали ЗДЕСЬ)

Трехосная машина работала на бензиновом V8 двигателе, а новаторская идея с внешней кабиной водителя позволила повысить пассажировместимость почти на треть – до 135 человек. Правда, в массовое производство НАМИ-0159 так и не пошел.

Автобус с удлиненным кузовом

3. ЯА-2, 1932Советские конструкторы Ярославского автозавода решали задачу по увеличению вместимости транспорта не только устремляясь вверх, как с двухэтажным троллейбусом, но и решившись увеличить длину машины. Так родился ЯА-2 – автобус, которому дали имя «Гигант».

Его длина достигала 11,5 метра – на один метр больше, чем у его прототипа Mercedes-Benz N56. В СССР автобус считался самым большим в мире: он мог вместить в свой салон 80 пассажиров, причем сидячих мест было 52, что действительно много для тех лет.

Прототип был построен только в одном экземпляре (второй – модификация ЯА-2), и работал он на проспектах Ленинграда. Трехосный автобус имел сварную раму весом 1,2 тонны, двигатель Hercules обладал мощностью 103 л.с.

Внешность автобусу придали мерседесовскую – хром в наружной отделке и на фарах, овальное окно сзади и салон с кожей и осветительными плафонами. До конца 1930-х роскошные автобусы колесили по Питеру, хотя таким гигантам делать это было непросто.

Автобусы с прицепами – советские автопоезда

4. ПАЗ-671А, 1958Другой способ решить проблему увеличения пассажиропотока и заодно дефицита кадров водителей – автобус с дополнительным прицепом. Это решение было реализовано в конструкторских бюро нескольких советских заводов. Московский АЗ в 1930-х построил ЗИС-8 с прицепом, а в 1950-х эта же идея воплотилась в ЗИЛ-158, к которому подсоединялся прицеп 2-ПН-4.

Автобус ПАЗ-671 Курганского АЗ разработали для перевозок народа в сельских районах, включая грунтовые дороги. Вмещал он 32 пассажира, 19 из которых могли располагаться на сиденьях. Двигатель V8 имел мощность 120 л.с. Было создано три прототипа, один из которых ПАЗ-671А имел прицеп ПАЗ-750, однако в серийное производство автобус с прицепом не попал.

Автобусы-гармошки

5. ЛиАЗ-5Э-676, 1962Разработчиком первого в стране сочлененного автобуса, или «гармошки», стал Ликинский АЗ в Подмосковье. Базой послужила модель ЛиАЗ-158В, но в серию автобус-гармошка не направился, оставшись экспериментальным экземпляром.

Причиной была недостаточная мощность двигателя, 150 л.с., которой не хватало для работы 10,8-тонной машины. Вмещал автобус 123 пассажира, длина его составляла 15,4 метра.

Автобусы на электротяге

6. ЗИС-154, 1946Созданный сразу после войны, ЗИС-154 должен был стать городским автобусом, разработанным по передовым технологиям своего времени – цельный кузов вагонного типа, пневмоприводы дверей.

Длина машины составляла 6,5 метра, автобус мог перевозить 60 человек, из них ехать сидя могли 34 пассажира. Выпускался ЗИС-154 до 1950 года, за это время было изготовлено 1165 единиц.

Дизельный двигатель модели ЯАЗ-204Д в 112 л.с. функционировал с электротрансмиссией. При работе он нещадно коптил и ревел, что и послужило причиной снятия автобуса с производства.

Газотурбинные автобусы

7. ЗИЛ-127 с газовой турбиной Турбо-НАМИ-053, 1959Автобус ЗИЛ-127 – это первый в СССР междугородный автотранспорт с дизельным двигателем, который совершал рейсы из Москвы в Минск, Ленинград, Ригу и Симферополь. Всего была произведена 851 единица дизельных ЗИЛ-127 и одна газотурбинная версия.

Построенная в качестве экспериментальной, данная модель автобуса снабжалась газотурбинным (вместо дизельного) мотором. Это обеспечивало мощность 350 л.с. и способность развить скорость 160 км/час. Правда, этот «зверь» вмещал только 10 пассажиров, так как все остальное пространство было занято под оборудование.

Автобусы-кабриолеты

8. На шасси ЗИС-5, 1949Может показаться очень необычным такой автобус с открытым верхом, но они реально существовали в СССР. Чаще всего их строили на самом доступном шасси грузовика ЗИС-5 и использовали там, где позволял теплый климат – на Черноморском побережье Кавказа и Крыма.

На таких открытых автобусах перевозили группы отдыхающих к горным санаториям и домам отдыха. Например, эти кабриолеты создавались полукустарным способом в городе-курорте Сочи предприятием авторемонтных мастерских. Верх мог закрываться складывающимся сзади тентом из брезента, а в салон вела одна дверь и для пассажиров, и для водителя.

Сколько их было произведено, неизвестно, но кабриолеты работали еще до войны и только в 1950-е были вытеснены более современными машинами.

Кинопередвижки и автолавки

9. На шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53, 1950Для жителей сельских и отдаленных районов в СССР в 1950-1960 годах существовала целая индустрия по доставке и демонстрации кинофильмов, обеспечению товарами первой необходимости, оказанию различных бытовых услуг.

Для этого служили специально приспособленные автобусы – автолавки и кинопередвижки. Например, краснодарский завод предлагал передвижные музеи (краеведческий), а в Эстонии делали специальный транспорт для торговли – в фургоне «Тарту-23» убирались сиденья и внутри устанавливались вешалки и стойки для одежды.

Полноприводные вахтовки

10. На шасси ГАЗ-66И, наконец, нельзя обойти вниманием полноприводные автобусы, которые широко использовались в суровых условиях нефтедобычи, геологических экспедиций, строительства и освоения северных широт Советского Союза. Они создавались на базе грузовых ГАЗ-63, ГАЗ-66 Горьковского автозавода.

На шасси устанавливались пассажирские будки, которые оборудовались отоплением для северных районов. В условиях Союза (и остается до сих пор) это самое удобное средство доставки на место бригад, работающих по вахтовому методу.

Картина дня

наверх