На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    А кто председатель Низшего совета?На картошку!
  • Галина Дудкевич
    Вечная память героям!Замечательные раб...
  • demyr150648
    Не в бровь, а в глаз нашим правителям, Ваше сообщение. Поддерживаю! Это - повсеместно: сами режут на клочья страну, с...«Если в дивизии о...

Нам предстоит научиться любить Россию

Очередные статьи постоянного обозревателя ресурса nstarikov.ru Евгения Чернышева посвящены… любви. Любви к России и вопросам патриотического воспитания.

***

«Любовь к Отечеству – это то, что делает народ народом. Ибо без этой любви он потеряет свое Отечество и исчезнет. Именно эту цель преследуют враги России, внушая нам, что любовь к Отечеству – это набор требований потребителя к институту государства. И если оно не удовлетворяет этим требованиям, то должно уйти, уступив место другому. То есть государство якобы носит чисто технический характер.

Мы понимаем, что это ложь, и государство неразрывно связано с Отечеством, а Отечество – от Бога. Поэтому без любви к Отечеству невозможна и любовь к Богу, а без последней все непрочно и недолговечно. Однако же любовь к Родине понимают по-разному. Да и Родину тоже. Сводить Россию к нынешним границам неправильно, а значит, неправильно и думать, что из-за отсутствия российского паспорта люди не любят Россию, видя в ней лишь инструмент для решения своих финансовых проблем. А такая точка зрения существует. Она не лишена оснований, но она застилает глаза на другую проблему – на то, что и в самой России любви к России весьма мало. Подлинной, настоящей. Той, которая не ищет своего и долготерпит, не превозносится и не гордится, все покрывает, всему верит (см. 1 Кор. 13, 4-8). Я намеренно привел лишь те данные апостолом характеристики, которые нарушаются сплошь и рядом.

Давайте будем честны. Не ищем ли мы своего? Да мы только это и делаем, выдвигая к России столько претензий, сколько, наверное, ни один народ не выдвигает к своему Отечеству. Кто-то скажет, что это врожденное чувство справедливости у русских. Да, но на этом чувстве паразитирует хотение слишком многого и сразу, и желательно без моего участия. На «Эхо Москвы» тоже критикуют Россию, и, как им кажется, «справедливо». Дело здесь не в том, есть ли основания для критики – они есть всегда, — а в том, как человек ставит себя по отношению к России. Как заказчик мебели по отношению к мебели или как любящий сын по отношению к родителям.

Есть ли основания критиковать родную мать? Это зависит от человека. Недостатков и грехов у каждого полным-полно, но вот отношение к ним – это уже зависит от человека. Тот, кто НЕ превозносится, относится к ним с любовью. Мы же зачастую именно превозносимся над страной, водружая свои представления на такую высоту, которая ещё чуть-чуть – и достигнет Бога. Мы превозносимся над Россией – вот в чем наша беда. Мы не прощаем ей так, как должны прощать, а без этого и сами прощены не будем (Мф. 6, 15). Наша гордость не знает границ, и это печально.

На Руси сейчас распространена гордость и по отношению к другим этносам. Дескать, «чурки», «хохлы» и прочие «понаехали тут» работу у нас отнимать. Но это большая ошибка – думать, что ты совершеннее другого. Родина – это не собственный кошелек, который мой и только мой, а другие вообще не имеют права здесь прикасаться. Конечно, оснований для негодования предостаточно, проблема межэтнических отношений стоит остро. Но это же не должно питать нашу гордость! Гордость – корень всех грехов. При этом выражение «национальная гордость» является неточным, так как под этим чаще всего понимают именно любовь к Родине, но само выражение дает почву для НАЦИОНАЛЬНОГО превосходства.

Долго терпим ли мы? Да, мы народ терпеливый, но важно и то, КАК терпеть. Не поливать грязью, не роптать на повышение цен или сокращение заморских товаров, а любить и сопереживать. И заглядывать в себя: не слишком ли раздуты мои запросы, не слишком ли я многого хочу. Русский народ никогда не кушал все и всегда. Это и вредно, и неблагочестиво. А посмотрите, как разметают в Успенский пост в магазинах колбасы, сыры, мясо и прочие деликатесы. И при этом ещё сетуют на подорожание!

Любовь все покрывает и всему верит. Такова настоящая любовь. Но нам, видимо, ещё далеко до нее, поскольку во властях мы видим тех, кто дорвался до кресла, чтобы набивать свои карманы. Потому ли, что воруют? Да. Но и потому, что это сидит в нас. Да и вообще постоянное поливание грязью начальства характеризует не только начальство, но и народ. Ведь откуда выходят начальники? И кого мы ругаем? Себя ругаем. Сетуем на коррупцию в вузах, а своего сына не гнушаемся устроить через знакомых. Да и не стоит забывать, что начальства суть ангельские чины. Поливая грязью начальства, мы только усугубляем свое положение. Какой же власти достоин народ, если он её не уважает? Такой, которая и народ не будет уважать. Так что хорошо бы всегда первым делом смотреть на себя.

К сожалению, чаще всего первым делом выискивают недостатки в самой России. Да, их полно, и это все знают, но сам дух, который царит в таких статьях и выступлениях, — это не дух любви. На тему, к чему пришла «путинская Россия», часто рассуждают с левых позиций, сравнивая со временами СССР с целью обвинить «преступный режим» в бедах народа. А значит, «долой такой режим»! Эти опасные популисты спекулируют на трудностях Отечества, желая не улучшить, а сокрушить его, вешая наивным лапшу на уши. Нельзя путать любовь к России и «любовь» к какому-то экономическому строю на территории России. В первом случае любят Отечество, во втором – свое положение в Отечестве. Да и само Отечество в этом случае нивелируется, заменяясь понятием «эта страна», которая служит лишь материалом для «реформ». Ведь призывы к построению экономического рая на земле всегда кончались бедой. Так было в 1917 году, так же было в 1991-м. Самый свежий пример – «майданный» государственный переворот в Киеве.

Поэтому обвинения «путинской», «олигархической», «буржуазной» России меня лично не просто настораживают. Они мне претят, и я не хочу говорить о России в таком тоне. Не потому, что не вижу опасностей, исходящих от олигархов, а потому, что неприязнь к олигархии незаметно сливается с неприязнью к России, а это недопустимо. Да, олигархическая, да, буржуазная, но я предпочел бы жить в «путинской и буржуазной», лишь бы это была Россия, чем в экономическом раю, который всегда приводил только к одному – быстрому аду. Недаром писал Есенин:

«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Нам предстоит пройти ещё немалый путь, прежде чем эти слова поэта действительно станут нашим девизом. Но они таковыми должны стать. Обязательно!

Патриотический взгляд на русскую историю

«В прошлом году мне довелось ехать в поезде вместе с замечательным азербайджанцем, который произнес важнейшую фразу: в воспитании детей самое главное – это воспитать в них историческое самосознание. И это абсолютно верно. Поэтому перед всеми нами стоит важнейшая задача: выработать такое отношение к нашей истории, которое не поддается «взлому», «стиранию», перекодированию. Иными словами, патриотическое отношение истинно любящего сына своего Отечества.

Но как правильно понимать нашу историю? На мой взгляд, это довольно просто.

Вначале несколько слов о всем привычном отношении к истории, которое преподают в школе. Его можно назвать хронологическим. Это как в диафильме – кадры просто сменяют друг друга, что и создает цельную картину. Да и в любом видео то же самое, только гораздо быстрее. Вот был один кадр, потом на его место стал другой, потом третий и т.д. Тот, который был, уже прошел и не вернется. Тот, который сейчас, тоже скоро исчезнет. Логично? Вроде бы да. Одно только плохо в этом восприятии – наша история представляется хронологической суммой событий. Конечно, история состоит из событий. Но ведь и машина состоит из деталей, а здание – из камней. Но как машина не сводится к сумме деталей, а здание – к сумме камней, так и наша история не сводится к простой сумме всех своих событий.

Наша история едина и нагружена единым смыслом. Каждое событие – это как бы отдельное её высказывание. Отдельное, но не отделенное от других. Представьте себе, что один человек сказал сначала одну фразу, потом другую, потом третью. Фразы разные, но человек – один. Это же не значит, что человек состоит из этих фраз. Просто в его голове возникло сначала одно, потом другое, потом третье. Так и история одна, хотя события разные. Наша история «говорит» событиями и через события.

В чем же смысл русской истории?

Представьте себе снежное поле, по которому идет вереница людей – своего рода русский крестный ход в истории. Эта людская цепь очень длинная, мы уже потеряли из виду первых, они скрылись далеко за горизонтом. Это наши предки. Почему предки? Очень просто. Предки – это те, это те, кто идет пред нами. Не шел когда-то, а именно идет, просто они далеко впереди, их уже не видно. Отсюда слова – перед, впереди. Наши предки впереди, мы же только идем по их следу, т.е. мы – последующие, следующие за ними. Поскольку мы идем после них, т.е. потóм, то называемся потомками.

Время от времени в наших рядах появляются предатели, которые начинают соблазнять окружающих, что, мол, тех, кто впереди, уже давно нет и идти за ними не нужно, это неправильная дорога, а правильно идти совсем в другую сторону. Сами понимаете куда. На Запад.

Если мы послушаемся этих подстрекателей, то предадим тех, кто впереди, кто проложил для нас эту дорогу, т.е. наших предков. Но не только. Ведь своим блужданием мы запутаем следы для тех, кто будет идти после нас, т.е. для наших потомков. Поэтому лжепророков нужно сразу изгонять. Нет никаких сомнений – путь наших предков правилен, по нему и нужно идти, а свернуть с него – значит обречь себя на погибель. Скажете, времена изменились? Конечно, бывает. Когда этот путь прокладывали наши предки, они шли ещё засветло, а сейчас уже стемнело. Так зажгите огонь для освещения пути, но это же не повод говорить, что сам путь неправильный. Кто потерял из виду следы, должен их снова найти, а не совращать всех сбиться с пути.

Я считаю, что темнота над нашим Отечеством начала сгущаться в головах элит ещё со времен Петра, посеявшего на Руси западничество. Но винить во всем лично Петра было бы неправильно. Западничество на Руси – это как вирус герпеса, который время от времени вскакивает на нашем «историческом теле», но существует изначально по причине близости к Европе. От нее мы и заразились. И когда забываем о своевременной профилактике, то в очередной раз заболеваем.

Можно сказать, что темнота над нами сомкнулась в 1917 году. Иначе не объяснить то умопомрачение, которое на короткое время овладело нашими умами. Огромную заслугу Сталина вижу в том, что в этих условиях он не только сумел наладить искусственное «историческое освещение», вдохновив народ на созидание, но и выиграть драгоценное время до рассвета. Но последующие правители снова настолько все запустили, что к 1980-м гг. мы уже брели практически в мировоззренческой тьме. Вспомните: почти никто ни во что не верил, все гонялись за импортными шмотками, мечтая жить «как на Западе». А многие так живут и до сих пор.

Но, к счастью, сейчас есть явные признаки того, что над Святой Русью снова занимается заря и наш путь становится очевидным все большему числу людей. И я верю, что фонари для освещения пути нам скоро не понадобятся. Этому способствует и стремительный закат Запада, скатывающегося в дикое варварство, и наше собственное просветление. Мы начинаем проникаться осмысленно-патриотическим взглядом на нашу жизнь и историю, а не сотканным из суммы фактов.

Наша история лишь хронологически делится на события, но онтологически — едина. Почему бы образно не считать, что русский народ изгоняет польских оккупантов из Москвы, сражается за каждую пядь родной земли под Сталинградом, освобождает от фашистов Донбасс, бьется на Куликовом поле? (Поразительно, но статья написана в 2013 году.) Святой равноапостольный князь Владимир крестит Русь, преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем, а святой благоверный князь Александр Невский сражается с тевтонскими рыцарями на Чудском озере.

Скажете, это все прошло? Нет, это не прошло, это было. А значит, есть. Ибо бытие вне времени. Эти события хоть и не одновременные, но — однобытийные. А наша история – лишь временнóе развертывание этой единобытийной русской реальности. Вот такой взгляд на историю нам и нужен. Взгляд соборный. Соборность – это такое состояние, которое не сводится к суме частей, а превосходит их, предшествует им. Все события как бы уже заложены в нашем бытии, они лишь во времени следуют одно за другим, что и создает хронологическую иллюзию.

Но сомнений быть не должно. Уже тем, что мы чувствуем свою ответственность перед теми, кто идет впереди, т.е. перед нашими предками, мы подразумеваем патриотический (а значит, соборный, целостный) взгляд на нашу историю. Мы – образ наших предков, и не имеем права их подвести. Только таким должно быть патриотическое отношение к нашей истории. И тогда с пути мы не собьемся!

Евгений Чернышёв, Донецк

Картина дня

наверх