На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Алексеенко
    При этой власти все так и будет,мы уже почти ничего не имеем,все за границей или в офшорах.Россия возвращает...
  • Валерий Светлый
    Много воды. Пора бы уже от разрух перейти к созиданию. Есть ФИЛОСОФИЯ РЕАЛИЗМА. Она и должна стать основой созидатель...Новая идеология и...
  • владимир рябченко
    Шикарнейший материал... Зная сибирские города, никогда не подумал бы, что создано такое чудо в вечной мерзлоте... Сла...Якутск с высоты

Как одевались в СССР в 1950-е

На рубеже 1940-х и 1950-х место моды в жизни советских граждан меняется. Трудные годы позади, впереди почти 40 лет роста личного благосостояния и новых возможностей. Уровень жизни будет постепенно повышаться, а вместе с ним — интерес к моде. Именно в 1950-е мода начинает становится действительно массовой, доступной не только жителям крупных городов, но и почти всей стране.

Модные тенденции 1950-х

Восстановление экономики в СССР после войны прошло ускоренными темпами, однако, власть делала упор на тяжёлую промышленность. Здесь довоенный уровень удалось превысить уже в 1949 году. Лёгкой промышленности внимания уделяли меньше, хотя в 1950 и отрапортовали, что выпуск продукции тоже достиг довоенного уровня. Однако объективно выпускаемой одежды и обуви не хватало, равно как и качества, и разнообразия ассортимента. Швейные предприятия производили устаревшие фасоны, медленно и неохотно внедряли новые модели. Но главное — не учитывали потребность людей одеваться индивидуально и использовать одежду как средство самовыражения.

Нельзя сказать, что государство было довольно такой ситуацией. Проблемы со снабжением населения одеждой и обувью не просто ставили под угрозу комфорт людей, а создавали реальные проблемы в других отраслях. Например, на рубеже 1940-х и 1950-х местные партийные структуры получили десятки жалоб на рынок потребительских товаров и узнали, что в некоторых регионах дети не могут посещать школы, потому что не имеют обуви.

Надеялись, что решить проблему получится повсеместным открытием Домов моделей — своеобразных «мозговых центров» моды и лёгкой промышленности. На их работников возлагалась большая ответственность: нужно было создать базовую концепцию советской моды (принципиально отличную от западной), создавать новые фасоны взамен устаревших образцов 20-х и 30-х домов, а ещё внедрять их на швейные предприятия и контролировать их работу. Это получалось не слишком хорошо. Модные новые коллекции шили небольшими партиями, которые быстро разлетались по Москве. Стоили они дорого и подавляющей части населения были не по карману. Большинство же предприятий шили по старым лекалам и поставляли на рынок модели, устаревшие 10 лет назад.Журнал «Работница». 1957 год

Всё же индустрия неповоротливо начинает перестраиваться под новые требования граждан, даже под диверсификацию вкуса. Модельеры теперь учитывают, что у потребителей есть личные представления о стиле и стремятся представить привлекательные варианты для разных людей. При разработке коллекций это получается. Например, шьются платья разных фасонов и цветов, появляются женские брюки и несколько вариантов мужских костюмов. Но швейные фабрики не успевают шить их в достаточном количестве. Хорошая одежда и обувь продолжают оставаться дефицитом.

В 1957 году в Москве прошёл Международный конгресс моды, но участвовали в нём только страны социалистического лагеря. Советские модельеры представили здесь несколько ансамблей повседневной одежды.Журнал «Работница». 1957 год

«Запечатленное время» (фильм о Международном конгрессе моды 1957 года):

https://vk.com/id4158225?z=video4158225_456239137%2Fc4fc9071b5595aa610%2Fpl_wall_4158225

«Самопошив»

Итак, усилий государства, швейных предприятий и Домов моделей было катастрофически недостаточно, чтобы обеспечить людей комфортной современной одеждой. Гражданам приходилось решать проблему самостоятельно: женщины садились за швейную машинку и шили из подручных материалов обновки на всю семью. Нередко приходилось перелицовывать и перешивать военную форму и даже одежду пятнадцатилетней давности.Обзор тканей. Журнал «Работница». 1957 год

Здесь можно провести аналогию с книжным самиздатом: если хотелось носить что-то отличное от предложенного местными швейными фабриками, необходимо было изготовить это своими руками. Так называемая система «самоснабжения» одеждой в 1950-е продолжает активно развиваться. Граждане шьют наряды сами или заказывают у частников, а также покупают иностранные товары у фарцовщиков. Модную одежду на перепродажу привозят из заграничных поездок артисты и спортсмены.

Удачей считалось купить отрез ткани на «толкучке» (рынке, где частники торгуют подержанными вещами) и сшить из него платье, брюки, рубашку и даже плащ по эскизам из журналов. Активно перешивали старую военную форму и чудом сохранившуюся довоенную одежду.

New Look и возвращение женственности

В женской моде актуальной становится выраженная женственность. Треугольные силуэты с наплечниками уступают пышным юбкам, делающим бёдра визуально шире плеч. Модный силуэт — «песочные часы» — покатые плечи, приподнятая грудь, узкая талия и широкие бёдра. Женщины начинают с осторожностью носить декольте.Киевлянки. Фотография 1954 года

В середине десятилетия в моду входят платья с узкой затянутой талией и объёмными юбками до щиколотки. Платья украшают машинным кружевом, которое в СССР называют «Ришелье». Этот женственный и элегантный стиль называется New look («Новый образ»). Его автор — Кристиан Диор. Модельер верно уловил, что женщинам надоело быть «солдатами в юбках» и хочется ощутить себя «принцессами». В СССР «Нью-лук» пришёл с запада с опозданием на несколько лет. Его советское воплощение — Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи».Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». 1956 год

В коллекциях от советских модельеров появляются узкие брюки. Они позиционируются как более удобные для отдыха на природе и туризма, а также для велопрогулок и спорта.

Интересным источником знаний о моде того времени могут быть фильмы: о каждой новой коллекции снимали видеоролик, где подробно презентовали каждый образ и объяснили, как и где его следует носить. Такие фильмы предназначались не только для внутреннего показа, но и для демонстрации на международных выставках. Поэтому они несли идеологическую нагрузку, например, подчёркивали, что в СССР много доступных вариантов досуга, а швейная промышленность предлагать десятки современных образов «на все случаи жизни».

В 1950-е в списке «образцов для подражания» наравне с актрисами появляются женщины-политики и «первые леди» — жёны лидеров страны. Супруга Никиты Хрущёва Нина Петровна на роль законодательницы моды походила мало: она всегда одевалась просто и мало чем отличалась от среднестатистической советской женщины. Много внимания привлекала Екатерина Фурцева (в 1950-е была первым секретарём Московского городского комитета КПСС).

Настоящий фурор произвела Йованка Броз, супруга югославского лидера Иосипа Тито. Её фото появились в газете после визита Хрущёва в Югославию. Известно, что Тито баловал свою пятую жену изысканными нарядами, сшитыми на заказ. В то же время Йованка выглядела весьма скромно, женственно и не вызывающе, что приходилось по вкусу большинству женщин в СССР.Йованка Броз и Никита Хрущёв в Белграде

Мужская мода

Мужская мода не менялась так кардинально, как женская. Большинство мужчин носит двубортные и однобортные костюмы классического, немного приталенного кроя. Актуальные широкие пиджаки и брюки. Костюмы носят с рубашками — белыми, в клетку или в полоску, а также с полосатыми галстуками. Модельеры немного экспериментировали с мужскими образами, но смелых новшеств не предлагали, только небольшие нововведения. Например, в модной коллекции 1956-го советским мужчинам предлагали носить костюмы, где брюки и пиджаки пошиты из тканей разного оттенка.Мода 1950-х

Самый популярный головной убор — кепка. Летом её носят с костюмом, осенью с плащом, а зимой — с тёплым пальто. В середине десятилетия популярность набирают шляпы с полями. Зимой носят меховые шапки из каракуля и цигейки.

Показ Dior в Москве в 1959

В СССР долго пытались открещиваться от западной моды. Но всего за несколько лет стало очевидно, что это провальная тактика. Поэтому решено было развиваться параллельно с Западом, интересоваться европейскими коллекциями, а в будущем — доказать превосходство собственной лёгкой промышленности и технологий конструирования одежды над «буржуазными странами».

В 1959 году власти разрешили провести в Москве показ мод французского дома Dior. В этот период его возглавлял Ив Сен-Лоран. Он привёз в столицу 12 манекенщиц, десятки килограмм багажа из одежды, обуви, украшений, зонтиков, перчаток, шляпок и 500 литров духов. Груз считался таким ценным, что его застраховали на 10 миллионов франков. Летние модели демонстрировали в спортивном клубе «Крылья Советов» с 10 по 15 июня.Модные события не освещались в прессе широко, репортажи о нём подготовило только несколько изданий. Например, журнал «Огонёк» в выпуске от 17 июня 1959 года писал:

«Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: „Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?“».

На советских показах мод манекенщицы выходили неспешно, останавливались перед зрителями, пока ведущая зачитывала описание наряда, его особенности и возможности использования. Французские модели двигались гораздо быстрее, а устное сопровождение отсутствовало. Журналисты отметили этот факт: «К моделям не дается никаких пояснений, просто объявляется номер и название модели. Можно только успеть отметить крестиком в каталоге». Кстати, в СССР курсов манекенщиц, где бы моделей учили ходить и держать осанку, не существовало. Большинство женщин оказывались в профессии случайно.

Гостями мероприятия стали 11 тысяч зрителей, за 5 дней прошло 14 показов, а каждая модель появилась на подиуме примерно 140 раз.Для советской стороны мероприятие открыло много нового: уровень организации показов был непривычно высоким. Для декораций французы использовали натуральный шёлк, с моделями приехали личные повара, фотографы и парикмахеры. Манекенщицы вели себя строго по внутренней инструкции. Например, им разрешалось гулять по Москве только в фирменной одежде Dior (брюки строго запрещались) и всегда в сопровождении фотографа. Изысканный внешний вид моделей создавал огромный контраст с просто одетыми москвичами. Манекенщиц не всегда встречали дружелюбно, что хорошо видно по взглядам случайных прохожих на фотографиях.

Dior в Москве 1959 года

Французская сторона серьёзно подошла к организации мероприятия, хотя для чего этот трудный визит был нужен Dior на пике мировой известности, непонятно до сих пор. Очевидно, что коммерческого интереса СССР для модного дома не представлял. Скорее, это был вопрос престижа: модный Dior первым, кто прорвался через железный занавес и доказал, что модой интересуются даже коммунисты.

В 1965 году художники-модельеры из Всесоюзного Дома моделей ездили во Францию с ответным визитом дому Dior.

В 1950-е годы в моду возвращается женственность: пышные юбки и силуэт «песочные часы». С опозданием на несколько лет в СССР приходит стиль New Look от Dior, а в 1959 году с коллекцией приезжает сам глава модного дома Ив Сен-Лоран. Мужская мода меняется незначительно, хотя модельеры постепенно начинают разрабатывать новые решения и для мужчин. Люди активнее интересуются одеждой, стараются использовать её как средство самовыражения. Швейная промышленность не успевает за потребностями людей и зачастую предлагает им устаревшие и неудобные фасоны. Государство пытается решить эту проблему через сеть Домов моделей, а параллельно желает выйти на международный уровень и доказать превосходство над капиталистическим миром.

Автор: Виктория Мокина

Картина дня

наверх