Возникшая возможность передачи сообщений на большие расстояния выступила катализатором появления военной журналистики. Если не первым, то самым известным пионером военной корреспонденции считается британец Уильям Говард Рассел. Репортёр «Таймс» освещал события с высокой долей беспристрастности, показывая войну во всей её жестокости и тяжести. Он писал о потерях и поражениях, о храбрости простых солдат, бездарности командования и правительства. Скорость и точность стали визитной карточкой журналиста.
Именно Рассел ввёл в массовое сознание выражения «тонкая красная линия» и «атака лёгкой кавалерии». «Линия» шотландских стрелков, построенная в две шеренги вместо привычных четырёх для максимального растягивания фронта, отбила атаки русской кавалерии в сражении под Балаклавой и стала символом стойкости солдат. Кстати, слово «балаклава» вошло в английский язык для обозначения зимней лицевой маски. «Атака легкой кавалерии» – сюжет из того же Балаклавского сражения, когда бригада лорда Кардигана пошла в бой с целью отбить русские пушки вместо потерянных собственных. Дело в том, что орудия играли в британской армии роль знамён. Бесстрашная, но окончившаяся полным разгромом атака аристократов-кавалеристов стала журналистской легендой. Британцы потеряли от половины до двух третей убитыми. Французский генерал Пьер Боскье в связи с этим произнёс сакраментальную фразу: «Это великолепно, но это не война: это безумие».
Основателем военной фотодокументалистики можно считать Роджера Фентона. Его снимки, запечатлевшие моменты от подготовки к боям до захоронений убитых позволили людям удаленно наблюдать ход войны не выходя из дома. Помимо этого активно работали сатирические издания. В них регулярно появлялись карикатуры на правительство и армию Российской империи.
Журналисты присутствовали и в расположении Русской армии. В Севастополе находился Николай Берг, посылавший свои очерки в журнал «Московитянин». Но полноценно противостоять информационной волне англо-французской коалиции русские репортеры пока не могли.
Свежие комментарии