На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Нецветаев
    Давно пора всё восстановить- и гимн, и советское знамя!Юнна Мориц - о ба...
  • Анфиса Иванова
    " Все проблемы современной школы проистекают из проведенной некогда ВРЕДИТЕЛЬСКОЙ И ПРЕСТУПНОЙ реформы образования, к...А школа у нас опу...
  • Владислав Владислав
    Согласен :)ПАСЕ хочет уничто...

Карлаг

 Карлаг

Вот попалась в Интернете статейка некоей Поляковой (Мажидовой) Т.В. и некоего Кузнецова Е.Б. Почитал, сравнил с тем, что видел сам, что рассказывали мои родители, деды и просто старожилы, включил логику и сделал соответствующие выводы. Но об этом ниже,  а пока почитайте сей «прискорбный» труд:

[Полякова (Мажидова) Т. В.] // Кузнецова Е. Б. Карлаг: по обе стороны «колючки». - Сургут : Дефис, 2001. – С. 17–21.

 

 

Я дочь спецпереселенцев и никогда не забуду и не позволю сыновьям своим забыть ту жизнь, которую прожили мои родители - и дед, и бабушка. Мою маму, Полякову Евдокию Яковлевну, с тремя детьми вывезли из станицы Клецкой в 1930 году. Отца забрали раньше и угнали на строительство железной дороги в нынешней Карагандинской области. тремя детьми вывезли из станицы Клецкой в 1930 году

Везли в Казахстан людей в вагонах, перевозивших скот, набитых до того, что нельзя было сесть, вероятно, в расчете на то, что многие умрут по дороге из-за антисанитарных условий. Расчет был точен: тиф, дизентерия косили людей, умершие длительное время были рядом с живыми, и невозможно описать ужас, объявший людей при этом.

Наконец, привезли и разместили под открытым небом в степи. Сказали, что здесь будет колхоз. Приставили коменданта. Он был, как говорится, и царь, и бог, и воинский начальник. Как правило, коменданты были отъявленные псы. Кругом, куда ни кинешь взор, ковыльная степь, в которой даже не было птиц. А люди умирали и умирали...

Мама руками вырыла яму, нарвала ковыля, застелила дно и бока и в нее укладывала детей, а сама закрывала их своим телом сверху от холода и дождя.

Так начали люди обживать бескрайние и безмолвные степи Казахстана. Из ковыля плели маты, чтобы стелить и укрываться, потом ковыль стали использовать для изготовления самана на строительство землянок. По ночам к стоянке подходили шакалы и уносили обессилевших людей. И это тоже вызывало у людей ужас.

Все сегодня существующие совхозы Карагандинской области образовались на базе поселений ссыльных спецпереселенцев и все они созданы непосильным трудом и ценой жизни.

Колхозники никогда не болели, и вовсе не потому, что могли похвалиться отменным здоровьем: болеть им Сталин не велел. О больничных листах никто и слыхом не слыхивал, и люди просто умирали на ходу. Особенно тяжело приходилось женщинам с грудными детьми. Часто можно было видеть, как по телу мертвой матери ползет ребенок, ловя ртом ее нос, щеки, в надежде найти грудь.

Работали все, от мала до велика. Долгое время в поселке жили только женщины, старики, дети - мужчин не было. Они строили железную дорогу и не знали, что их семьи рядом. Наш отец, Поляков Владимир Иванович, отыскался спустя пять лет.

Совершенно случайно мама пошла на станцию Анар и там... увидела отца. Он был болен из-за незаживающих ран еще с гражданской войны.

Строительство колхоза велось исключительно голыми руками, никаких приспособлений для облегчения физического труда не было. Строили клуб. Здание было довольно высоким. Уложили из досок трап, по которому женщины руками носили саман. Саман весом тяжелее кирпича в шесть раз. По мере подъема стен поднимали и трап, по нему мама таскала на животе, "для удобства", саман. Она была в положении, у нее открылось кровотечение, и фельдшер Исайкин допытывался у нее, кто сделал ей "криминальный аборт". Никаких облегчений - фельдшер был словно следователь, а не медицинский работник. Когда ребенок вышел, оказалось, что у него была размозжена головка... Так моя мама чуть не стала врагом народа.

Саман делали вручную. На ночь рыли круглые ямы, копали в них глину, заливали водой, а утром, придя на работу, видели замес, покрытый льдом. Страшно и больно было босыми ногами ступать в ледяной замес, и женщины начинали "играть", толкая друг друга для храбрости в ледяную глину.

У мамы началось варикозное расширение вен, открылись раны, не позволяющие встать на ноги.

За лето надо было выработать 50 трудодней. Тогда мне, десятилетней, приходилось выходить на работу за нее, работа была — куда пошлют. На плантацию, доить коров и т.д. Особенно трудно было мне, ребенку, выдоить семнадцать коров, да я их ни разу и не выдоила, как следует, мне помогали мамины подруги по работе.

Каждая колхозная семья облагалась непомерными налогами: 300 литров молока или 11,5 килограмма топленого масла, 56 килограммов мяса, яйца, независимо от того, есть куры или нет. Тогда в ходу была лагерная частушка: "Привели меня в совет, а я вся трясусь. Наложили (значит, потребовали) сто яиц, а я не несусь!".

Шерсть и кожу - все надо было сдавать. А на трудодни не давали ничего. Помню, в 44-м году отец принес ведро пшеницы - выдали по итогам года. То-то был праздник!

Все сдавалось государству, а государство не думало о тех, кто его кормил. Одежонка у всех была такой ветхой, заплата на заплате, что основы не видно было.

Школа из четырех классов, закончишь - надо ехать учиться в Осакаровку, за 18 километров, или в Анар - восемь километров. Это вызывало большие сложности — надо было найти жилье, питание, а платить было нечем, да и дети из пятого класса в возрасте двенадцати лет никому чужим в квартиранты были не нужны. Поэтому в основном учеба на четырех классах и заканчивалась. Первый семилетний выпуск наша поселковая школа сделала в 1950-м году. Спустя двадцать лет после начала коллективизации...

В тот первый выпуск попала и я. Нас было одиннадцать человек. Приехав в Караганду, поступила в горный техникум, и первое, что бросилось в глаза и осталось в памяти на всю жизнь -бесчисленное количество заключенных, всюду деревянные заборы, поверху в несколько рядов обнесенные колючей проволокой, а по углам деревянные вышки и на них солдаты с автоматами.

Заключенных гнали ежедневно, утром и вечером, в дождь, жару, снег, холод черно-серыми колоннами конвоиры с собаками, такие же злые, как и их псы. Люди не смотрели по сторонам, а только под ноги, и я никак не могла детским своим умом постичь весь ужас, случившийся с ними, с нами, вообще со всей страной...

Мои сестры росли на дохлой конине. Недалеко от поселка хоронили издохший скот. По просьбе жителей скотники закапывали его не очень глубоко, чтобы ночью можно было быстро выкопать тушу. Разрубали, разрезали, на кострах кое-как опаливали и... ели. Так претворял в жизнь Сталин лозунг "Уничтожить кулачество как класс!". И уничтожали всех подряд.

У отца было пять братьев и две сестры - все женатые и замужние, жили все вместе с бабушкой и дедушкой. У всех были дети. У каждого донского казака обязательно для службы должен был быть скакун - жеребец в полной боевой готовности, как и сам казак с саблей. Если восемь мужчин в доме - уже восемь скакунов, еще в каждой семье по одной рабочей лошади, по паре Г)ыков, по корове. Получается огромное стадо, а если разделить по семьям, то и нет ничего особенного. Так жили казаки до революции. Коллективизация выкосила все под корень — сослала на погибель трудовых и честных крестьян.

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=2790

 

 

А теперь моё мнение, сравнения, сомнения, обращения к логике и выводы:

Итак: Слово «Карлаг» и рассказы «очевидцев» о зверствах, царивших там помню, а вот таких фамилий как Полякова (Мажидова) Т.В. и Кузнецов Е.Б. не знаю, не помню (по Анару и близлежащим посёлкам), ну … мало ли народу в Анаре перебывало …

Но суть не в этом, а в смысле написанного ими – «очевидцами». Вот, кто действительно не был очевидцем, тот, почитав, сей прискорбный «непосильный» труд, наверное, станет возмущаться и начнет ругать советскую власть на чем свет стоит. Но, прежде чем благородно возмущаться, нужно для начала уяснить себе несколько «вещей», а именно, на какой платформе (точке зрения) стоит человек писавший сей труд, а ещё и учесть следующее – для одного «стакан на половину пустой, а для другого наполовину полный» (это с какой стороны посмотреть!), ну а уж если человек хочет что-либо извратить, да если ещё и делает это целенаправленно по чьему-либо указанию, то всё сразу становится на свои места.

Теперь о самой статье: «Я дочь спецпереселенцев и никогда не забуду и не позволю сыновьям своим забыть ту жизнь …». Это хорошо – историю нужно помнить!

«… с  тремя детьми вывезли из станицы Клецкой в 1930 году…» - где-то в этих годах (чуть позже) и началось основание железнодорожной станции Анар (где-то в 1935 году). Замечу, что Анарский клуб был построен в 1951 году – это я к тому, что речь в данной статье идёт о строительстве клуба, и это в Анаре – довольно крупном населённом пункте, а в деревеньках же, входящих в округу радиусом 8 км (как указано в статье), о подобной роскоши как клуб, в то время и разговоров-то не было.

«…Как правило, коменданты были отъявленные псы. Кругом, куда ни кинешь взор, ковыльная степь, в которой даже не было птиц …». Чтобы утверждать это, надо быть очевидцем и чуть-чуть уметь соображать – читатели ж не дураки.  Даже теоретически все не могут быть «отъявленными псами», ну только если автору сильно захочется … «даже не было птиц» - это случайно не до кембрия ли было? В реальности, в степи всегда много птиц, а когда ковыль цветёт, так тем более – одни переливы жаворонка чего стоят (и ласточки, и чайки, и мартыны, и воробьи, и грачи, и скворцы, и вороны, и трясогузки, и синички, и голуби, и журавли, и пеликаны, лыски, выпь, утки, гуси, лебеди, дрофы, удоды, куропатки, кукушки, коршуны, совы (да, да – сам видел!), сапсаны, розовые фламинго – чего только не видел в казахских степях. Это я наблюдал своими глазами – или они тоже от сталинского гнева в то время все попрятались? А сейчас, вдруг, когда всё стало «хорошо и гладко» взяли да и «объявились»? Вывод: написанное авторами сего пасквиля есть полнейшая чушь, с целью привести сознание читателя в очень удручающее состояние – типичная «фишка» «крутого писателя».

« … Мама руками вырыла яму, нарвала ковыля, застелила дно и бока и в нее укладывала детей» - какая сногсшибающая фраза! Руками, без лопаты вырыла в Казахстанской многовековой степи (не целинной) и уложила детей на ковыль!!! И это при такой-то твёрдости почвы (голыми руками!). И ни слова о лопате или другом шансовом инструменте! Почему? Не спроста же это «невольное» замалчивание!? И это при том, что ковыль так колется (это ж издевательство над детьми, не правда ли?)!!! Автор явно никогда не копал даже лопатой казахстанскую целину!

«…По ночам к стоянке подходили шакалы и уносили обессилевших людей». Вот сколько жил в этом самом Анаре, но ни разу не слышал, что у нас водятся или когда-либо водились шакалы!!! Автор сего «труда» случайно, не перепутала ли эпохи? Ладно, хоть мамонтов не приплела! Или у нас учителя были такие тупые, что ничего не поведали нам о живущих в наших местах шакалах, которые могут унести человека? Или они жили раньше (в другую эпоху?), либо в другом измерении – там они могли бы быть и покрупнее мелкой дворняжки … потом же вымерли «за ненадобностью», как сейчас происходит с сайгаками? Или об этом специально умалчивали, потому что боялись гнева Сталина? А почему местные жители никогда не упоминали этих животных (способных унести человека)? Вот волков упоминали, лис (у нас их корсаками называли) – да, таковых и я неоднократно видел и даже отстреливал с самолёта. Мамонтов и шакалов – не видел (конечно, если не именовать некоторых писак этим почетным «званием»!). Ну, что ж - придётся вновь включить логику и … сделать соответствующие выводы! Чушь какая-то!

«…Строительство колхоза велось исключительно голыми руками, никаких приспособлений для облегчения физического труда не было. Строили клуб. Здание было довольно высоким. Уложили из досок трап, по которому женщины руками носили саман. Саман весом тяжелее кирпича в шесть раз.».  Я в курсе как делается саман … глина с соломой, замес, формование, сушка - да, он очень тяжел по сравнению с кирпичом, но это когда он загружается в форму – он тогда ещё сырой, но его никогда не поднимают в таком виде, только когда высохнет. А высохший саман намного легче, причем его изготовляют такого размера, чтобы его можно было транспортировать одному человеку. Поэтому выше помещённые слова автора – обычное преувеличение с целью «сгустить краски»! Да и насколько я помню – при проведении строительных работ строительный инструмент в Казахстане применяли всегда и все – много раз наблюдал своими собственными глазами. Чушь, ложь, как минимум – гипертрофическое преувеличение!

« … фельдшер был словно следователь, а не медицинский работник» - ну это даже и комментировать не стоит – голословное охаивание вся и всех! Ну всё плохо и все плохие! Такое бывает только у врагов и предателей, которые ну очень не любят свою родину!

« … Тогда мне, десятилетней, приходилось выходить на работу за нее, работа была — куда пошлют. На плантацию, доить коров» … Ну и что? И в моё время детей отправляли в близлежащие совхозы и колхозы на заработки – что тут удивительного? Родителям помогать надо! А на заработанные деньги нам родители покупали баяны, одежду, школьные принадлежности, альбомы, краски для рисования, наконец, и ещё много чего! И я сам работал, и друзья мои, и одноклассники … Так что ж и нам превращать факт приучивания нас к трудовой деятельности взрослой жизни в попытку эксплуатации детского труда? Да, нас посылали собирать на полях горох, огурцы, помидоры – на совхозных и даже школьных полях (и платили за это реальные деньги!), работать на сеялках, граблях, прессах по формировке тюков сена, припасать телят (тоже адский труд – по нескольку недель «путешествовать» в голой степи и в зной и в дождь) вместе со стадом коров и пастухом. Ну и что!? Обычный труд сельского мальчишки … но при желании это можно преподнести так же, как и автор сего печатного «труда». Эка невидаль! Это ж надо так вывернуть всё … наизнанку! Ну да – если из тепличных условий да сразу в такое – это ж уму непостижимо, что может показаться!!! И это странное для уха местного жителя словосочетание  «на плантацию» - мы тогда и такого слова то даже не знали! Оно явно из лексикона «забугорного» эксплуататора!

«…А на трудодни не давали ничего» - идиотизм чистейшей воды – ложь!!!

«…Помню, в 44-м году отец принес ведро пшеницы - выдали по итогам года. То-то был праздник!». Ну, слов нет – действительно, великий праздник! Это ж как надо работать на любимую родину, чтобы за год заработать только одно ведро пшеницы? Как раз в это время мой отец, мои деды, мои дядьки проливали кровь на фронтах, отец рассказывал, как плохо их кормили – люди из учебок рвались на фронт – там питание было чуть лучше, моя родная бабка замерзла в этот время в степи – пошла с сыном (моим дядькой) менять в соседний посёлок тряпки на хлеб, начался буран, они обессилили, бабка спрятала сына в копну, а сама пошла искать дорогу, сама замерзла, сына через несколько дней нашли обмороженного, когда мой дед (по матери) вернулся с фронта, то его встретили дети и могила жены («Тату, а у нас больше нет мамы! – слова моей мамы) ... Многие мои родственники вернулись с войны инвалидами, в том числе и мой отец, им впоследствии дали льготы, которыми редко кто из фронтовиков пользовался (помню – отец всё время уступал свою очередь на покупку автомобиля очередному «плакальщику» - так и умер, не купив машину «вне очереди»), и вот такие «писаки» в глаза отцу тогда говорили: «Мы что – не такие же люди как ты – тебе всё без очереди!!!». В то время, когда мой отец проливал кровь за родину, отец этой «писаки» (44 год!!!) «гнул спину в непосильном труде» на советскую власть! Не стыдно, мадам? Тебе ведро пшеницы, а моему отцу в это же самое время горсть свинца в ногу!!! Такой вот «праздник»!!! Сволочи! Отсиживались в тылу за спинами моих родственников и ещё имеют «совесть» писать пасквили на плохое житие в этой самой родине! Крысы тыловые! Жириновский бы сказал: «Подоноки!!!".

«…Школа из четырех классов, закончишь - надо ехать учиться в Осакаровку, за 18 километров, или в Анар - восемь километров» - автор не написал конкретно, в каком населённом пункте это было. Дело в том, что в округе 50-ти километров я в своё время не только объездил все эти места на велосипеде или с отцом на его «инвалидке», но и облетал (я бывший командир самолёта Ан-2), «продырявил» взглядом всю карту (в нескольких масштабах), вспомнил рассказы родителей и деда – это на случай того, что некоторые посёлки уже прекратили существование, и пришел к выводу, что на таком расстоянии от Анара, как пишет автор – 8 км, мог находиться только посёлок «Кинетай» (6… 7 км от Анара – на его развалинах я был неоднократно). Остальные посёлки или дальше от Анара (ближайший 12 км – Тургеневка, другие – 16км Байдала, Раздольное, 19км – Красное озеро …) или ближе 3,5…4 км – Ералы, Озёрное на километр дальше, что возле озера «Токсумак» (?), но это другой район, и из него в нашей школе, вроде, никто не учился, село Донецкое и «Дурной посёлок» не в счет – они находятся в границах Анара. Так вот, родители и деды никогда не упоминали в своих разговорах о наличии в Кинетае школы, а, тем более, клуба … Почему … а? Там всего-то было несколько домов – видно по сохранившимся развалинам. Кстати, из Кинетая родом был и мой земляк Бандышев, работавший парторгом в Целиноградском авиапредприятии – на тему Кинетая мы с ним частенько беседовали – ни одного слова о школе или клубе … странно! Даже в Анаре клуб начали строить в 1951 году, но не из самана (кирпич, шлакоблоки, литьё с использование шлака, пенобетон). А в малюсеньких посёлках сельсоветы встречал, конторы встречал, а вот клубы появляться стали уже гораздо позже (после войны) – на счет начальных школ точно не могу сказать. Так почему же автор не упомянул названия населённого пункта? Видимо, специально, чтобы нельзя было сориентироваться по месту с целью проверки! Извините, но логика, именно, об этом и говорит, а спорить с ней, по крайнем мере, непродуктивно!

«…Первый семилетний выпуск наша поселковая школа сделала в 1950-м году. Спустя двадцать лет после начала коллективизации... В тот первый выпуск попала и я … Приехав в Караганду, поступила в горный техникум, …» Насколько я помню - в округе станции Анар только анарская школа в то время была семилеткой (её закончил и мой отец – образование в 7 классов тогда считалось как сейчас одиннадцатилетка!). Такая бедная девочка, забитая и униженная советской властью и, вдруг, одна из первых поступила в горный техникум – какая жалость, дочь врага народа и в техникум (в то время не так-то легко было поступить …). Ну, надо же – какая нехорошая советская власть! Как это она могла такое допустить? А ведь, именно в это время, она … «и я никак не могла детским своим умом постичь весь ужас, случившийся с ними, с нами, вообще со всей страной...». Какой цинизм! Какая неблагодарность!!!

«…Так претворял в жизнь Сталин лозунг "Уничтожить кулачество как класс!". И уничтожали всех подряд…». «У отца было пять братьев и две сестры - все женатые и замужние, жили все вместе с бабушкой и дедушкой. У всех были дети. У каждого донского казака обязательно для службы должен был быть скакун - жеребец в полной боевой готовности, как и сам казак с саблей. Если восемь мужчин в доме - уже восемь скакунов, еще в каждой семье по одной рабочей лошади, по паре быков, по корове.» А ведь и мой дед был кулак – у него была лошадь, две коровы и пять детей! Он не хотел отдавать одну корову в колхоз, за что и просидел в амбаре (в селе Донецкое) целый месяц. А когда корову отдал в колхоз, то его отпустили. И никто его после этого не преследовал – подросла молодая телочка, и на следующий год у него снова было две коровы. Но я никогда не слышал от своего деда, чтобы он ругал за это советскую власть (даже в «кулуарах» или на кухне!). Слышал от людей, что налоги в то время были «добрые», но то ж была война – страну надо было спасать, люди это понимали. Только дурак или враг не сможет понять, что это была крайняя необходимость! «Восемь скакунов, рабочая лошадь, пара быков, да ещё и стадо другой живности» - вот в чем причина истинной подоплёки этого пасквиля – автор сего «писательского труда» есть отпрыск враждебного класса, антипод классу рабочих и крестьян, явно стоит «по другую сторону баррикады», то есть – классовый враг. Если по современному – олигарх того времени. Поэтому становится ясно, что прибыв из тепличных условий в «голую степь» (с затаённой злобой обиженного советской властью) им и не показались малиной местные условия – это ж работать нужно, спину гнуть так же, как и работягам из противоположного класса. Оно ж паразитировать то на чужом горбу всегда легче, а если заставили трудиться, так это для них хуже тюрьмы. Ведь выгнали их из насиженных мест не за просто так же? А ведь об этом – ни-ни … ни слова! И это в то время, когда наши родители, деды, дядьки проливали свою кровь на фронтах и за их жизнь тоже (чтобы они могли спокойно учиться в тех же техникумах!).

Люди, будьте бдительны – не поддавайтесь на такие изощрённые провокационные материалы! Их пишут или ваши враги (чаще всего классовые, они умеют «вышибить» из глаз слезу, а потом же на ваши плечи и сядут в качестве эксплуататоров!), или предатели-«засланцы»-казачки … за определённую плату! Будьте бдительны, ибо конечным результатом раскачивания таким образом общественного создания будет нечто чудовищное, это приводит к очередным майданам! А оно нам нужно!?

06.06.2015г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

P.S. Мажидова … мимоходом обратил внимание - интересная фамилия, обычно в каждой фамилии что-либо скрывается, например, профиль занятий рода (Бондарь, Неешборщ), откуда пошло происхождение рода, качественная составляющая рода … ( … жидова»), да и инициалы «Е.Б» тоже слегка что то напоминают – вроде как, слегка символично!

На фото - тот самый Анар, тот самый клуб ...

 

 

 

Картина дня

наверх