На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Легков
    Наверное, это потому, что в статье экстрасенс деньги вымогал! Вот вам и бизнес, и финансы. 🙂Экстрасенсы. Вери...
  • Валентина Кузьмина
    Очень жаль! Такие молодые! Жить бы да жить. Соболезную родным и близким.Территория Героев...
  • Vasily Golov
    Он больной.Для чего полез во власть.Так высказалась жена одного работника-сослуживца про Рыбинску.План Андропова и ...

ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА История школьного быта в России с 1930-х и до наших дней - 4

Никаких стандартов – ни в школе, ни в политике, ни в жизни

В 1991 году распадается СССР – советская эпоха заканчивается, и начинается странное десятилетие, наполненное одновременно реформами и нищетой, надеждами и цинизмом, свободой и деградацией, отсутствием государственной цензуры и появлением новых хозяев жизни (от предпринимателей до бандитов). Девяностые можно называть «лихими», а можно, по аналогии с американскими двадцатыми, «ревущими».

Новые времена для всех оказались непростыми – нужно было как-то приноравливаться к переменам. Тяжелее всего пришлось бюджетным учреждениям, не в последнюю очередь школам. В 1991 году президент Ельцин подписал указ, в котором декларировал приоритетное значение системы образования для новой России. Но это так и осталось декларацией – денег выделяли ничтожно мало, по-настоящему их хватало только на простое выживание.

В 1992 году принимается закон «Об образовании», который гарантирует светский характер образования и свободу школы от всякой идеологии. В нём же закреплена возможность открывать частные учебные заведения, возможность для школ создавать свои программы обучения. Появляются возможности педагогических и образовательных экспериментов, новые и необычные современные школы. Меняются и правила поступления в вузы. Иногда ответом на это становится появление классов с необычными литерами «э», «у», «г» – чаше всего это означает, что у класса особые отношения с каким-то факультетом или целым университетом. Это позволяет выпускникам без экзаменов поступать в определённый вуз.

Создавать единые программы обучения в принципе становится невозможно. Издание школьных учебников встаёт на рыночные рельсы, теперь различных учебных пособий просто море, совершенно разных, с различными подходами и взглядами. Всё это приводит к серьёзному расслоению среди учебных заведений – по качеству образованию, по составу учащихся, по перспективам выпускников. Школьникам не из столиц становится сложнее поступать в московские и петербургские университеты – эту проблему смогут решить только с введением ЕГЭ в 2000-е годы. В самих школах нормальны задержки зарплат учителям, отсутствие материальных вложений в ремонт и обновление. На этом фоне огромную роль начинают играть разнообразные частные фонды, прежде всего – фонд Джорджа Сороса, который раздаёт стипендии и гранты школьным и вузовским преподавателям. Сороса, впрочем, постоянно ругают с высоких трибун и обвиняют в желании влиять на российское общество.

Школа, в некотором роде, представляет собой модель общества в миниатюре – и школа девяностых не может быть исключением. Страна меняется. Президент Ельцин сражается с коммунистами, расстреливая оппонентов из танков. Одновременно с этим в России разворачивается строительство капитализма и приватизация – со всеми сопутствующими признаками: вырастают олигархи, появляются бандиты, киллеры и рэкетиры. Чуть ли ни каждый день появляются новые финансовые пирамиды, которые обещают вчерашним советским гражданам лёгкую прибыль. В середине девяностых начинается война в Чечне, а террористические акты в российских городах становятся частью повседневной жизни. Еще одной серьезной проблемой становится наркомания – прежде всего среди молодых людей.

Доступным становится всё – от литературы до музыки, от кинематографа до путешествий за границу. В книжных магазинах вперемешку продаются эротические романы, русская классика, переводная фантастика, боевики, конспирология. В музыке диапазон доступного еще больше – тут тебе и попса (от Киркорова до Булановой), и рок (как отечественный, так и западный), хип-хоп, электроника, панк, шансон и блатняк – словом, всё что угодно.

Школьной формы больше нет, догмата партии и идеологии тоже – в этом плане школьники во многом предоставлены самим себе. Кажется, вся страна облачается в турецкие свитера Boys и фальшивые кроссовки, копирующие иностранные бренды. В ларьках (ещё одна примета нового времени) продается все – от шоколадных батончиков и пива до презервативов и фальшивых французских духов.

В 1998 году правительство объявляет дефолт по своим долговым обязательствам – в стране происходит первый экономический кризис эпохи капитализма. Рубль девальвировался в несколько раз (с 6 рублей за доллар до 28 рублей), цены на товары резко выросли, упали сборы налогов. Спустя месяц после этого кризиса запускается вещание российского MTV – и оно надолго станет законодателем мод и вкусов для российской молодежи.

Эпоха девяностых заканчивается новогодним обращением Ельцина 31 декабря 1999 года – он объявляет о том, что уходит с поста президента, а вместо себя оставляет преемника Владимира Путина – ещё не президента, а исполняющего обязанности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх