На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Тихонов
    Всех калбитов на хер из страныТаджикистан после...
  • demyr150648
    Нам есть кем гордиться и уважать! Вечная память!Перенес 17 операц...
  • ВераВерная
    Спасибо за рассказ. Ко всему надо подходить основательно, вот и Ваша рыбалка поэтому удалась!Рыбалка на остров...

Природа нации

Английский писатель Ричард Олдингтон, в романе «Все люди - враги», утверждал, что «...если жить всеми чувствами, непосредственными живыми восприятиями, вместо выдуманных, отвлечённых, тогда и впрямь все люди оказываются врагами». Сразу подумалось, ну, разве что - всеми без исключения чувствами, тогда конечно... Ведь каких только опасных для окружающих людей чувств и отрицательных «непосредственных восприятий» - не рождает непростая человеческая жизнь! И если не обуздать их разумом - такое начнётся!!

К счастью, самые опасные чувства человека всё-таки удаётся обуздать - не только разумом, но другими сдерживающими чувствами, чаще всего - страхом, а еще инстинктом самосохранения. Но есть такое универсальное определение - любовь, которая тоже относится к области чувств, причём очень сильных, живых и непосредственных! Так что, если попытаться жить всеми чувствами, то самое сильное из них - любовь - может и победить! Это может быть сильная любовь к родине, к родительскому дому, к определённому человеку. В любом случае от любви - теория английского писателя моментально рушится! Если тебе посчастливиться ощутить чувство любви к родине, например, ты уже перестаёшь отчуждённо смотреть на незнакомых тебе соотечественников. Ты начинаешь понимать, что связан с ними какими-то высшими узами ответственности и долга. Это метафизическая близость! Она заставляет людей действовать согласованно, не жалеть своих жизней для общего дела. Во время военного конфликта - чужие, а то и враждующие между собой люди, бросали вражду и спасали друг друга! Всё это приходит к нам через генную память, и хранится там, готовое в любую стать «непосредственным восприятием» в понимании Олдингтона. Человек тогда забывает инстинкт самосохранения, страх и доводы разума!

При этом, невозможно убедить сограждан, которые не имеют такой памяти, (или она умерла в них), что душевный порыв защитника родины - честно, искренне переживается человеком.

 

В январе этого года на сайте «Известий» в Интернете были опубликованы заметки Сергея Роганова. Вот, что он пишет о Высоцком. «Его исступленный патриотизм был нелеп, так же как многие военные песни походили на лубочные картинки». Эту чудовищно искажённое представление могло быть только у человека, не воспринимающего идеалы страны проживания. Что делать? Он другой, но чрезвычайно самоуверенный. Он надеется, что эта оценка самая интеллектуально-правильная! Его невозможно убедить в том, что многие фронтовики любили песни Владимира Высоцкого о войне. Еще мало зная его биографию, некоторые из ветеранов были уверены, что наш бард сам воевал в Великую Отечественную войну - насколько точно Высоцкий прочувствовал душу нашего бойца в этой смертельной схватке.

Не ребёнком же он всё это усвоил в период с трёхлетнего до восьмилетнего возраста, родившись в 1938 году? Значит, это было в нём изначально как матрица! И надо было только прочесть воспоминания фронтовиков, как всё в душе «выстроилось», превратилось в живое, непосредственное переживание. Поражает позиция автора заметки в «Известиях». Он осуждает «исступленный пафос» песен, а ведь это тем самым осуждает и сам пафос борьбы советских солдат с фашистским нашествиям. Задумывался ли автор над тем, что перед опасностью смерти солдат чувствует и действует так, как это свойственно только его ментальности. Именно с таким «пафосным» настроением наши воины и смогли победить! Такой у них национальный характер. Как бы там не изощрялся политрук в своих призывах «за Родину», «за Сталина», он ничего бы не достиг, если бы высокие понятия и чувства не существовали изначально в солдатской душе! И если бы он не мог выразить их с присущей советскому солдату прямотой и открытостью! Более того, когда после боя особо отличившихся спрашивали: почему они так безрассудно бросились в самое пекло, бойцы не могли ответить, потому что ни разум, ни расчёт не руководили ими! Их направляло безотчетное чувство, исходящее от самой природы и её Создателя.

Какое счастье, что не было тогда среди военных корреспондентов газеты «Известия» таких публицистов, как Роганов, и солдатам не надо было прятать свои чувства перед атакой, стесняясь замечаний журналиста. Только представьте себе на миг (в порядке эксперимента) таких журналистов на передовой 1943 года. И чтобы они учили солдат громко не выражать свои патриотические чувства, не размахивать красными флагами. Какой бы катастрофой закончилось всё это!

Кстати, что-то похожее у нас уже было. В интернете приводились такие факты: после февральской революции 1917 года Временное правительство России издало приказ № 1 по всем армейским частям - не подчиняться командирам! Вся власть в армии переходит к солдатским комитетам. И это в самый разгар войны. Русская Армия перестала быть боеспособной в несколько дней!

В наше время снова у нас «маячат» призраки тех же «демократов»-временщиков. Их невозможно убедить в полезности «пафоса», потому что у таких «соотечественников» отсутствует уважение к глубинным славянским духовным ценностям. Они совершенно не могут или не хотят понять, что эти ценности могут быть усвоены национальной душой только в определённой форме - чаще всего в эпической. Поэтому война 1812 года нашла отражение в величественном романе «Война и мир», а не в форме приключений, подобных похождениям солдата Швейка. И эпопея Льва Толстого вдохновляла людей именно своим высоким «пафосным» настроем. Это подтверждает и недавно опубликованный в пятом номере «Нового мира» за 2013 год материал Кирилла Кобрина о Лидии Гинсбург и её «Записках блокадного человека»:

«В годы войны люди жадно читали „Войну и мир", - чтобы проверить себя (не Толстого, в чьей адекватности жизни никто не сомневался). И читающий говорил себе: так, значит, это я чувствую правильно. Значит, так оно и есть. Кто был в силах читать, жадно читал „Войну и мир" в блокадном Ленинграде». У Толстого «народная война», «патриотический подъем» редуцируются к огромному количеству отдельных поведенческих феноменов, так или иначе вписанных в разного рода сословные, профессиональные, гендерные модели, представляющие собой налаженную систему социальных ритуалов»

Так или иначе, а этот спасительный «пафосный» патриотический подъём существует и показал себя как спаситель огромного числа людей в самые тяжкие дни ленинградской блокады. «Чувствовать правильно»- значит не отчаиваться и не трусить, забыть про своё нездоровье, голод и холод. Есть что-то более великое и значительное, чему ты должен следовать, чтобы вместе со всеми выжить! «Чувствовать правильно» - это значить - не кривляться и не ёрничать, а научиться смотреть на мир серьёзно и с трепетным уважением к таким понятиям как война, родина, долг и смерть!

Это уже не просто непосредственное чувство в понимании писателя Ричарда Олдингтона, а скорее могучий инстинкт. Читая многочисленные статьи «борцов» с этим природным инстинктом, невольно спрашиваешь себя, есть ли у них вообще что-то святое? Человек не может жить, не уважая своё отечество, свой род! Ведь есть же и у Роганова и его сторонников свои духовные приоритеты. Почему они не рассказывают нам о них, не стараются увлечь нас своим, более «правильным» пониманием жизни, а с иронией и сарказмом «развенчивают» высокие чувства чужих им соотечественников, как мифы и нелепости? Пытаются спорить с природой? Может быть потому, что людей, разочарованных в высоких идеалах, легче покорять? Легче внушить им, что существует только «здравый смысл» и демократические свободы. Надо, чтобы все поверили: весь пафос патриотизма, в основе которого лежит бесценное чувство ответственности за родину - это чувство не природное, врождённое, а социально-приобретённое. В годину тяжких испытаний оно помогает выжить, а в мирное время о нём лучше не вспоминать. Оно только мешает строить государство на основе общедемократических духовных ценностей! В общем - победили и забыли!

Очень характерны в этом плане всё те же «Записки блокадного человека» Лидии Гинсбург. Полемизируя с Львом Толстым: «она тоже редуцирует «народную войну», «подвиг блокадников» к совокупности поступков отдельных людей, занятых выживанием. Привод, который заставляет эти колесики вертеться так, как надо для функционирования военно-государственной машины, - «социальный ритуал». Создавая (порой, воссоздавая в измененном виде довоенный) этот и другие ритуалы, выполняя их, доводя свое участие в них до автоматизма - вытесняя тем самым «биологическое», - блокадники побеждают Гитлера!»

Определённой части нашей интеллигенции очень бы хотелось, чтобы чувство ответственности за родину так и оставалось «социальным ритуалом» - палочкой-выручалочкой в военное время. Без всякой там биологии, генной памяти и прочих премудростей.

А вот в мирное время все должны слушаться умного дядю или тётю, которые внушат, что вы часть мирового рыночного сообщества и должны работать под руководством опытных менеджеров, учиться у либеральных филологов и историков. И чтоб про духовную родину, про какие-то там особенности национального развития - ни слова!

Жаль, что ветераны войны не смогли ответить С. Роганову на его заметку о «нелепом патриотизме» песен Высоцкого о войне. А уж тем более жаль, что сам Владимир Семёнович не смог возразить и по-мужски отреагировать на нелепые обвинения автора.

Как-то в записной книжке я нашёл выражение поэтессы Беллы Ахмадулиной: Великий поэт не может быть патриотом одной страны! Это так она писала об Иосифе Бродском в «Известях» в 2003 году. Может быть, Бродский и не может быть патриотом. Говорят, он сам себя ощущал поэтом всемирным. Прекрасная, чудная поэтесса писала это искренне, в порыве высоких чувств. Но тут же я вспомнил, что за восемьдесят лет до этой публикации, революционер Лев Троцкий в своей книге «Моя жизнь» утверждал, что Пушкин не национален. Это был уже умысел: не делайте из Пушкина русского символа! Он - поэт всех народов, проживающих на данной территории. Да никто и не спорит! В Эфиопии Александра Сергеевича тоже чтят поэта как своего - эфиопского гения! И это естественно, потому что в его творчестве есть всемирные идеи и образы для всех. Весь вопрос в том, что сделало из сына внучки эфиопского пленника - великого национального поэта! В данном случае, обращаясь к Пушкину, как национальному гению, русский человек хочет лучше познать самого себя! Он действует согласно своей природе, не пытаясь никого осудить или принизить!

Но каких только несправедливых обвинений и обидных фантазий не приходится слышать ему! Кажется, это так просто: уважай и цени всех сограждан, обогащайся их лучшими духовными национальными качествами и культурным наследием. Но попробуй, воспитай в себе эту объективность и уважительность! Попробуй, победи в себе национальную «ревность» и нетерпимость! А ведь другого пути к созданию сплочённой многонациональной державы нет!

Валерий  Скрипко

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/22/priroda_nacii/


Картина дня

наверх