На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • владимир рябченко
    поэтому и удары по экономике нанесены и по семейным ценностям... государство нас рожать не просило!!??? а законы обес...Семья, как часть ...
  • владимир рябченко
    Его конвергенция икается стране и народу уже более 30 лет...План Андропова и ...
  • валерии темников
    ЭПОХА 30-50 годов требовала наличия ТАКИХ личностей как СТАЛИН,ДЗЕРЖИНСКИЙ, БЕРИЯ  для становления, развития  и подъё...Лаврентию Павлови...

Осиное гнездо Минобра начали "сносить"

Осиное гнездо Минобра начали "сносить"

Вчера Общественный совет при Минобрнауки РФ подготовил официальное заявление на законопроект, который на прошлой неделе главы двух ведущих думских комитетов – по образованию и безопасности - Вячеслав Никонов и Ирина Яровая - внесли на рассмотрение депутатов Государственной думы РФ. Этот законопроект предлагает внести ряд существенных поправок в законы "Об образовании" и "Контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в той их части, которые касаются, как ряда базовых положений, так и пресловутой проблемы единых учебников, которая впервые была поднята Ириной Яровой на государственном уровне еще летом прошлого года.

Надо сказать, что как участник большинства круглых столов, инициированных Яровой по данной проблеме, я лично убедился, насколько это грамотный, в хорошем смысле дотошный и неравнодушный человек. Но главное даже не в этом, а в том, что, озаботившись проблемой единых школьных учебников по базовым предметам, она, вероятно, даже не подозревала, какое осиное гнездо ей придется раскопать и насколько глубоко ей доведется "погрузиться" в эту тему, которая давно стала монополией наших либералов от науки и образования.

Теперь во всей своей красе ей и другим парламентариям стало совершенно очевидно, кто, как, а, главное, зачем все эти годы социал-дарвинистских реформ, четко выполняя социальный заказ транснациональных корпораций, гробил одну из лучших в мире советских систем дошкольного, школьного и вузовского образования. Кто и зачем под личиной "вариативности", "счастливого детства", "единства мирового образовательного процесса", "плавного вхождения России в клуб цивилизованных держав" и прочего, отстаивал интересы русофобов всех мастей и званий, начиная с г-на Дж.Сороса и кончая лавочными интересами руководителей разных издательств, которые несказанно обогатились за государственный счет на ежегодном издании миллионов школьных учебников.

И только за это перед депутатом Ириной Яровой нужно снять шляпу, ибо далеко не каждый облеченный властью человек осмелится замахнуться на "святая святых" наших "реформаторов", которые очень давно, а главное крайне глубоко запустили свои щупальца во все сферы нашего образования. Дальше отступать уже нельзя – "Позади Москва"!

Совершенно очевидно, что законопроект "Никонова-Яровой" наносит первый, но главное смертельный удар по всей этой "банде" либерал-реформаторов и записных русофобов, давно и прочно монополизировавших не только самые лакомые вузы, образовательные центры, гимназии и школы, но и определявших саму политику в образовательной сфере последние четверть века, которая поставила нашу страну на грань интеллектуальной катастрофы. Поэтому они сразу возбудились и разродились "Заявлением общественного совета при Минобрнауки РФ", в котором "выразили явное беспокойство действиями Ирины Яровой".

Причем, как всегда, эти господа не только "наводят тень на плетень", но и "приплетают" президента страны, которого они в очередной раз надули: "Введение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора, приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. К тому же президент РФ Владимир Путин уже давал поручение об определении в имеющихся школьных образовательных стандартах базового содержания без изменения их структуры. Ограничение числа учебников до одного по "Математике", "Русскому языку", "Литературе" и "Истории России" и обязательность их использования сделают невозможным обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одаренных ребят и т.д.) и, главное, использование различных методических подход учителей. Это также входит в конфликт с 44-й статьей Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания", а посему они "не поддерживают и считают невозможным принятие" этого законопроекта "в действующей редакции".

Среди подписантов "Заявления" - сплошь и рядом хорошо известные персоны: Виктор Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ), Евгений Ямбург (глава Центра образования № 109), Виктор Лошак (директор по стратегии Издательского дома "Коммерсант"), Майя Пильдес (директор гимназии № 56), Сергей Волков (учитель Центра образования № 57) и другие. О том, кто такие эти господа, давно и хорошо известно, однако возникает законный вопрос: "А почему именно эти персонажи от имени всего общества и миллионов российских педагогов входят в министерский Общественный совет, кто их туда делегировал и за какие такие заслуги?".

То, что г-н Болотов долгие годы был заместителем министра образования РФ (1992-2004), а затем главой Рособрнадзора (2004-2008) и приложил максимум усилий для развала всей устоявшейся системы отечественного образования, не знает только ленивый. Однако мало кто знает, что именно этот "реформатор" носит очень сомнительный титул "отца-основателя ЕГЭ". То что, г-н Ямбург уже 30 лет возглавляет Московский Центр Образования № 109, где с "неизменным успехом" реализует свою идею "адаптивной школы" и является автором "классических трудов" по педагогике типа "Педагогический декамерон" (2008), тоже ни для кого не секрет. Но зато мало кто знает о том, что именно этот доморощенный Джованни Боккаччо от "российского" образования был одним из пионеров платного образования в Москве и перевода всей системы дополнительного и внеклассного обучения и воспитания, в том числе кружковой работы, на рельсы рыночных отношений, сиречь налаженного изымания денег из карманов "благодарных клиентов" в лице мам, пап, дедушек и бабушек своих учеников.

Кто такой Лошак и с чем его едят, все и так прекрасно знают, но вот какого рожна он делает в Общественном совете при Минобрнауки РФ и что советует там, одному Господу Богу известно, ибо к системе российского образования он имеет точно такое отношение, как Римский папа к марксизму-ленинизму.

Наконец, г-н Волков, презентующий себя только как учитель литературы знаменитой московской "Пятьдесят седьмой школы". Хотя, он, конечно, скромничает и почему-то скрывает, что помимо прочего он уже восемь лет является доцентом НИУ ВШЭ и главредом журнала "Литература" Издательского дома "Первое Сентября". Более того, с 2013 года он возглавляет Центральную предметно-методическую комиссию Всероссийской олимпиады школьников по литературе, которая последние три года проводится исключительно НИУ ВШЭ. Он же формировал и весь состав этой комиссии, куда входят профессура ВШЭ (Павловец, Абелюк Пенская, Добрынина, Зыкова), шеф-редактор журнала "Литература" Дмитренко и постоянный автор этого журнала, учитель московской гимназии № 1514 Храмцова. Между тем, хорошо известно, что все призеры Всероссийских олимпиад де-факто сразу получают высший бал по своему предмету, который гарантирует им поступление в лучшие вузы страны.

Между тем, монополия в организации и проведении этой олимпиады НИУ ВШЭ дает очень неплохие результаты. Так, в 2014 и 2015 годах среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по литературе значатся учащиеся школы № 57 и гимназии № 1514:

1) Файнберг Вероника (11 класс, 2014 г. – учитель С.В.Волков)
2) Машкова Ольга (10 класс, 2015 г. – учитель С.В.Волков)
3) Свищева Юлия (11 класс, 2014 – учитель Р.А.Храмцова)
4) Саньков Александр (11 класс, 2015 - учитель Р.А.Храмцова)
5) Юдова Татьяна (11 класс, 2015 - учитель Р.А.Храмцова)
6) Панченко Юлия (9 класс, 2015 - учитель Р.А.Храмцова)

Но возмутительно даже не это, а то, что и кого предлагают в качестве конкурсных заданий. Например, в этом году детям для анализа был предложен следующий текст известного диссидента и литературного пошляка г-на Аксенова из его рассказа "Победа":

"Бурный летний праздник любви на поле "h8" радовал и вместе с тем тревожил гроссмейстера. Он чувствовал, что вскоре в центре произойдёт накопление внешне логичных, но внутренне абсурдных сил. Опять послышится какофония и запахнет хлоркой, как в тех далёких проклятой памяти коридорах на левом фланге.

– Вот интересно: почему все шахматисты – евреи? – спросил Г.О. – Почему же все? – сказал гроссмейстер.
– Вот я, например, не еврей.
– Правда? – удивился Г.О. и добавил: – Да вы не думайте, что я это так. У меня никаких предрассудков на этот счёт нет. Просто любопытно.
– Ну, вот вы, например, – сказал гроссмейстер, – ведь вы не еврей. – Где уж мне! – пробормотал Г.О. и снова погрузился в свои секретные планы. "Если я его так, то он меня так", – думал Г.О.
– Если я сниму здесь, он снимет там, потом я хожу сюда, он отвечает так... Всё равно я его добью, всё равно доломаю. Подумаешь, гроссмейстер-блатмейстер, жила ещё у тебя тонкая против меня. Знаю я ваши чемпионаты: договариваетесь заранее. Всё равно я тебя задавлю, хоть кровь из носа!".

А вот такой персонаж - Герман Лукомников, который был представлен как "очень большой писатель", был приглашен в качестве "культурной программы" для детей. А о том, каков уровень этого "писателя", можно судить по таким его "стихам":

Судя по моим стихам,
Я какой-то жуткий хам!
* * *
Тапочки — белые... Я не в гробу ли?!
Похоже, меня офигенно обули.
* * *
У меня депрессия:
Ошельмован в прессе я.
* * *
Я такой эротоман...
Заведу-ка я роман.
* * *
Пролетарий, хреневей!
На экране — Гринуэй.
* * *
Я требую
Фашистов
посадить,
Чтоб мог я требовать
их всех освободить!

* * *
Где вы, девы?
- Вот мы девы.
А ваши девственныя пле’вы?
Или, как их там - плевы’?
Где посеяли их вы?

Ну, и наконец, по поводу свободы творчества педагогов, закрепленной в 44 статье Конституции РФ: не надо, господа либералы, "наводить тень на плетень" – единый базовый учебник создается для детей, а не для педагогов и никто их право на свободу творчества, а тем более разные методики преподавания, не отменял и не собирался это делать. Однако каждый педагог должен прекрасно сознавать, что его свобода творчества в школе заканчивается ровно там, где он выступает не просто как свободная личность, но как учитель, которому государство доверило обучать и воспитывать будущих граждан страны по государственному образовательному стандарту, который должен быть одинаков для всех учеников. Поэтому меня, да и не только меня, очень удивляет, почему чиновник высочайшего ранга, министр образования РФ г-н Дмитрий Ливанов своим приказом ввел в министерский Общественный совет г-на Волкова, который прямо заявляет: "Государство хочет контролировать учебный процесс вплоть до самой последней его клеточки. Клеточка – это класс. Я захожу в класс, закрываю дверь и стараюсь, чтобы эти щупальца сюда не пролезли. Это моя задача – отсечь влияние руководящего государства как можно раньше".

И тут мы возвращаемся к тому, о чем шла речь на последнем совместном заседании советов по межнациональным отношениям и по русскому языку с участием Владимира Путина. У нас сейчас, к сожалению, болонская система в образовании. Она сводит уровень подготовки педагогов на ноль. И после окончания бакалавриата выходят из институтов неучи. Такой "сопляк" приходит в школу, ему дают 15-16-летних детишек. Чему он их научит? У него и так авторитета нет в силу своего возраста, а плюс еще он недоучен как специалист. Из пустого сосуда в пустой ничего не перельется. И тот, и другой останутся пустыми. Учительский сосуд должен быть наполнен, чтобы из него что-то дать ученикам. А чтобы он был наполнен, надо, во-первых, восстановить советскую систему пятилетнего обучения педагогов, а, во-вторых, убрать так называемую технологизацию учебного процесса – вернуть стандарты фундаментального образования по предметам.

Автор учебников по истории Евгений Спицын специально для Накануне.RU

Источник →

И тут же выступили с инициативой.

ЕГЭ. Фото: FREDERICK FLORIN/AFP/Getty Images

ЕГЭ. Фото: FREDERICK FLORIN/AFP/Getty Images

Заксобрание Карелии внесло в Госдуму законопроект об отмене в России Единого госэкзамена (ЕГЭ). Авторы инициативы предложили постепенно перейти к традиционной сдаче экзаменов по русскому языку и математике.

Выпускные ЕГЭ примитивны и разрушают школьное образование, что приводит к падению уровня знаний выпускников, говорится в пояснительной записке.

«Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить. Единый экзамен по русскому языку сделать добровольным, как и остальные вступительные ЕГЭ. В качестве государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по русскому языку рассматривать итоговое сочинение, предоставив школам право оценивать его самостоятельно», ― гласит законопроект.

Также авторы законопроекта предлагают отменить ЕГЭ по математике и проводить экзамен в виде выпускной контрольной работы с несколькими уровнями сложности. При этом задания должны быть более сложные, чем существующие в ЕГЭ, что позволит стимулировать процесс обучения.

Замена ЕГЭ на традиционную форму должна проходить постепенно. В первые два года школы проводят традиционные экзамены на добровольной основе, не готовые к этому учебные заведения выставляют аттестационные оценки по итогам текущей успеваемости. Через два года математику и русский язык школьники будут сдавать в традиционной форме.

Это не первое предложение отмены ЕГЭ

В январе этого года депутат Госдумы от фракции ЛДПР Роман Худяков выступил с предложением отменить в школах ЕГЭ. «Наши с вами дети от этой системы только тупеют, дурнеют и, главное, идут даже на самоубийство», — заявил парламентарий. По мнению политика, Россия должна вернуть прежнюю форму государственной итоговой аттестации.

Он напомнил, что Россия для проведения реформы образования 14 лет назад брала кредит у мирового банка в размере $50 млн. Однако реформа не удалась, считает депутат.

Результаты и последствия ЕГЭ

ЕГЭ ввели в России в 2009 году. Он одновременно служит выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. После его сдачи выпускники получают свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны баллы по предметам. ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных — в вузы.

Единого мнения по поводу пользы или вреда такого экзамена нет. Важным плюсом введения ЕГЭ стала возможность подавать документы не в один, а в несколько вузов. Шанс на поступление таким образом увеличивается.

Многие критики говорят о субъективности любого тестирования, в том числе и ЕГЭ. Правильный ответ можно выбрать не за счёт своих знаний, а с помощью интуиции или метода исключения. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, около 50% школьников, сдавших ЕГЭ, практически ничего не знают о Второй мировой войне, реформах Столыпина и Конституции РФ. Такая же ситуация наблюдается и по другим дисциплинам.

Сколько стоит ЕГЭ

Новый вид сдачи экзаменов лёг нагрузкой на бюджет страны. Ежегодно увеличиваются бюджетные траты на ЕГЭ в разы. Согласно отчёту Общественного движения «Обрнадзор» «Анатомия ЕГЭ», в 2013 году на организацию ЕГЭ потратили свыше 312 млн рублей, в 2014 году — более 1,2 млрд рублей (в 4 раза больше).

В 2015 году стоимость ЕГЭ составила 1,3 млрд рублей, в 2016 году прогнозируют её рост до 2 млрд рублей.

Для родителей подготовка к ЕГЭ также приводит к большим растратам. В основном все родители полагают, что школьных знаний недостаточно, и для подготовки к сдаче ЕГЭ требуются репетиторы. По данным ВЦИОМ, так думают 54% россиян.

Основатель сервиса Preply Кирилл Бигай оценил рынок репетиторских услуг только по подготовке к сдаче ЕГЭ примерно в 15 млрд рублей. В Москве стоимость одного занятия с репетиром варьируется от одной до 15 тысяч рублей в зависимости от квалификации репетитора.

Вся система проведения ЕГЭ подвержена коррупции. Наблюдатели на ЕГЭ являются кадровыми сотрудниками Рособрнадзора. Таким образом, ведомства за бюджетные деньги сами себя проверяют. Общественная палата создала свой ситуационный центр мониторинга хода ЕГЭ, и у них имелись претензии к проведению экзаменов.

Источник →

Но ведь они лезут и лезут. Их в дверь, так они в окно!!!

В России хотят ввести универсальное кастовое образование по сингапурскому образцу с номерами вместо имен и школьными аттестатами разного уровня.

Тюменские родители протестуют против реорганизации системы образования: местные власти в поисках "большего социального и экономического эффекта", а также "повышения качества образования" намерены сделать из 50 тюменских школ 25. Второй повод для родительского протеста – намерение чиновников ввести в школах так называемую "групповую сингапурскую систему образования".

А в Татарстане родители уже не протестуют: к ним "сингапурская система" пришла еще в 2011 г. – после знакомства генерального директора организации EduCare, президента профсоюза учителей Сингапура Майка Тирумана с руководством республики при посредничестве журналистки Тины Канделаки, прокладывавшей в ту пору свой так и не сложившийся путь к посту министра образования России.

Майк Марияппа Тируман начал свою интервенцию в Россию со слов: "В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания", - отставания, безусловно, российского. После запланированных масштабных тренингов 30 тыс. педагогов Татарстана должны были понять, как по-настоящему они должны обучать российских детей, чтобы "догнать Сингапур".

В 2013 г. все это уже претворилось в трехлетнюю программу "Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан", в рамках которой действовали десять "тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому подходу". Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан, подготовлено 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республик, 200 тренеров-методистов обучили более 17 тыс. учителей.

Теперь сингапурские наставники регулярно навещают Татарстан для проверки того, насколько успешно видоизменяется местное образование.

На что именно мы должны равняться

До реформы 1979 г. сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.

Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на "повышение качества" собственного населения и провозгласил: "Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком". Это вызвало гневные протесты общественности и обвинения его в космополитизме, размывании национального самосознания, ведущего к утрате национальной идентичности и т.п., но так и не остановило процесс.

Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта "singlish".

В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям, для того, чтобы дать каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.

В 1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.

В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – ее отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.

В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учебу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.

Сейчас десятилетнее обучение в Сингапуре включает в себя трехлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырехлетнее школьное.

Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входит общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский, счет.

В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в среднюю школу.

Направления обучения в средней школе: специальное, "экспресс" (углубленный английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий, ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.

Производство дешевой рабочей силы как новая цель российского образования
По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдается аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт; после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.

Основные черты сингапурского образования: разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся, обучение на нескольких языках с упором на английский язык, естественные науки и математику, развитая система технического образования, независимые и автономные школы, децентрализация власти в школах и делегирование ее директорам.

Сейчас на 5 млн жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.

Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов – увеличена нагрузка и зарплата.

Пазлы сингапурской методики

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчеркивают, что эти приемы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – "Драмогерменевтике" П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – 13 основных, всего около 250.

По требованию компании "Educare" педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: "мэнэдж мэт" (управление классом через распределение учеников в одной команде из четырех человек: кто-то сидит рядом, а кто-то – напротив, как оппонент); "хай файв" (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис ("друзья по времени"); "тэк оф – тач даун" ("встать – сесть"); "джот тост" ("запишите мысль"); "тик – тэк – тоу" (составить предложение с обязательными словами в схеме); "сте зе класс" ("перемешай класс", ученикам разрешается свободно бродить по классу); "конэрс" (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); "сималтиниусс раунд тейбл" (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку); "куиз – куиз – трейд" ("опроси – опроси – обменяйся карточками"); "таймд пэа шэа" (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); "микс пэа шэа" (произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение тем в коротких (релли робин) или в полных ответах); "микс фриз групп" (смешивание учащихся под музыку), "тим чир" (время разминки).

На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together, "пронумерованные головы, работающие вместе"), разбивают на четверки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях. Они нацелены на взаимодействие "ученик – ученик" и "ученик – учебный материал", но не на модель "педагог – ученик" - педагог в образовании в итоге должен быть сокращен.

Важно также понимать, что дети "натаскиваются" на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Тесты и рейтинги

Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы приводят результаты исследований, проведенных по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA).

Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые "позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом".

Производство дешевой рабочей силы как новая цель российского образования
Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники "не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме".

Исходя из "приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом", результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.

Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545, Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.

Чему нас хочет научить господин Тируман

Майк Марияппа Тируман, генеральный директор Educare International Consultancy Limited, президент Singapore Teachers Union (STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: "Думающие школы, обучающаяся нация", в которых разъясняет, насколько отличаются сегодняшние "пассивные ученики индустриального века" от эталонных "заинтересованных обучающихся XXI века".

Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, взрослые детям не нужны, и в целом повторяют "дорожную карту" скандально известного ювенального форсайт-проекта "Детство-2030" (2010 г.).

По мнению Майка Тирумана, "роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель".

В частности, в детских садах Сингапура не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами "создают проекты" и "развиваются под наблюдением" (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.

В августе 1966 г. идеальным продуктом системы образования Сингапура были названы "сильные и стойкие учащиеся, обладающие огромной выносливостью, выдержкой, интеллектуальной дисциплиной, скромностью и любовью к людям".

Сегодня идеальный ученик "по-тирумански" - это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.

Образование "по-сингапурски" - это технологичное производство интеллектуального продукта под определенный заказ.

Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.

Каждому – по способностям

Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов.

Создавалась так называемая "меритократическая" система ("власть достойных"), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие "человеческих ресурсов" посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.

Перед создателями стояла главная задача – подготовка интеллектуальной и бизнес-элиты; в инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что "в школах должен царить кастовый дух", главный лозунг призывал: "Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше".

Система образования Сингапура опирается на три базовых теории: человеческого капитала (образование – это инвестиция), прогрессивная, или реформаторская (образование – это формирование навыков); структурная (образование – это просто производство рабочей силы). В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.

Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства; обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.

В итоге, образование превратилось в "ключевое средство воспитания компетентной и продуктивной рабочей силы, умеющей адаптироваться к изменению обстоятельств и обученной приобретать новые навыки в течение всего периода активной рабочей деятельности".

Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.

Глобальное образование

Основное требование информационного общества – образование должно отвечать "требованиям глобальной экономики" (так называемая "экономика знаний"), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.

Основные тенденции развития Глобального образования: образование не есть обучение, но – становление; направленность образования – формирование фундаментальных учебных навыков (чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки); основной общественный капитал – знания; основное условие профессиональной мобильности – непрерывность образования; основной ресурс мировой образовательной системы – интернет-технологии.

Производство дешевой рабочей силы как новая цель российского образования
Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы "независимого контроля качества знаний" (ЕГЭ, PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.

Идеальным продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счет, чтение), определенным складом мышления, способный четко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.

Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.

Реакция системы образования

Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.

В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур "раунд тэйбл", "классбилдинг", "тимбилдинг", "конэрс", "таймд пэа шэа", "эй ай гард", "куиз куиз трейд", "сте зе класс" и т.п., а также "чир" - специальных упражнений, с помощью которых ученики "благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день".

Но одновременно школа является и наиболее ригидной (негибкой) системой, благодаря чему сохраняет устойчивость, поэтому, несмотря на то, что педагоги вслух привычно не возражают, в социальных сетях недовольство новацией представлено весьма широко.

"Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований".

"Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чем. "Драмогерменевтика" Ершова и "Социоигровая методика" Букатова, вполне себе русских педагогов".

"Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется "хай фай": рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на "Хайль Гитлер!", и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно".

"Уроки даем. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – "партнеры по плечу". Нет имен – взамен №1, № 2..."

"В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами – жест "хай фай" нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина "Мы", говорим о "нумерах". Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?"

"Уважаемые! А Вы не считаете, что это все – активные методы обучения, которые используют и в России?" "А зачем "хай фай", когда есть просто метод поднятой руки? Он наш, и не нужен Сингапур!"

Продвижение в России

В России, помимо Татарстана, сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.

В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования - Московский институт образовательной политики "Эврика", руководитель которого А.И. Адамский организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провел ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.

В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.

Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО "Профзащита" на тему: "Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?" - Майк Тируман провел презентацию сингапурской модели и призвал внедрить ее не только в Москве, но и во всей России.

В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).

Принципы сингапурской методики уже вошли в Федеральные государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: "Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены") не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.

Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 г. в пилотном режиме в программе "Модернизация детского движения в Забайкалье" попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.

Почему это продвигается

Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.

Есть заказчик новой системы образования ("экономики знаний") – Всемирный банк.

Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определенными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый "служебный человек", о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.

Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.

Исключение из процесса образования учителя как "детоводителя", имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.

Замена педагогов интернет-технологиями создает систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.

"Компетентностный подход", ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.

Производство дешевой рабочей силы как новая цель российского образования
Непрерывность образования, о которой сейчас говорят все настойчивее, вовсе не означает возможность для пенсионера научиться компьютерной грамоте, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.

"Экономика знаний" означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает затраченное, а объем вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; все это может развиваться только в ситуации кастового образования.

Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы, установить для них потолок развития и узаконить кастовое образование.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объем дешевой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.

Автор Людмила Рябиченко

Первоисточник http://www.nakanune.ru/articles/111743/

Картина дня

наверх