Образ непроходимой Сибири по-разному осмысливался массовым сознанием россиян на протяжении столетий: край диких холодных пейзажей, шаманов, пушнины и нефти. Все попытки вписать земли между Уралом и Тихим океаном, по мнению историка культуры Александра Эткинда, были развитием отечественного ориентализма, то есть созданием образа собственного экзотического Востока, своей «внутренней колонии».
Алексей Стрижов выбрал пять отечественных фильмов, в которых Сибирь изображена тем загадочным краем «с открытки».
Советский Netflix с медведями и тайгой
Любой империи или (пост-империи, как в случае с Россией) важно иметь складную историю, которая бы объединила народы. Безусловно, это сложно: вот идет освоение диких пространств с пушниной, золотом и нефтью, а вот – уже великие имперские цели ставятся выше геноцида малых народов. Вот, например, что Эткинд пишет о колонизации Камчатки, опираясь на работы историков XVIII века:
«С горечью он (историк Шлёцер — прим. А.С.) сравнивал "просвещение", занесенное на Русскую равнину норманнами, с тем, какое казаки принесли камчадалам. Из отчетов Георга Вильгельма Стеллера, который путешествовал на Камчатку в 1740 году, Шлёцер знал, что российское завоевание этих земель было одним из самых кровавых в истории. Всего за сорок лет после прибытия казаков население Камчатки сократилось в пятнадцать раз».
Примеров такого подчинения народов Сибири (иногда Дальний Восток включается в Сибирь) складному рассказу про жизнь Российской (а потом и Советской) империи – много. Но мы остановимся на советском периоде, когда через массовый отечественный кинематограф, началась новая волна популяризации образа Сибири — чаще серийная и высокого качества. Конечно, в ней показывается только романтический образ края между Уралом и Тихим океаном, закрывая глаза на факты реальной истории.
Даурия (1971)Сибирь трудно представить без казачества, живущего в Забайкалье. «Даурия» — двухсерийный фильм, рассказывающий, как забайкальское казачество приняло советскую власть.
В сюжете много идеологии: как водится, белые рисуются плохими, красные – хорошими. В таком ключе Забайкалье — урочище заблудших душ, за которые борются большие силы. В то же время — фильм интересен тем, что касается истории сибирского казачества. Это достаточно редкая тема в кино.
Почему стоит смотреть:
В первую очередь, ради самой затронутой темы сибирского казачества. Без неё Сибирь в XX веке, как мне кажется, выглядела бы землёй Дерсу Узала и дремучих шаманов. Кроме того, стоит отметить, что сюжет развивается стремительно — вы ни разу не успеете заскучать.
.
.
Дерсу Узала (1975)Советский фильм японского мастера кино Акиро Куросавы, снятый по государственному заказу по биографическим произведениям Владимира Арсеньева.
Сюжет вращается вокруг освоения самых восточных рубежей Российской империи в начале XX века.
Дерсу Узала – реальный исторический персонаж, но история знакомства и дружбы людей европейской выправки и местного жителя Дерсу чем-то напоминает сюжет Дэфо, где Робинзон Крузо знакомится с аборигеном Пятницей.
Почему стоит смотреть:
«Дерсу Узала» — отличный пример старого красивого кино, по которому можно представить романтизацию освоения Сибири в 1900-х.
Любопытно, что образ главного героя воссоздавался не единожды. Вслед за выходом романа в 1923 году, история дважды экранизировалась.
Ещё один аргумент в пользу просмотра картины 1975 года — отличные пейзажные съемки. Меня особенно впечатлил закат над снежной гладью в первой части ленты. Когда в 2018 году я впервые оказался на Байкале, я увидел именно такой закат облепихового цвета.
.
Сибириада (1979)Фильм Андрея Кончаловского (Андрея Михалкова, как заявлено в титрах). «Сибириада» — кино многосерийное, интересное тем, что рассматривает генезис освоения в глухой сибирской деревушке.
Если «Дерсу Узала» — история освоения Сибири, то «Сибириада» — эпос о жизни в глуши и борьбы человека за индивидуальность на фоне «большой истории». Вслед за первыми революционерами сюда приходит Великая Отечественная война, а позже — поиск нефти
«Сибириада» будто бы метит на монументальность «Доктора Живаго» и ориентируется на иностранного зрителя. Здесь сливаются воедино и мотив свободы русского народа, и глушь лесов, и идейность строителей нефтяной вышки, а увенчано всё легкой чеховской грустью об ушедшей любви.
«Сибириада» — это кино, которое будто бы делалось с пониманием, что совокупность его отдельных компонентов гарантирует успех. Только сочетанию плюсов будто бы не хватает симфонии. На мой взгляд, это один из прообразов той имперской «клюквы» для иностранцев («матрешка – балалайка – Горбачев – перестройка»), которая созреет к концу 80-х.
Почему стоит смотреть:
Это красивая история повседневной жизни Сибири. Отдельно хотелось бы отметить актерскую работу звездного состава советского кино тех лет – тут и молодой Михалков, и Шакуров, и Гурченко. Музыку для кино написал Эдуард Артемьев, который сделал с десяток просто невероятных саундтреков к картинам Тарковского и Михалкова.
Край (2010)Фильм Алексея Учителя пересекается с темой повседневной жизни в глухой Сибири, которая показана в «Сибириаде». На экране вас ждут дремучие леса, гонки на поездах, украшенных шкурами медведей, жизнь переселенцев в небольшом трудовом лагере.
Однако, если в «Сибириаде» время после окончания Великой Отечественной войны рисуется как период открытия здесь нефти и новой волны массовой «колонизации», то в «Крае» вас вновь ждет дремучесть, дикость природы и живущих здесь людей. «Да, — как бы говорит режиссер, — здесь всё так же дико и сурово, как и сто лет назад».
Очень неожиданно картина напомнила фильм «Догвиль» Ларса фон Триера, где рассказывается история об открытости общества новым людям и изобличается порок в целом якобы доброй жизни. Только, если датчанин снял кино в театральных декорациях, то Учитель сделал фильм, который трудно представить без консервирующей природы Сибири.
Почему стоит смотреть:
Это фильм про суровый характер людей, которые живут в Сибири. Это совершенно не пафосное кино, подчеркивающее лоск империи, чем оно и подкупает. Смотрится фильм на одном дыхании.
.
Территория (2014)Поиски золота на дикой «Территории» — стержень повествования одноименного фильма. В картине вы встретите и необъятные зимние просторы Магаданского края, и многообразие характеров геологов, которые ищут здесь полезные ископаемые, и местных кочевников.
Сюжет картины постоянно ветляет — порой кажется, что фильм сделан просто как реклама неописуемых красот России за Уралом. Однако ко второй половине фильма все встает на свои места — и ты начинаешь верить, что тебе не «продают» Сибирь, а просто хотят рассказать о ней очень много.
Почему стоит смотреть:
«Территория» — это история о советском этапе освоения необъятной в своих ресурсах северо-восточной Сибири. Характеры геологов показаны не пресно и однобоко — все герои разные, но при этом движимы одной и той же страстью к освоению непроходимой земли.
Сегодня в отечественное кино вновь возвращается образ Сибири — уже в феврале в свет выходит экранизация романа Алексея Иванова «Тобол», фильм про первую столицу Сибири, город Тобольск.
Кино и телевидению ещё предстоит выработать язык, которым стоит говорить о единой наднациональной целостности, вмещающей просторы за Уралом.
.
Автор: Алексей Стрижов
Свежие комментарии