На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Сейчас тоже героев не мало, жалко их маловато среди нашей самопровозглашённой элитки(((Лаврентию Павлови...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Пожалуйста, тоже так считаю, поэтому стараюсь не забыватьЛаврентию Павлови...
  • Евгений Рудаков
    Слава Лаврентию Павловичу и Вечная ему память в народных сердцах и нашей истории. Настоящий патриот Советской Родины....Лаврентию Павлови...

Колыбель социализма

Марксизм, социализм в современной историографии ассоциируется только с Советским Союзом, распад которого, как бы - несостоятельность марксистского учения и «лживость» социализма.

Соединенные Штаты Америки по отношению к социализму имеют самое непосредственное и совершенно особое положение, которое почему-то умалчивается в историографии.

В старом свете любое проявление социального движения жестоко пресекалось, раз появившись, и роль социально-политических партий в политической жизни Европы сводилась почти что к нулю...

Но в далекой заокеанской республике новые движения делали быстрые успехи, благодаря большой волне эмиграции. США, как известно, послужила опытным полем для большинства великих утопистов истекшего столетия или их главных последователей.

Лишь там, по ту сторону Океана, социальные экспериментаторы находили обширные пространства свободной и дешевой земли, удаленные от развращающего влияния буржуазного мира Старого Света, лишь там они нашли страну, пользующуюся беспримерной в Европе политической и религиозной свободой.

Не говоря уже о многочисленных религиозных общинах, преследовавших не на столько коммунистически-социальные цели, как цели религиозно нравственные, в  США, единственно, имело место для серьезных попыток осуществления великих утопий Роберта Оуэна, Фурье и Кабэ.

Ho между тем как социальные попытки Кабе и Оуэна никогда не носили местного характера, так как приверженцами первого были почти исключительно французы, а последнего – англичане.

В США можем узреть полный расцвет в середине XIX века Фурьеризма, в осуществлении которого принимали участие известные умы новой республики, как например, философ Эмерсон, историк В. Каннинг, поэт и философ Торо и множество других.

Во многих штатах были организованы тысячи коммунистических общин (фаланстерий)...

Но между этими коммунистическими колониями в середине XIX столетия и последующем социальным движением в США нет никакой органической связи, так как судьба всех социальных движений была слишком разрознена и влияние их на общественное мнение - слишком разноречиво.

3ато с 1850 г. и в особенности с 1866 г. в Нью-Йорке, Цинцинати, Чикаго постепенно образовываются более или менее значительные группы, пропитанные доктринами современного социализма.

Группы эти, в которые французы, итальянцы, поляки входят лишь в самом незначительном количестве, состоят почти исключительно из немецких эмигрантов. Вот почему организованные с 1888 и 1875 гг. секции «Интернационального социализма» носили почти исключительно немецкий характер.

Влияние этих элементов на американский рабочий класс было кратковременно. Тоже самое следует сказать и об основанной в 1877 году «Coциальной рабочей партии» (Socialist labor pirty), носившей в течении 20 лет почти тот же характер.

И действительно, кaкoe влияние могли оказывать на направление национальной жизни Штатов эти немецкие элементы, чуждые как языку, так и стремлениям и идеям своей новой родины?

Стоя вне национальной политической жизни, они ограничивались тем, что, сидя за кружкой пива, они, по выражению  A. Simons, «рассуждали о философии Маркса и «глупости американских рабочих».

Конкуренцию немцам-социалистам составил  анархизм, который с 1880 г. получил очень большое распространение между ирландскими и немецкими эмигрантами.

Стремительный рост сил трудового народа и внезапно окрепшая солидарность рабочих масс, разобщенных доселе несогласиями и различными программами, анархизм облек в четкую программу действий.

Прекрасный мирный край, бывший доселе самой удивительной из республик, превратился в замаскированную монархию. И европейские иммигранты с удвоенной яростью обрушились на ее пороки, те самые пороки, которые, казалось им, навсегда остались у них за спиной, на их тиранической родине.

Следы рабского отношения, принесенные с плантаций юга, господствовали и на предприятиях Нового света. Именно это и оказалось той каплей, которая переполнила чашу терпения и, они вышли и потребовали.

«Мы можем зарабатывать»! «Мы хотим работать, но мы требуем человеческого отношения» - это были главные лозунги рабочих, клерков и всего люда обслуживающих богачей и нуворишей Нового света.

Хоть забастовка была жестоко подавлена, но девиз «труд, свободы и равноправия» заставил правящие круги считаться с мнением рабочего класса.  

Первыми, чисто американскими проявлениями социалистических или, по крайней мере, антикапиталистических тенденций были движения так называемых «Greenbaks» и популизма, а также сочинения и деятельность Генри Джоржа.

Все три движения, в основе своей аграрные, имели много тождественных черт. Движениe Greenbaks, появившееся в 1874 г., требовало под влиянием социалистов национализации земли.

Что касается идей, проповедником которых был Джорж, то успех их был более продолжителен. Опубликовав в 1879 г. свое знаменитое произведение  «Прогресс и бедность» (Progress and Poterty), в котором он развивал теорию ренты Рикардо, Джорж достиг к 1886 г. такой популярности среди рабочих и сельских элементов Америки, что в Нью-Йopке образовалась «единая рабочая партия», поставившая своей задачей кандидатуру Джоржа на мэра Нью-Йорка.

При выборах он обошел республиканца Т.Рузвельта, но проиграл Хьюиту демократическим кандидатом. С 1890 г. влияние партии стало вновь возрастать, благодаря приобретению его членов в среде рабочих-англичан.  Следствием этого было основание партийного еженедельного журнала на английском языке – «People».

И вот в 1892 г. социалистам впервые удалось участвовать в президентских выборах. Этим временем появилось на apeне американской жизни третье из указанных выше движений - так называемое движение популистов, принявшее вскоре громадные размеры.

Движение это, в основе своей чисто земледельческого характера, возникло в обширных областях «Far West» среди смелых, решительных фермеров американского Запада, а именно штатов Канзас, Небраска, Индиана, Огайо.

Но такой быстрый, даже необычайный, рост пapтии не мог 6ыть солидным, к тому же партия не замедлила дaть поглотить себя «машиной» или центральной организацией демократической пapтии.

Позднее, в конце XIX столетия, когда американская промышленность стала достигать громаднейшего развития, также не могло иметь место развитие промышленного пролетариата, так как природные богатства страны позволяли платить такие заработки, что для недовольства не оставалось места.

Народонаселение великой республики увеличивалось, и продолжало увеличиваться с чудовищной быстротой. Так, с 23 миллионов в 1830 г. оно возросло до 70 миллионов в 1900 году.

Параллельно с быстротой роста населения идет перемещение, дифференцирование богатств: в 1830 общая сумма народного благосостояния определялась в 7 миллиардов долларов, распределенных без особенно больших различий между всеми жителями Штатов; а в 1990 году богатство страны достигает уже 65 миллиардов долларов, большая половина которых находится, как полагают, в руках лишь 40.000 семейств.

Рост индустрии необычайный: повсюду в Штатах - в Чикаго, Пенсильвании Огайо, Миссури, в Новой Англии - вырастают, как грибы, колоссальные промышленные предприятия. Параллельно с этим естественно идет увеличение рабочего класса. Концентрация и централизация капиталов происходит с необычайной и неумолимой силой; в течении какого-нибудь десятка лет вырастают общества, союзы, «тресты», располагающие капиталами в сотни миллионов, даже в несколько миллиардов рублей.

Следствием этой концентрации капиталов является антагонизм между классом работодателей     и классом рабочих, принимающий все более и более острые и грубые формы, то  в виде забастовки, то в виде бойкота и проч.

Так за период между 1881 и 1901 гг. приходится 24.000 забастовок и проч. С 7 миллионами участвовавшими в них.

Серия прямо - таки драматических конфликтов между капиталом и рабочим классом начинается в особенности с 1890 г. Борьба эта, конечно, немало содействовала развитию социалистических идей. Речь идет о целом ряде забастовок, в особенности - же громадной забастовке в Чикаго в 1891 году.

Последней руководил красноречивый и популярный секретарь железнодорожных служащих Юджин Дебс -     все это вместе взятое произвело глубокое впечатление на рабочий класс, дан, в то – же время, социальному движению Соединенных Штатов истинно американского вожака, пользовавшегося громадной популярностью среди пролетариата великой республики.

В 1897 г. Дебс организовал свою партию «социал – демократическую», принявшую общие принципы международного социализма. В 1900 г. с ней слилась большая часть упомянутой выше «социальной рабочей партии».

Успеху социализма способствовала также в значительной степени грандиозная забастовка горнорабочих Пенсильвании, продолжавшаяся с мая по октябрь 1902 г. Во время последних выборов в конгресс успехи новой партии сказались с такой ясностью, что крупная пресса капиталистов была наконец вынуждена прервать глубокое молчание, которым она до сего времена окружало всякое проявление социализма.

И действительно, социалистическая партия располагала на этих выборах ни более, ни менее, как 273.000 голосами...

Социальная партия методически организует и пропагандирует свои взгляды и учение. Социализм штатов перестал быть иностранным нововведением, а принял очень яркую местную окраску. На социалистическом конгрессе, собравшемся в 1904 г. в Чикаго, из 183 делегатов и 129 были американцами по рождению.

На этом собрании, наиболее внушительном, какое когда-либо видели американские социалисты, были делегаты от всех крупных штатов союза. Управление партии, расположенное в Чикаго, довело пропаганду до необычайных размеров, а партийную организацию – до неслыханных до сего времени развития.

Но едва ли не самим могущественным фактором в деле развития социализма в Соединенных Штатах является социалистическая пресса.

Основанная в маленьком городке Жижарь (штат Канзас) еженедельная газета под названием «Аррeаl to Reason» не замедлила собрать вокруг себя тысячи бывших популистов и слить их с социал-демократической партией. Она проникла во все штаты США и распространяет там чрезвычайно оригинальными, чисто американскими приемами основные положения и требования интернационального социализма.

Но в распоряжении американской социалистической партии имеется еще по одной газете на языках французском, польском, чешском, итальянском, венгерском, шведском и даже на еврейском языках.

А также множество независимых журналов пропитанных идеями социализма, где среди теоретиков и сторонников следует назвать романиста Джек Лондон, поэта Эдвин Маркхем, певца труда Эрнст Кросби последователя Толстого, и Кларенс Дарроу красноречивого адвоката Чикаго - защитника отверженных  и оригинального мыслителя.

Последние президентские выборы (в ноябре прошлого года) прошли дли американского социализма в самых благоприятных условиях.

Кандидатом на президента республики социалисты выставили упомянутого уже Юджин Дебс, который благодаря его необыкновенной популярности должен быть назван американским Лассалем, а кандидатом на вице-президента – Бена Ханфорда, энергичного и интеллигентного типографского рабочего из Нью-Йорка. Кампания велась как этими двумя кандидатами, так и сотнями партийных ораторов, велась горячо и с энтузиазмом.

В Нью-Йорке, Чикаго, в С. Луи, Кловелэнде, С Франциско - повсюду обширные аудитории приветствовали с необычайными овациями социалистических кандидатов. Во всех штатах союза были розданы миллионы брошюр. И не смотря на бесчисленные препятствия, которые встречал и встречает социализм в стране трестов и миллиардеров, движение это охватило всю Республику, приобретая все новых поклонников и последователей.

Вот такой была Америка (США) в начале XX века. И первая из зарубежных стран приветствовало в 1917 году февральскую революцию в России.

А какой была Россия? Неужели учение Маркса и Энгельса в XIX веке не коснулись России.

На это прекрасно описано в статье «Социализм» из Русского энциклопедического словаря изд. И.Н. Березиным  за 1877 год:

-…«Русский социализм, не имея под собою никакой почвы и стоя совершенным особняком, изгнанный даже из среды своих западных собратий, порешил взять под свою непро­шенную опеку все человечество.

Дикие задачи его не ограничиваются одним русским народом - русского социалиста не удовлетворяет ни одна из существующих форм общественного и государственного устройства, а потому ему мерещатся всемирная революция, всемирное разрушение, всемирная анархия».

Так что приписываемый большевикам тезис – о всемирной революции – это примитивный плагиат со страниц полувековой давности.

И мнение социалистов того периода вполне объяснимы – полная безграмотность населения.

Образование народу? Не время, пусть еще тысячу лет сидит в невежестве, олицетворение грязного, дикого, пьяного холопа…

Напрасно вы думаете, что светская власть в своей политике не поддерживает церковь. Папа Лев XIII в 1879 году издает энциклину направленную против социалистов.

Он указывает в ней, что развитие противо-государственных учений социалистов и анархистов вытекает из развития религиозного индиферентизма в рабочих классах, видит спасение от этой «социальной чумы» единственно в церкви и заключает послание мыслю, что интересы церкви и царской власти одни и те же…

(статья «Средоточие» http://www.proza.ru/2016/10/09/1102).

Прогрессивная мысль никогда не покидала Россию, передовые люди осуществляли и «хождение в народ», «народничество» пытаясь хоть малой толикой внести образование в народ.

«Идите в народ! Идите к нему со cветочем знания, несите ему свои выработанные цивилизацией идеалы иного, лучшего строя жизни, будите народ! зовите его вперед! Но, повторяем: его величество народ еще спит – «создал песни, подобные стону, и на веки духовно почил»! Когда проснется, необходимо с ним еще сговорится, как об идеалах новой жизни, так и о путях приближения к ним».

Но все эти благие намерения были жестко пресекаемы государственной военно-полицейской машиной. Государство никогда не прекращала войны, за весь XIX век это 100 лет Россия воевала:

С французами в 1805 г. - 1 год; с турками в 1807-1812 г. – 5 лет; с французами 1812-1814 – 3 года; шведами 1807 г. - 1 год; персами – 2 года; турками 1828-29 гг. - 2 года; поляками 1830-1830 - 2 года; хивинцами 1849 г. – 1 год; турками, французами, англичанами, итальянцами 1853-55 гг. - 2 года; поляками 1863 г. – 1 год; хивинцами, бухарцами, кокандцами - 4 года; турками 1877 -78 гг. – 1 год; кавказскими горцами с 1818 по 1859 гг. – 41 год; т. е. из ста лет только 33 года можно назвать условно мирными – это была тихая война против своего народа.

«Русская речь» в 1879 г. полемизирует о внешней торговли России, где автор г. Журов, подводит итог приехавших и выехавших из России в период с 1857 по 1876 гг.

Русских осталось за границей 453,287 человек, это почти полмиллиона, а немцев поселилось в России более 800,000 чел. И, все они были наделены землей, а русских крестьян оставили без надела!

И сколько бы мы не ломали перьев: нехватка земли вылилась в первую русскую революцию 1905 года, которую можно смело назвать крестьянской.

 Революция 1905 года обнажила всю скверну власти и общества. О чем великолепно высказал в своем интервью в 1906 году газете «Новая Жизнь»  Максим Горький:

Наступили дни возмездия, господа, дни расплаты за наше преступное невнимание к жизни народа. Все, что вы чувствуете, все, что вас мучит, - вы заслужили. И я могу только одно сказать вам, одного пожелать, - чтобы еще глубже, еще с большей силой вы впитали, поняли, пережили весь ужас этой жизни, созданной вами.

Вы хотите знать, что случалось с народом? У него лопнуло терпение. Он долго молчал, долго неподвижно подчинялся насилию, он держал всю нашу жизнь на своей спине раба, и вот - больше не может! Он сбросил еще далеко не всю тяжесть, насильно возложенную на него, - вы рано испугались!

И почему бы, - дайте говорить откровенно, - почему не быть ему зверем? Что сделали вы для того, чтобы он не был таким? Вы чему-нибудь разумному научили его, что-нибудь доброе посеяли в душе его? Вы всю жизнь только брали его труд, его последний кусок хлеба, брали легко и просто не понимая, что вы берете, вы жили, не спрашивая себя - чем, чьею силой вы живы. Вы дразнили голодного и нищего богатством ваших нарядов, когда жили на даче, около мужиков, вы смотрели на них, как на людей низшей расы. Они все это понимали. Они довольно чуткие люди и не очень уже злые, но вот вы paзозлили их, наконец.

Это ведь очень просто: пируя на глазах нищих, нельзя ожидать от них благодарности: ваше пение, ваша музыка не
могли облагородить голодного, ваше снисхо
дительно - брезгливое отношение к мужику не могло воспитать его в уважения к вам. Что вы сделали для него? Вы ожес­точали его. Вы хотели, чтоб он был умнее? Вы не подумали об этом. Мужик был для нас - рабочее животное, иногда вы забавлялись им, как дикарем, вы никогда не смотрели на него как на чело­века, что же удивительно, что он зверь для вас?

Вы знали, вы не могли не видеть как живет мужик. Человек, которого бьют, рано или поздно даст сдачи, человек, которого не жалеют - не может жалеть, - это ясно. Хуже, это справедливо. Поймите меня - ужас не в том, что бьют, а в том, что не могут не бить, не в том ужас, что не жалеют, а в том, что не могут жалеть.

Как можете искать вы жалости в серд­це, где вами посеяна месть?

В Kиеве добрый pyccкий народ выкинул из окон Бродского вместе с мебелью, гувернантку и бережно сохранил канарейку в клетке. Подумайте над этим - малень­кая желтая птица вызвала что-то вроде сострадания к себе, а человек был вы­кинут из окна. Сострадание, видимо, есть, но человек, должно быть, не заслужил его. Вот где ужас и трагедия. Уверены ли все в своем праве требовать, чтобы с вами обращались, как с человеком, если вы сами всю жизнь относились к человеку без жалости, без сострадания, не признавая в нем равного себе.

Не требуйте от людей того, что вы им не давали. Вы не имеете права на сострадание, ибо вам оно не ведомо. Народ мучили и мучат все, кто имел и имеет один золотник власти над ним. Теперь, когда наше бездарное правительство довело страну до анархии, все ее темные силы почувствовали призрачность той власти, кото­рая давила их века, и вот они поднялась, встали и  мстят всем за все, что вытерпели в долгую ночь бесправия.

Но есть в стране другая, светлая сила озаренная великой мыслью, охваченная яркой мечтой о царстве справедливости, свободы, красоты...

А, впрочем, тому, кто родился слепым, я не могу передать на словах красоту и величие моря...

Картина дня

наверх