На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дудкевич
    Очень люблю патриотические песни в исполнении ансамбля им. Александрова. Класс!!!Краснознаменный а...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Сейчас тоже героев не мало, жалко их маловато среди нашей самопровозглашённой элитки(((Лаврентию Павлови...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Пожалуйста, тоже так считаю, поэтому стараюсь не забыватьЛаврентию Павлови...

Десять портретов Льва Толстого - от фото с войны до фрески в храме

В сознании многих Лев Николаевич Толстой — писатель и автор величайшего эпоса «Война и мир». Другие помнят его как мыслителя, проповедника ненасилия, вегетарианца и «преданного анафеме» борца с клерикализмом. Эти и другие мнения совершенно справедливы: за 82 года жизни писатель успел проявить себя во многих сферах. Его гениальность была очевидна уже современникам. Лично встретиться с графом и написать портрет стремились многие именитые живописцы — Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге. VATNIKSTAN отобрал 10 образов Льва Толстого — привычных и неожиданных, времён молодости и последних лет.

Лев Толстой — поручик. Фото С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856 года.Лев Толстой прибыл в Севастополь в конце 1854 года. Находясь в эпицентре военных действий, он напишет два рассказа: «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае месяце». Схожие по названию по посылу рассказы противоположны. Первый проникнут патриотизмом и гордостью за русскую армию. Во втором Лев Николаевич под впечатлением передовой и осады города укажет на бессмысленность и бесчеловечность войны. Рассказы позволят ему войти в петербургский литературный кружок журнала «Современник».

На фото Льву Николаевичу 27 лет. Его запечатлел придворный фотограф Сергей Левицкий. Через несколько лет он уехал в Париж и стал «Фотографом Императора Наполеона III».

Портрет Л. Н. Толстого. И. Н. Крамской. 1873 год.Первый прижизненный и один из лучших портретов Толстого. В начале 1870-х годов он уже был признанным писателем, но переживал внутренний кризис. Весной 1873 года он начнёт роман «Анна Каренина». Произведение давалось ему с трудом, но отвлекало от жизненных проблем:

«Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про неё дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью.), она всё-таки усыновлена».

Иван Крамской относился к Толстому с уважением, увлекался его творчеством и очень хотел написать портрет. Писатель сначала не соглашался. На уговоры ушло несколько месяцев. Живописцу пришлось переехать в Козловку-Засеку, неподалёку от Ясной Поляны и находить убедительные аргументы:

« — Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
— Как так?
— Очень просто… Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно…».

Чтобы сконцентрировать внимание зрителей, Крамской выбирает простую композицию и сдержанную цветовую гамму, которые не отвлекают от спокойного, погруженного в себя Льва Николаевича.

Сеансы живописи сопровождались оживлёнными беседами об искусстве и жизни. Крамской написал одновременно два портрета: один для самого Льва Николаевича, другой на заказ для Третьякова.

Портрет Л. Н. Толстого. Н. Н. Ге. 1884 год.Начало 1880-х годов — время максимального успеха и признания для Льва Николаевича. Начинается период духовных поисков и создания философских трактатов — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».

В 1882 году Лев Николаевич написал заметку о переписи населения, где рассуждал о следующем. Две тысячи переписчиков пройдут по самым отдалённым уголкам города, включая трущобы и ночлежные дома. Наверняка им встретится множество людей «без хлеба, одёжи и приюта». Но неужели же вся задача социологии — лишь зафиксировать, что в Москве в 1882-м году было столько-то нищих, проституток, беспризорников? Толстой предлагал меры действенно помощи конкретные вещи: помочь деньгами и личным участием.

Заметку прочитал живописец Николай Ге и описал своё состояние как «меня всего зажгло». Он поехал знакомиться с Толстым. Сначала он напишет портрет его жены, а затем и самого писателя:

«… я ездил в Москву, где и прожил три недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке».

Этот портрет считается достоверным и точным. Современники, ранее не видевшие писателя, после визита в Ясную Поляну, передавали свои впечатления о том, как выглядит Толстой вживую, словами:

«Точно такой, как на портрете господина Ге!».

«Лев Толстой в аду». Фрагмент фрески из храма иконы Божией Матери «Знамение». Курская область, 1883 год.В конце 1870-х годов он переживал очередной внутренний кризис. В духовных поисках он сначала обратился к православной вере: посещал Оптиму пустынь, много постился, причащался, исповедался и молился. Но это не приносило желаемого просветления и избавления. Напротив, в дневниках он описывал ощущение фальши и сомнения в догматах православия. В 1880 году он откажется от молитв и начнет вырабатывать собственное духовное учение:

«Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга».

Лев Николаевич отвергает христианские догматы о Троице, непогрешимый авторитет Вселенских соборов, таинства и обещание адских мук для грешников. Писатель активно распространял брошюры со своим учением, что, разумеется, вызвало недовольство церкви и ее активных приверженцев. Его активно осуждали, и одно из проявлений этого осуждения — фреска, где писатель оказывается в несуществующем по его мнению аду.

В дальнейшем отношения Толстого с церковью будут только осложняться. В конце 1880-х годов Синод попросит Александра III отлучить писателя от церкви, но император откажется с формулировкой, что: «…не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца».

«Пахарь Л. Н. Толстой на пашне». И. Е. Репин. 1887 год.Илья Репин прожил у Толстого восемь дней и написал два портрета:

«В один жаркий августовский день, в самую припёку, после завтрака Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы… Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой чёрную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Это продолжается менее минуты, и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния, и становлюсь там опять в ожидании группы. Я проверяю только контуры и отношения величины фигур; тени после, с одной точки, в один момент.
<… > Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Едва-едва прошёл линию под гору, — ужасно накривил, а когда пришлось подниматься на взлобок, не мог сделать десяти шагов. Страшно трудно! Пальцы, с непривычки держать эти толстые оглобли, одеревенели и не могли долее выносить; плечи от постоянного поднимания сохи для урегулирования борозды страшно устали, и в локтях, закрепленных в одной точке сгиба, при постоянном усилии этого рычага делалась нестерпимая боль. Мочи не было. „Вот оно, в поте лица“, — подумал я, утираясь.
— Это с непривычки, — сказал Лев Николаевич. — И я ведь не сразу привык; у вас ещё и завтра в руках и плечах скажется труд. Да, всё же физический труд самый тяжёлый, — добродушно рассуждал он с улыбкой.
И опять началось бесконечное тяжёлое хождение взад и вперёд по рыхлой пахучей земле. Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах. Микула вооружён только вот таким терпением и привычкой к труду».

«Лев Николаевич Толстой босой». И. Е. Репин. 1901 год.Современные поклонники Льва Николаевича знают о его привычке одеваться просто и ходить босиком. Но писатель выглядел так не всегда, а только в собственном имении. Выходя «в свет», он всегда обувал сапоги. Репин же часто гостил у Толстого и знал все его домашние привычки. Поэтому на одном из портретов запечатлел Льва Николаевича босым. Получилось, что Репин раскрыл небольшую тайну писателя. Он отреагировал с иронией:

«Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны».

«Великан и пигмеи. Лев Толстой и современные писатели». Карикатура неизвестного художника из коллекции Фёдора Фидлера.Масштаб личности Льва Толстого был очевиден современникам. На карикатуре неизвестного автора громадная фигура писателя противопоставлена 16 «пигмеям» — менее прославленным и талантливым писателям конца XIX века. Портретного сходства, впрочем, не угадывается.

«Лев Толстой среди яснополянских детей». Открытка Е. М. Бём. 1909 год.Писатель увлекался педагогикой всю жизнь. В 1859 году он открыл первую школу, где учил крестьянских детей. Подход к обучению был инновационным для его времени. В школе не было телесных наказаний, самым страшным было получить запрет посещать занятия. Занятия вёл не только Лев Николаевич, но и приглашённые учителя из семинаристов и студентов.

Основной идеей было свободное воспитание: Толстой считал, что стремление к знаниям пробудится у детей только в такой обстановке:

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Открытка с репродукцией картины Яна Стыки «Толстой за работой в саду, окружённый призраками тех бедствий, которые терзают его родину». 1909 год.На картине польского живописца Толстой изображён за работой над статьёй «Не могу молчать» (1908 год) о смертных приговорах. Прочитав сообщение в газете о повешении двадцати крестьян, он был до глубины души потрясён и продиктовал в фонограф:

«Нет, это невозможно! Нельзя так жить!.. Нельзя так жить!.. Нельзя и нельзя. Каждый день столько смертных приговоров, столько казней. Нынче 5, завтра 7, нынче 20 мужиков повешено, двадцать смертей… А в Думе продолжаются разговоры о Финляндии, о приезде королей, и всем кажется, что это так и должно быть».

Среди призраков, терзающих Россию, угадываются пьянство, полицейский произвол, смертные казни, страдания, нищета.

Ян Стыка был поклонником учения Толстого, он отошёл от христианства и увлекался древнегреческой философией. Бывал в гостях у писателя в Ясной Поляне. Они вели активную переписку.

«Лев Толстой на турнике». В. В. Шульженко. Вторая половина XX века.Советский художник Василий Шульженко запечатлел Толстого в ещё одной ипостаси — как спортсмена. Занятия физкультурой Лев Николаевич считал такой же важной, как умственный труд. Время на физическую активность он рекомендовал находить каждый день, хотя бы 15 минут. Сам он предпочитал тренировки на свежем воздухе — «садовая гимнастика» с кольцами и турником.

С лёгкостью писатель выполнял упражнение, получившее в семье название «Иван Михайлович»:

1. Повиснуть на руках на перекладине.
2. Просунуть между ними ноги
3. Приподнявшись, сесть на перекладину.

Лев Николаевич любил упражнения с гантелями, не без гордости вспоминал о том, как в молодости мог креститься двухпудовыми гирями.

Автор: Виктория Мокина

Картина дня

наверх