На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 940 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Легков
    Пожалуйста.Как меня пыталась...
  • Елена Смирнова
    Спасибо огромное, очень познавательно, тем более в наше время, когда аферист на аферисте!!!Как меня пыталась...
  • Валентина Кузьмина
    Так в Советском Союзе было тоже обязательное образование! Был провозглашён тезис : "Все должны получить образование! ...А школа у нас опу...

Фильм, который помнится

Сначала была хорошая книга. Януш Пшимановский написал небольшую повесть о дружном танковом экипаже и четвероногом друге воинов. Повесть стала популярной не только в Польской Народной Республике, но и понравилась юным читателям СССР. В том, первом переводе, она называлась «Четверо танкистов и собака». Писатель и предположить не мог, что ему придётся ещё дважды дописывать книгу.

И причиной тому стали экранизация и телепремьера, состоявшаяся 9 мая 1966 года. Зрители требовали продолжения.

Советский телезритель увидел первый сезон «Четырёх танкистов» в 1968 году. Картина стала невероятно популярной и продолжает таковой оставаться и по сей день. Причём не только в СССР и Польше, но и в других странах. И не только социалистических: «Čtyři z tanku a pes» - в Чехословакии, «Panssaripartio» (дословно «Танковый патруль») - в Финляндии, «Vier Panzersoldaten und ein Hund» - в ГДР, «A négy páncélos és a kutya» - в Венгрии, современной Эстонии – «Neli tankisti ja koer», на Кубе – «Los cuatro tanquistas y el perro».

Янек, Ольгерд, Гжесь, Густлик, Томаш, Маруся Огонёк, Лидка стали для миллионов зрителей поистине своими. О них говорили и писали. В них играли. Им подражали. Это вам не сусально-приторные персонажи мыльных опер и не циничные бруталы с пулемётами и тесаками из картонных боевиков. Это – обычные люди, надевшие мундиры, чтобы освободить свою Родину.

Януш Пшимановский – дважды доброволец. Сначала, будучи студентом Варшавского университета, пошёл бить фашистов в 1939 году. Потом, уже проживая в СССР, записался в формируемые там польские части и прошёл боевой путь плечом к плечу с советскими воинами.

У книги и телесериала есть небольшие различия. В повести танком командует советский офицер Василий Семен (в переводе – Семёнов), в фильме – это бывший метеоролог Ольгерд Ярош, поляк по происхождению. В первой серии мы видим его в красноармейской форме. Надо сказать, что тогда вместе с поляками служило немало наших военнослужащих. Преимущество отдавалось имеющим польские корни. Впрочем, это было необязательным. У поляков была острейшая нехватка кадров, особенно в артиллерии, авиации и танковых частях. К примеру, Константин Иванович Тельнов был начштаба ВВС Войска Польского. Артиллерист Александр Михайлович Богданов дослужился до звания бригадного генерала (у нас он был полковником) и освобождал Берлин. Лейтенант Георгий Александрович Карабанов возводил понтонные переправы и тоже дошёл до столицы рейха. Причём воевал так хорошо, что после войны польский командир уговаривал его остаться.

Не считая армии Андерса, в СССР были сформированы крупные воинские соединения, ставшие предтечей будущего Войска Польского – первая и вторая польские армии. Формирование третьей не было завершено ввиду нехватки офицерского корпуса. И везде служили откомандированные из Красной Армии офицеры, подчас занимавшие очень высокие посты на новом месте службы – Кароль Сверчевский, Войцех Бевзюк, Иван Межицан, Владимир Радзиванович, Василий Гулида, Владислав Корчиц, Герой Советского Союза Станислав Поплавский.

Но вернёмся к сериалу. Подробно о нём можно узнать в моём ролике:

Упомяну лишь о том, что осталось за кадром. Один из героев-танкистов – Густлик (крайний слева на фото) – родом из Силезии. Эта область Польши в течение многих лет довольно густо заселялась немцами. Там было немало смешанных польско-немецких браков. Гитлер даже призывал силезцев в вермахт. Эта участь не обошла и Густлика. Кстати, его имя – производное от германского Густав. Деревенский силач-кузнец Густлик попал в танкисты. Служить фашистам не захотел, скрутил германский экипаж и угнал танк с пленными в расположение наших войск. Рассказ об этом есть в сериале. Поэтому становится понятным, почему Густлик яро ненавидит нацистов и нормально относится к простым немцам.

Сериал произвёл в Польше настоящий фурор. В стране и за её пределами организовывались клубы танкистов, в школе проходили тематические уроки. Всё в картине было талантливо сопряжено – героизм, благородство, дружба, взаимопомощь, патриотизм и немножко юмора. Целые поколения воспитались на этом фильме. В некоторых городах появились улицы четырёх танкистов и героев сериала. Встречи с фанатами собирали целые стадионы, так как дома и дворцы культуры не вмещали всех желающих. И пёс Шарик держал в телефильме свою нужную линию – верности и преданности. Во второй половине шестидесятых в Польше начали снимать ещё один сериал с овчаркой в главной роли – «Приключения пса Цивиля». Его показывали и в СССР. Зрителям он тоже нравился, но до популярности Шарика милицейскому служаке Цивилю было ой как далеко. Именно благодаря мохнатому и обаятельному танкисту популярность немецких овчарок в Советском Союзе и Восточной Европе резко возросла.

Фильм способствовал ещё одному благому веянию – интересу к военной истории. Самые скрупулёзные из зрителей, начитавшись специальной литературы, вскоре обнаружили в кадрах немало киноляпов. За неимением немецкой военной техники пришлось использовать свою. Танки только декорировали фанерой. Да и то не всегда. Отмечалось несоответствие в форме, наградах, вооружении. Так, в первой серии японский разведчик-диверсант размахивает польским армейским штык-ножом. В сериале появляется рация, которую начали выпускать в СССР уже после войны. За Бранденбургскими воротами иногда виден обычный польский аэродром. Много чего ещё «накопали» в сериале его поклонники и недруги, но – странное дело! – он не стал от этого хуже. Впрочем, одно обвинение в ляпсусе можно смело отвергнуть. Якобы немецкие и польские солдаты бегают на экране с «калашами». Никакие это не автоматы Калашникова, а внешне (только внешне!) похожие на них германские штурмовые винтовки Sturmgewehr – 44 (StG-44), разработанные в 1944 году. Так что здесь авторы против истины не погрешили.

«Четыре танкиста и собака» пережили и пик невиданной популярности, и период гонений. Просматривал комменты на российском и польском сегментах Интернета. Они очень разнополярны. И среди наших соотечественников попадаются те, кто называет сериал глупой и лживой киношкой. Но таких очень мало. Зато их хватает среди поляков. Видать, крепко им промыли мозги. Причём, критикуется сериал обязательно с антисоветским и русофобским душком. Как же без этого? Создаётся впечатление, что нынешнее молодое поколение Польши представляет советских солдат исключительно, как убийц, мародёров и насильников. И это при том, что в боях с гитлеровцами на польской земле погибло более шестисот тысяч наших бойцов. А членов бывшей Польской объединённой рабочей партии «защитниками демократических ценностей» предлагается лишить пенсий «за служение тоталитарному режиму». Но есть в Польше и здравые голоса. Запомнился один коммент, где блогер с ником Аббат, возмущается: «И что, нынешние постановки настолько уж безупречны? Вы предпочитаете Рэмбо? … Рэмбо лучше? … Потому что он бегал по Вьетнаму и косил целые группы людей…» (Перевод мой – Е. Т.).

Когда на государственном телевидении запретили сериал, его продолжали показывать на частных телересурсах. И неплохо заработали на рекламе. Хочется это кому-то или нет, но «Четыре танкиста и собака» до сих пор остаются культовой картиной. Недавно я пересмотрел его и убедился, что за пятьдесят с лишним лет он ничего не потерял. И это обнадёживает.

Евгений Титаев

Картина дня

наверх