На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

Иван Кулибин — изобретатель из народа

Иван Кулибин - «первый русский изобретатель», прозванный «нижегородским Архимедом», родился 21 апреля 1735 года.

Иван Петрович происходил из семьи мелких торговцев. С юношеского возраста учился слесарному, токарному и часовому делу. С самого детства он занимался изобретательством, выдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Интерес к часам привел его тому, что он открыл часовую мастерскую. С тех пор как он он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» губернатору Аршеневскому, о нем пошла народная молва как о небывалом умельце. В 1767 году Кулибин был представлен Екатерине II. Он решил создать в честь государыни необычные часы.

В 1769 году он преподнес царице телескоп, микроскоп, а также уникальные часы «гусиное яйцо». Это был невероятный и уникальный механизм: в полдень они исполняли музыку, сочиненную Кулибиным, туда же был встроен механизм театра-автомата: В нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, по сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», и двери затворялись.

Екатерина была настолько поражена умельцем из народа, что предложила ему возглавить механические мастерские Академии Наук, и Кулибин принял предложение. Изобретательство стало важнейшей частью его жизни. В его обязанности входило «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен».

Список его уникальных изобретений невероятен. Он был одним из первых, кто обратил внимание на необходимость мостостроительства. В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал первый однопролетный деревянный мост через реку Неву, а в конце 1776 года успешно прошли испытания 14-саженной модели этого моста. Он смастерил фонарь-прожектор, который давал сильное освещение при слабом источнике. Ему удалось с помощью обычных зеркал осветить темные переходы Царскосельского дворца – после того он стал невероятно знаменит и неизменно участвовал в оформлении различных празднеств царского двора.

Но придворная жизнь не остановила его изобретательский пыл. Он создал прототип современного велосипеда, легкового автомобиля, первые ножные протезы – изготовленные для офицера-героя Очаковской битвы. Создал он и первый в мире лифт, названный «подъемным креслом». Правда, первое время его использовали только как забаву. За свое невероятное наследие и вклад в отечественную науку он был был награжден Екатериной II специальной именной золотой медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину». Великий математик Эйлер сказал ему: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо».

Список его изобретений можно продолжать бесконечно. К сожалению, большинство его изобретений не было тогда реализовано. Возможность их использования была подтверждена лишь сейчас. Его современников и царский двор увлекали лишь забавные игрушки и да веселые фейерверки, но не действительно стоящие вещи. Технический прогресс не был нужен крепостникам 18 веке, так как слишком дешева была рабочая сила. До нас лишь дошли только знаменитые часы «яичной фигуры» — те самые, которые открыли ему двери в Санкт-Петербургскую Академию Наук.

Свою жизнь великий изобретатель закончил в нищете и бедности. Будто следуя «совету» Эйлера, он увлекся созданием вечного двигателя и самоходных судов: «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов её секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются».

Ради этого он даже бросил работу в Академии Наук, в 1801 году вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе. Но денег катастрофически не хватало. В 1804 году он построил «водоход», работу над которым начал еще в 1782 году («судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы»). К этому же времени относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения судов. Разработал также приспособление для расточки и обработки внутренних поверхностей цилиндров, машины для добычи соли, сеялки, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции. Однако все эти изобретения не были также оценены по заслугам.

В день смерти Кулибина в доме не было ни копейки. Знаменитый русский изобретатель ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде.

https://vk.com/wall-144904445_108137

Картина дня

наверх