На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 940 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гусаров Игорь
    Как можно, изучать в школе, упыря Солженицына? Он ещё  пиндосов убеждал, нанести ядерные удары по СССР. Капец.Как генерал Дубын...
  • Светлана Митленко
    Обидно то, что забросили такое место. А ведь могли бы отреставрировать и вновь открыть санаторий.Ветшающие сокровища
  • Валерий Светлый
    В Знаменке я успел поотдыхать, будучи в ЛенавтотрансеВетшающие сокровища

«Юнкерсы» на золотых приисках

Как самолеты люфтваффе отличились на стройках народного хозяйства СССР
С увеличением числа экспонатов выставка сбитых фашистских самолетов переместилась от Большого театра в Парк культуры им. Горького

Уже летом 1941 года, как ни удивительно, советскому командованию пришлось думать над тем, что делать с немецкими истребителями и бомбардировщиками, сбитыми или совершавшими вынужденные посадки на территории, подконтрольные РККА.

Ответственность за эвакуацию аварийных и трофейных самолетов возложили на специальные команды из состава авиадивизий. Это было в августе 1941 года. В октябре 1943-го сформировали отдельные трофейные технические роты (ОТТР), занимавшиеся розыском и эвакуацией отечественной и иностранной аварийной техники.

Первоначально Красной армии доставались единичные летательные аппараты. Применение их в боевых действиях оборачивалось проблемами. Если ночью такие самолеты оставались незаметными для противника, то днем «вылезали горбыли»: устаревший камуфляж, тип аппарата, отсутствующий на данном участке фронта, могли насторожить противника. И конечно, резко возрастал риск быть атакованным летчиками ВВС РККА.

Трижды Герой Советского Союза, освоивший и трофейную технику, ас-истребитель Александр Иванович Покрышкин вспоминал о своих полетах на «Мессершмитте-109»: «Однажды при заходе из зоны на посадку, на кругу встретил нашего бомбардировщика. Летчик его, увидев рядом «Мессершмитт», не обращая внимания на звезды на бортах, покачивание моего самолета, рванул в сторону и сел без горючего в плавни Дона. В связи с этим мне пришлось лететь в Миллерово, в штаб ВВС фронта, оправдываться».

Поэтому авиатехника люфтваффе отправлялась по большей части в различные исследовательские институты, главным образом в НИИ ВВС, а также в летные тренировочные части. Подбитые немецкие самолеты оказывались в распоряжении ИАП как наглядные пособия. Добытую в бою вражескую машину внимательно изучали на аэродроме. Это приносило большую пользу необстрелянному летному составу – пилоты знакомились с техникой врага вживую, а не по довоенным таблицам силуэтов, к 1942 году изрядно устаревшим.

С началом воздушных налетов на Москву истребители ПВО обеспечивали экспонатами выставку авиатрофеев в столице СССР. Первоначально ее устроили на площади перед Большим театром, потом переместили в эллинг в Парке культуры им. Горького. Позже такие выставки организовали также в Ленинграде, Баку и других городах.

Зимой 1942–1943 годов для трофейщиков наступили горячие деньки. Войска Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов в ходе контрнаступательных операций захватили множество аэродромов противника с застрявшей там авиатехникой.

Кроме того, весной 1943-го на Северо-Западном фронте при ликвидации Демянской группировки противника источником трофеев стал аэродром Глебовщина, нашпигованный авиатехникой. Трофейным командам пришлось изрядно потрудиться, описывая, разбирая и вывозя оттуда немецкие самолеты. Было учтено 85 самолетов разной степени исправности, годных Ju-52 числилось 11 штук.

«Улов» зимы-весны 1943 года позволил значительно расширить выставку в столичном ЦПКиО. НИИ ВВС получил для исследования в числе прочих незнакомые советским летчикам FW-190 и Hs-129. Многие экспонаты оприходовали частным порядком, например в Саратовскую планерную школу убыли пять Не-111 и один Ju-87 – им нашли работу буксировщиками планеров.

Одномоторные «Бюккеры», «Клеммы», «Шторхи» – разнотипная мелочь – «приватизировались» и зачислялись в штат авиачастей. Подобные действия диктовались обстановкой, поскольку отечественные У-2, полагавшиеся по штату как рассыльные, в первую очередь шли на комплектацию ночных бомбардировочных авиаполков.

Огромным было поступление трофейных боеприпасов. Только на участке 16-й воздушной армии в 1943 году их собрали 723 551 единицу, саперы обезвредили бомбы от калибра 2500 килограммов до бомб-«лягушек». К ним надо приплюсовать 150-мм немецкие снаряды, которые после переделки массово использовались как авиабомбы. В том же 1943-м против бывших хозяев применили 395 843 трофейных снаряда.

К концу войны 13 самолетами Ju-52, Si-204, FW-58, «Бюккер»-187А оснастили 227-й транспортный авиаполк из состава 17-й воздушной армии.

Большую заинтересованность в трофейных самолетах, в первую очередь в транспортниках Ju-52, проявляли в гражданском воздушном флоте (ГВФ). «Юнкерс» имел грузоподъемность до двух тонн и приличные летные характеристики. Пилотов ГВФ военного времени не освободили от внутрисоюзных перевозок, но выполнять их по сути было не на чем – почти весь авиапарк мобилизовали на военные нужды, на внутренних авиалиниях летали единичные машины.

26 января 1943 года 53 авиаспециалиста ГВФ прибыли на аэродром Большая Россошка (аэроузел «Питомник») и приступили к ремонту трофейной авиатехники. Через месяц, 28 февраля 1943-го шесть отремонтированных транспортников Ju-52 перелетели в Саратов.

К концу мая бригада техников в достаточно трудных условиях (самолеты были разбросаны по степи, советская авиация над многими из них основательно потрудилась) отремонтировала еще 34 Ju-52. После подготовки летных экипажей «Юнкерсы» передали в состав союзных управлений ГВФ и отдельных авиаотрядов, не действовавших в прифронтовой полосе.

К октябрю 1945 года ГВФ располагал 37 самолетами Ju-52, выполнявшими главным образом грузовые перевозки. Немецкие транспортники эксплуатировали в Волжском, Туркменском, Восточно-Сибирском, Таджикском, Казахском управлениях ГВФ и Якутском авиаотряде. Ju-52 Туркменского управления ГВФ перевозили серную руду от месторождений до химзавода. К исходу 1945 года в Туркмении летали девять машин. Экипажи гвфовских Ju-52 неизменно становились победителями соцсоревнований.

Помимо «52-х», в гражданской авиации эксплуатировали также легкие транспортные самолеты «Зибель-204». Передача четырех машин этого типа в Таджикское управление ГВФ помогла установить авиасообщение с высокогорным аэродромом Хорог на Памире в Горно-Бадахшанской области.

К 1947 году в полярной авиации насчитывалось 16 трофейных самолетов (Ju-52, Si-204, FW-200, Do-24, Fi-156). Три четырехмоторных FW-200 «Кондор» были взяты под Сталинградом (последний списали в конце 1950-го). Помимо «Аэрофлота» и полярной авиации, трофейная авиатехника эксплуатировалась подразделениями различных министерств и ведомств.

Один Ju-52 передали в Министерство рыбной промышленности западных регионов СССР. Авиагруппа Минавиапрома насчитывала шесть Ju-52. В Главном управлении лагерей МВД СССР в 1947 году имелись два Ju-52, три Si-204 (авиагруппа аэросъемочных работ Желдорпроекта), летающая лодка Do-24Т. «Юнкерс» W34 находился в распоряжении Дальстроя МВД СССР. В 1945 году из состава «Аэрофлота» было выделено четыре Ju-52 для увеличения перевозок продукции Главзолота (самолеты перебазировались в Читу).

Из Казахского управления было передано в Тюмень два Ju-52 для перевозки демобилизованных солдат в труднодоступные районы. Трофейные самолеты активно эксплуатировались до начала 1949 года. Один из них «отметился» в фильме «Третий удар», посвященном освобождению Севастополя: за штурвалом «Юнкерса» был пилот Владимир Маркович Рабинович.

Владимир Раткин

Картина дня

наверх